Занятие по развитию речи по картине "Половодье"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Оболтина Ольга Владимировна

Занятие составление описательного рассказа по картине «Половодье» или по картине Комарова «Дело плохо!». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyati_po_razv_rechi_polovodei.doc38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе.

     Тема: составление описательного рассказа по картине «Половодье» или по картине Комарова «Дело плохо!».

     Цель: составление рассказа по картине. Развитие речи детей при рассматривании и составлении описательного рассказа по картине. Активизировать и направлять мысль детей. Развивать внимание,  наблюдательность, мышление, воображение.

     Задачи: учить детей «читать» картину, осмысливать и понимать ее содержание;

     Учить описывать предметы;

     Развивать пространственное мышление;

     Закреплять представление детей о холодных и теплых тонах картины;

     Способствовать развитию творческого воображения детей;

     Учить сопоставлять непосредственное восприятие изменений в природе и их отражение в живописном и художественном произведениях.

     Формировать личностное отношение к процессу восприятия картины и художественного произведения (дети определяют, что одни и те же чувства могут быть вызваны различными видами искусства).

     Подготовительная работа: чтение произведения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

       Беседа по картине – это диалог между учителем и детьми по вопросам, направленным на восприятие и понимание картины.

     Необходимо пробудить эмоции детей, поддержать их внимание и интерес к изобразительному искусству, активизировать умственную работу, что является одним из важнейших условий речевого развития детей.

     Важнейшим условием развития речи является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства.

     Определение «звучания» картины, «вхождение в картину». – «Что бы вам хотелось сделать, если бы вы попали в эту картину?»

     Тип речи – описание.

     Параллельная связь предложений – связь всех предложений с общей темой.

      1.  Организующее начало. Игра «Тень-тень».

В.- Ребята, знаете, а к нам сегодня на занятие придет один из персонажей этой игры. А кто, угадайте, - И стоит среди травы, уши больше головы.

Д. – Зайчик. (стук в дверь)

В.-З. – Здравствуйте, дети.

Д.- Здравствуй, зайчик.

В.-З. – Здравствуйте, гости. (гости здороваются)

     2.В.- Ребята, давайте сядем на свои места и начнем занятие. (Дети тихонько садятся, в-ль обращает внимание на осанку).

В.- Ребята, а чтобы узнать тему занятия, отгадайте загадку, которую принес зайчик:

-Долго шла она тайком от ветров и стужи,

А сегодня – прямиком шлепает по лужам.

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

Дети думают и называют: - Весна.

В. – А как вы догадались?

Дети говорят, что она шлепает по лужам  тайком от стужи, что весна топит снега и гонит их с гомоном и звоном – это ручьи бегут… и т.д.

В.- А почему зайка загадал вам такую загадку?

Д.- Потому что  сейчас идет весна.

В.- А какие приметы весны вы знаете?

Д.- Снег тает, и днем появляются лужи. Сосульки на крышах все длиннее, потому что днем солнце пригревает, а вечером опять морозец. Солнце стало теплее и ярче, и когда мы выходим на улицу, то глаза закрываются от яркого света. День стал длиннее, а ночь короче. Река весной вскрывается ото льда и начинается ледоход. Кое-где появляются  первые проталины. Птицы возвращаются .

В.- Зайчик, а знаешь, дети недавно познакомились с произведением, в котором рассказывается о зайцах, попавших в беду весной. Ребята, как называется это произведение?

Дети говорят о том, что оно называется «Дедушка Мазай и зайцы» и что написал его Николай Некрасов. Затем ребята кратко, 5-6 предложений вспоминают сюжет произведения.

В.- Если писатель рассказывает об  услышанном или увиденном  словом, и мы можем взять книгу и прочитать ее, то как же художник сделает это? (Д.- при помощи краски, при помощи написания картины… В.-  Художник использует иной язык – язык цвета).

     И сегодня мы познакомимся с картиной Комарова, который писал свои картины специально для маленьких детей. Эта картина по сюжету близка  знакомому вам произведению о дедушке Мазае и зайцах.  Мы  рассмотрим  картину и составим по ней рассказ. Зайка будет смотреть, как вы хорошо будете это делать, а так как вы почти уже школьники, то отвечать на вопросы надо полным ответом. (Вос-ль ставит картину и дает возможность 5 -7 сек. рассмотреть ее).

