Методика-игра для определения уровня развития воображения "Где чье место?"
тест по развитию речи (старшая группа) по теме

Юрасова Ольга Николаевна

Представлена методика определения уровня воображения и развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_urovnya_voobrazheniya.doc419.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методика-игра для определения уровня развития воображения "Где чье место?"

"Где чье место?"

Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, веду к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности. Таким образом, говоря о развитии воображения в дошкольном возрасте, можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны.

Смысл игры-методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики подойдет любая сюжетная картинка, правда с некоторыми особенностями. На картинке практически около всех изображенных предметов остаются пустые кружочки. Такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками, нужно приготовить отдельно, так, чтобы каждой фигурке соответствовало только одно отведенное место на картинке.

Далее нужно попросить ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались. В зависимости от уровня развития воображения дети могут решать эту задачу по-разному.

Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на "законные" места, но все объяснения сводит к следующему: собака в конуре, потому что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на "чужие " места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же все-таки удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: "Кошка на клумбе потому, что она спряталась" и т.п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети ответить не могут.

Другие же дети (второй уровень) особых проблем при выполнении задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на "чужие" места, но с объяснением они будут испытывать некоторые трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на "их" места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольником с этим уровнем воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере дети очень стараются это доказать: "В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). А по телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)" и т.п.

Дети с высоким (третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на "чужие " места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение , прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую- либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: " Я волшебник, сейчас я оживлю эту картинку", а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или, после некоторых размышлений: " На столе лежала картинка и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались." Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить "чужое", то они должны проникнуть в "чужой" замысел, а этого дети в дошкольном возрасте , как правило, делать еще не умеют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для определения уровня развития вашего ребенка

Данные тесты помогут родителям вовремя выявить пробелы в знаниях ребенка и пополнить их к школе...

Мониторинг определения уровня развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом.

         Материалы по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера. Задания для детей  3 - 4 лет....

Определение уровня развития мелкой моторики рук

Определение уровня развития мелкой моторики рук...

Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия.

Представленная методика предложена Аллой Леонидовной Сиротюк и помогает определить уровень пазвития полушарий головного мозга....

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е.)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е....

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А.М.)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А....