Пересказ рассказа «Семья отдыхает» с неслышащими детьми 4-го года обучения.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Артемова Лилиана Леонидовна

Заключительное занятие по развитию речи для неслышащих детей дошкольного возраста 4 года обучения.  Схема рассказа нарисована детьми по предложениям помогает легко запоминать и пересказывать небольшие тексты.  Драматизация текста помогает понять и расширить представление детей об окружающем мире. Всего за 4 занятия слабослышащие и даже глухие дети легко с небольшой опорой на схему пересказывают текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа  «Семья отдыхает»  с неслышащими детьми 4-го года обучения.

1. Программное содержание.

 Продолжать расширять представление о семье. Пересказывать рассказ, используя свой рисунок – схему. Читать текст,  драматизировать его. Отвечать на вопросы .  Воспринимать текст в целом и по предложениям. Продолжать учить ориентироваться в тексте при ответе на вопросы и при дописывании слов в предложениях. Развивать слуховое и слухо-зрительное восприятие. Интонационную речь.

   Развивать память, воображение, внимание.  

   Воспитывать познавательный интерес, любовь уважение к семье и окружающим.  

  2.Оборудование.  Рисунки – схемы нарисованные детьми по тексту; сюжетная картинка «Семья отдыхает»; кукла Вова; тетради, карандаши, ручки; шашки, платок, шарф со спицами, книга, телевизор, телефон, детский магнитофон, игрушка котенок, карандаши с листком; текст в тетради (в предложениях пропущены глаголы); экран.        

    3. Методические приемы.

    Сюрпризный момент. Речевая ритмика. Чтение рассказа. Ответы на вопросы. Игра «впиши нужное слово в предложение». Физ. минутка «Осень». Драматизация рассказа. Игра « Кто ты, и что ты делаешь?». Пересказ рассказа по рисунку – схеме». Игра «Угадай, как называется рассказ?»

  4. Речевой материал. 

На доске.

Текст «Семья отдыхает». Вечером семья отдыхает. Все заняты любимыми делами. Дедушка и Миша играют в шашки. Мама и папа смотрят телевизор. Бабушка вяжет шарф. Маша  читает книгу. Вопросы к тексту: (Как называется рассказ? О ком рассказ? Что делает семья вечером? Что делают мама и папа? Что делает Маша? Что делает бабушка? Что делают дедушка и Миша? Чем,  все заняты?).

Кто ты? Что ты делаешь?       читаю       шахматы

                                         играю       книгу

                                        смотрю     рисунок

                                         вяжу        телевизор

                                         слушаю   с котенком

                                         рисую     шарф

« Дружная семья». « Огородники». «Семья отдыхает». «Фруктовый сад».

В тетрадях.

Текст «Семья отдыхает», без глаголов.

На слух: Что будем делать? (читать рассказ, пересказывать рассказ по схеме, отвечать на вопросы, писать, слушать. Вопросы к тексту. Кто ты? Что ты делаешь? Чем мы занимались на занятии? (читали рассказ, пересказывали рассказ, слушали, думали…).

 Из фруктов мама приготовила: варенье, компоты, соки. На грядках растут овощи. Это сынок Миша. Около дома рос фруктовый сад. Бабушка вяжет шарф.

Ход занятия.

Речь педагога.

Речь детей.

I.Организационный момент ( 2 м)

Речевая ритмика

ва  во  ву    Вова варежки    валенки

У Вовы новые варежки и валенки.

(Стук в дверь)

 Кто там?

Входит кукла Вова. Это Вова. Вова хочет в школу. А ты умеешь читать, писать?

-Нет. А что это такое?

 Давайте ребята на занятии  все Вове и покажем.  

Ребята, как вы думаете? Что будем делать на занятии?

А еще мы будем: /читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать рассказ по схеме/. Молодцы.

ва  во  ву    Вова варежки    валенки

У Вовы новые варежки и валенки.

 

Кошка? Собачка?

Это Вова.

Давайте.

Будем слушать, думать, играть.

Читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать рассказ по схеме.

II. Основная часть ( 20 мин)

1. Слушайте /Будем читать рассказ./ Оля будет показывать, что мы прочитали на рисунке.

(чтение рассказа хором).

Вечером семья отдыхает. Все заняты любимыми делами. Дедушка и Миша играют в шашки. Мама и папа смотрят телевизор. Бабушка вяжет шарф. Маша  читает книгу.

2. /Будем отвечать на вопросы./ (дети повторяют вопрос с выраженной вопросительной интонацией, дети показывают ответ на рисунке-схеме).