 В.- Какое время года изобразил художник?

Д.- Художник на картине изобразил весну. Река разлилась и затопила луг. Даже несколько деревьев в воде. Кора на них набухла, стволы мокрые и темные. Деревья еще не покрыты листвой.

В.- А кто вспомнит, как в природе называется явление, когда весной река разливается?

Д.-  Это явление в природе называется половодье.

В.- Да, половодье бывает только весной при таянии снега и вскрытии ото льда. Ребята, каждая картина имеет свое название. А как бы вы назвали эту картину?

Д.- Разлив реки. Весна идет. Зайцы в опасности. Где же дедушка Мазай? Половодье.

В.- А художник назвал свою работу: «Плохо дело!». Почему же он так назвал ее?

Д.- Потому что зайцам из-за половодья грозит беда, опасность….

В.- Да, ребята, вы правы. Но чтобы лучше понять, что хотел сказать нам художник, мы с вами внимательно рассмотрим картину.  Кто изображен на этой картине?

Д.- На этой картине изображены зайцы. Они попали в беду из-за половодья.

    Три зайца кое-как поместились на маленьком островке. Вода уже начала его потоплять и задние  лапы у одного зайца в воде. Он приподнял передние лапы, чтобы  они не были в воде. Другой заяц приподнялся на задние лапы и смотрит вдаль. Он наверно смотрит,  где есть сухое место, а может быть надеется на помощь людей. Еще на этом островке сидит большая крольчиха, она прижала уши, съежилась, ей  наверно совсем плохо. А на пенечке сидит маленький зайчик, может даже сынок зайчихи. Видно, как ему страшно одному и холодно. Глаза у зайцев грустные, наполнены страхом. Они очень боятся, ведь им угрожает опасность.

В.- Итак, художник на переднем плане изобразил зайцев, затопленные деревья, а что вы видите на заднем плане?

Д.- На заднем плане я вижу  маленькие домики. Они деревянные, может быть это окраина деревни, а может быть одинокие домики. Они серые, темные и кажется, что они такие  от дождя и сырости. Видно, что вода очень близко подошла и к ним.  Почти от самых домов  художник нарисовал узкую полоску леса. Она тоже темно-серая. Может быть зайцы прибежали сюда из этого леса.

В.- Ребята, а какого цвета больше на этой картине?

Д.- Художник использует коричневый, серый, немного желтого и светло-голубого.

В.- А какие цвета преобладают: теплые (красный, желтый, оранжевый) или холодные (коричневый, зеленый, синий, фиолетовый)?

Д.- Художник использовал в основном  холодные цвета.

В.- А почему?

Д.- Потому что эта картина  грустная, ведь здесь зайцам угрожает опасность. И только на небе есть немного светло-желтого. Это лучи солнышка, которое прячется  за тучами. И на воде есть немного отражения от этих лучей.

В.- О чем это говорит?

Д.- Наверно, солнце скоро выглянет и зайцы обсохнут и им уже не будет так плохо. Это надежда, что зайчики все-таки спасутся.

В.- Ребята, что хотел нам сказать художник?

Д.- Он хотел нам сказать, что природу надо беречь, и что зайчики весной беззащитны и им надо помогать. И что  охотиться весной на зайцев нельзя. Это плохо. Об этом говорит и Мазай.

В.- Какие чувства вызвала у вас эта картина?

Д.- Грусть, жалость к зайцам, желание помочь им, сострадание..

     3. Физминутка. Записана на магнитофон: «Для начала повертели головой. Оборот и оборот….»

     4. В.- Ребята, мы с вами рассмотрели картину Комарова «Плохо дело!», а сейчас станем сами писателями и составим свой рассказ по этой картине. А чтобы вам было легче, предлагаю план, по которому вы будете составлять свой рассказ. 1) Кто изображен на картине и в какое время года?

2)Что случилось? Описать передний и задний план картины. 3) Какие краски использовал художник? Почему? 4) Что хотел нам сказать художник? Мое отношение к картине.

