Как лучше учить стихи?
статья по развитию речи по теме

Ямщикова Анна Васильевна

В статье описываются методы тренировки памяти при заучивании с детьми стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_luchshe_uchit_stihi.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Как лучше учить стихи?

Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придётся делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребёнка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания является хорошим методом тренировки памяти. Если ребёнок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление довольно распространённое, необходимо научить его нескольким методам тренировки памяти.

Первый метод – это метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала. Он позволяет сделать процесс заучивания лёгким и непринуждённым. Начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Вы читаете эту строку и просите ребёнка её повторить. Желательно повторить её несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить ещё раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело,спокойно,восторженно,грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы вы сами показали малышу, как это делать. Далее вы читаете вторую строку и просите сделать то же самое. Однако, после паузы просите малыша повторить обе строки – первую и вторую. Эти строки так же повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на  стихотворениях, состоящих из четырёх строк. Тогда ребёнок просто «обречён» на успех.

Второй метод предназначен для « перевода» словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее. Просите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе её смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие- нибудь  реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Такой метод является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.

Третий метод – это метод »пересказа» стихотворения своими словами. Вы читаете всё стихотворение и просите ребенка рассказать, о чём в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, как выглядят. Можете помочь малышу наводящими вопросами. Цель такого пересказа состоит в том, чтобы ребёнок как можно глубже проник в смысл того, о чём говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая  обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.

 В заключение  ещё несколько советов. Желательно обучать ребёнка всем трём методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается всё стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» тестовой информации в образную форму. При заучивании стихотворения обращайте внимание на настроение чувства персонажа, который в нём описан. Обязательно делайте перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не заставляйте учить ребёнка стихотворение, если он этого сейчас не хочет. Если вам интересно знать есть ли какой-то прогресс в развитии памяти вашего ребёнка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В каком возрасте лучше начинать учить буквы, читать?

Многие родители задаются этим вопросом, когда же? И многие  стремятся научить  ребенка  читать как можно раньше, уже в 3-4 года. А правильно ли это?Неврологи и физиологи сходятся во мне...

Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать

Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читатьК 4-5 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи. Но ведь наши дети такие разные, и поэтому совершенно естественно, что у некоторых из...

Учите ребенка говорить- он будет лучше писать и читать.

К 4-5 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи. Но ведь наши дети такие разные, и поэтому совершенно естественно, что у некоторых из них не все идет так, как бы этого хотелось....

Как лучше учить стихи с детьми.!!!

Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует-обо...

"Как лучше учить стихи". Консультация для родителей

   В статье «Как лучше учить стихи» рассказывается о трех методах скорейшего и обдуманного заучивания содержащейся в произведении информации....

Консультация для родителей "Как помочь ребенку лучше учиться? Как сделать его более внимательным и усидчивым?"

Как помочь ребенку лучше учиться? Как сделать его более внимательным и усидчивым?...