/Как называется рассказ? О ком рассказ? Что делает семья вечером? Что делают мама и папа? Что делает Маша? Что делает бабушка? Что делают дедушка и Миша? Чем,  все заняты? Что еще может вязать бабушка?  

Ребята объясните Вове.  Что это такое «любимые дела»?

Прочитает Оля.

/Что мы делали?/

3. Ребята Вова спрашивает: «А вы умеете писать?»

/Возьмите тетради в линейку, откройте./

Задание – нужно вставить пропущенные слова в предложении. Пишите, а Вова будет проверять.

 

4. А теперь мы тебе покажем, Вова, какую интересную физ. минутку мы выучили «Осень».

Молодцы!

5. А теперь ребята покажем Вове наш рассказ. Выбирайте роли.

Кто ведущий? Ведущий пересказывает рассказ по схеме, дети показывают сценку.

Вова говорит, молодцы ребята!

6. Ребята, я придумала игру.  «Кто ты? Что делаешь?» (педагог раздает детям предметы, дети смотрят на доску и из слов- фраз отвечают на вопросы.

Ты кто?

Что ты делаешь?

( и так все персонажи).

7. Вова, а ребята еще умеют пересказывать рассказ по схеме. Покажем? ( пересказывают по схеме  ещё оставшиеся 2 человека. Молодцы!

8. Ребята, вспомните, какие рассказы мы с вами читали осенью?

А теперь, определите из какого рассказа это предложение?

 /Из фруктов мама приготовила: варенье, компоты, соки./ Верно?

/На грядках растут овощи./

/Это сынок Миша. /

/Бабушка вяжет шарф. /

Молодцы!

Будем читать рассказ.

Вечером семья отдыхает. Все заняты любимыми делами. Дедушка и Миша играют в шашки. Мама и папа смотрят телевизор. Бабушка вяжет шарф. Маша  читает книгу.

Будем отвечать на вопросы.

Рассказ называется «Семья отдыхает». Рассказ о семье. Вечером семья отдыхает. Папа и мама смотрят телевизор. Маша читает книгу. Бабушка вяжет шарф. Дедушка и Миша играют в шашки. Все заняты любимыми делами. Может вязать варежки.

Это то, что мы любим делать: рисовать, играть, слушать музыку играть в компьютерные игры …

 

Мы отвечали на вопросы.

Да, умеем.

(дети выполняют задания в тетрадях)

Вечером семья _______. Все ____ любимыми делами. Дедушка и Миша _____ в шашки. Мама и папа _____ телевизор. Бабушка ____ шарф. Маша  ____ книгу.

 Физ. минутка.

( дети вытягивают действующих лиц и берут, что им надо для сценки)

Я!

Я бабушка. Я вяжу варежки…

Я дедушка. Я слушаю музыку. Я мама Я  играю с котенком.…

 

Да!

Пересказ  рассказа.

«Дружная семья». «Семья отдыхает». «Огородники». «Фруктовый сад».

Это рассказ «Фруктовый сад».

Это рассказ «Огородники».

Это рассказ «Дружная семья».

Это рассказ «Семья отдыхает».

III. Заключительная часть

Ох, и устал Вова! А вы ребята устали?

/Что мы делали на занятии?/

Вова, вот как много нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу? Да!

А тебе понравились наши ребята? Да!

Вот Рома /Молодец!/ Софья /Умница./ Рамазан /Очень хорошо читал./ Хвалит всех детей.

Ребята, слушайте внимательно домашнее задание. Нужно нарисовать, как ваша семья отдыхает. И ваши рисунки мы повесим на стенде.

До свидания.

Нет.

Мы пересказывали рассказ, читали рассказ, играли, писали, думали.

Да!

Молодец! Умница! Очень хорошо читал!

До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с кохлеарно имплантированными детьми 1, 2 года обучения.

Из опыта работы с кохлеарно имплантированными детьми 1, 2 года обучения.Фото, видео фрагментов занятий....

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности 2 года обучения Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Цель: Формирование у детей умения  пересказывать рассказ близко к тексту. Задачи:-активизировать речевую деятельность детей;- развивать навык подробного пересказа по мнемодорожке составленно...

Решение проблемной ситуации «Как солнышко лучики искало» Образовательная квест-игра с детьми ОВЗ 4 года обучения

Решение проблемной ситуации «Как солнышко лучики искало» Образовательная квест-игра с детьми ОВЗ 4 года обучения...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...