- План для воспитателя при составлении рассказа по картине: 1) Вступление (указать предмет описания – На этой картине изображены зайцы во время половодья.) 2) Основная часть (описание самой картины). 3) Заключительная часть (оценка картины, ее общее настроение, основная идея).

     5. Рассказ ребенка.

      На картине «Плохо дело!» художник изобразил зайцев. Они попали в беду, потому что наступила весна, и произошло половодье.

      Река разлилась и затопила все вокруг, даже деревья стоят в воде. И зайцы спасаются как могут.  Три из них сидят на маленьком островке. Видно, что им тесно. У одного зайца задние лапы уже вымокли, потому что вода все прибывает. Он поднял одну лапку. Заяц  смотрит прямо, как будто на нас. Второй зайчик приподнялся на задние лапки и вглядывается вдаль, как будто ищет спасения. Может их и спасет такой же добрый охотник, как дедушка Мазай? Третья - зайчиха сидит на четырех лапах, она съежилась. Ей наверно очень холодно. Она смотрит на четвертого маленького зайчика, который сидит на пенечке. Это, наверно, ее сыночек. Мне кажется, что этому зайчику, который сидит на пеньке, страшнее всего. Ведь он один, ему не к кому прижаться. Он смотрит на свое отражение или на холодную воду. Этот зайчик самый грустный. Все зайцы очень напуганы. В глазах печаль, грусть и страх от того,  что они могут погибнуть. Ведь самим им не как не спастись.

      На заднем плане художник изобразил несколько маленьких деревянных домиков. Может это начало деревни. А может и заброшенные дома. Дальше идет лес, он очень далеко.

      Художник использовал в основном холодные тона. Вода холодная, темная. Не хочется искупаться в такой воде. Поэтому понимаешь, как зайчикам холодно и страшно. Деревья темно-коричневые. Кора набухла от сырости и местами отлетела. И дома, и лес тоже темные. Небо низкое, темно-серое, в тучах. Но солнышко пробивается сквозь тучи. Здесь художник использовал теплый желтый цвет. Он дает надежду, что когда солнышко выглянет, то зайчики обсохнут. Вода тоже потихоньку начнет уходить.

     Мне кажется, что художник хотел сказать нам, что природу надо беречь. И что весной, когда зайцы из-за половодья и так в опасности, на них нельзя охотиться. Об этом хорошо написал и писатель Николай Некрасов в произведении «дедушка Мазай и зайцы».

      Эта картина мне понравилась.  Мне понравилось, как художник изобразил зайцев, как живых. Я верю, что все будет хорошо. Может быть зайчиков спасут люди, или вода уйдет, и они спасутся сами.

     В. Дети, вам понравился рассказ Наташи?.... Чем он вам понравился?

     Составляют рассказ 3-4 ребенка, воспитатель при затруднении помогает наводящими вопросами. Можно составить общий рассказ по цепочке.

     Воспитатель спрашивает у детей в конце услышанных рассказов, чей рассказ им понравился больше всего и почему.  

     Можно, при составлении рассказа, чтобы дети воспользовались схемой, знакомой детям.

     В конце занятия зайчик, который пришел к детям на занятие, хвалит всех детей и отмечает достоинства каждого.

     6. Затем воспитатель предлагает детям подумать и выразить свое отношение к занятию: если занятие понравилось, было интересно, взять красный магнит, если было трудно – зеленый, а если все не понравилось, ничего нового не узнали, было неинтересно, взять синий магнит. Дети на доске, в виде лучей, располагают магниты, а зайчик смотрит, «разговаривает» с детьми, хвалит их, узнает у детей о трудностях. Отдельно беседует с теми детьми, кто взял зеленый и синий магнит.

     Картина еще неделю остается в группе и дети по желанию составляют свой рассказ, который воспитатель записывает на магнитофон. В дальнейшем дети очень любят прослушивать запись, отмечая достоинства или недочеты в составлении рассказа.

     

Занятие разработала в-ль под. гр. ДОУ «Русская березка»,  Оболтина О.В. 

п. Кондинское    2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...