Конспект открытого занятия по развитию речи «Что растёт на ёлке?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пищулина Наталия Викторовна

 

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных - наше богатство. Его надо беречь. О родной природе, о ее богатствах - нужно воспитывать в детях заботу.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу - ко всему, что его окружает.

 Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать  детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_rastyot_na_yolke.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида № 124»

Заводского района г.Саратова

Конспект открытого занятия по развитию речи

«Что растёт на ёлке?»

старшая группа

Разработала и провела

воспитатель

Пищулина Н.В.

г.Саратов 2010г.

Тема занятия: «Что растёт на ёлке?»

Программное содержание.

  1.  Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, различать ель и сосну.
  2.  Способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях (ели и сосне).
  3.  Развивать умение видеть красоту дерева в разное время года, особенно ели зимой (стройная. Уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели.
  4.  Познакомить с картиной Шишкина И.И. «На севере диком...» и стихотворением М.Ю.Лермонтова «Сосна».
  5.  Активизировать речь детей словами: Красная книга, ельник, сосновый бор, хвойное дерево, хвоя, кедр,пейзаж, репродукция, упражнять в образовании однокоренных слов (ель-ельник).
  6.  Развивать у детей психофизические способности, а именно ( внимание, память, логическое мышление, речь).
  7.  Воспитывать бережное и заботливое  отношение к деревьям как к живым существам.

 

 Раздаточный материал: карточки (ель, сосна), шишки (ель, сосна).

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, чтение рассказов В.Жарова «Ель», Г.Скребицкого «Раненые деревья», чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Сосна»; заучивание пословиц о лесе; рисование «Наша нарядная ёлка».

Наглядность: шишки (еловые, сосновые, кедровые); картинки (ели и сосны); шапки-маски (белок); корзина, мольберт, кедровые орешки; репродукция картины И.И.Шишкина «На севере диком...»

Ход занятия

      Фон леса закрыт занавесом. Дети стоят в зале. Воспитатель включает тихо музыку. Просит закрыть глаза. Под музыку говорит слова: «Вот мы идём по тропинке, высоко светит солнце, вокруг нас зелёная трава и высокие деревья, а кругом слышится песня птиц». Открываем глазки.

      -Ой, ребята, куда мы с вами попали? (Ответы детей).

        Правильно, в лес.

  Из-за ели выходит Старичок Лесовичок.

Лесовичок: -Это кто же пожаловал ко мне  в гости?

                      Здравствуйте, мои друзья!

                      Это я -седой старик, называюсь лесовик.

                      Я в лесу своём живу,

                      За порядком здесь слежу.

   Посмотрите как красиво в моём лесу.

  -Какие деревья растут в лесу? (Ответы детей).

  -А сейчас я загадаю вам загадку:

                                 По округе славиться

                                 Зелёная красавица.

                                 Сарафан-как колокол,

                                 По земле да волоком,

                                 Шапочка с опушкой,

                                 С острою макушкой.

                                                                     (Ель).

 -Правильно — это ель.

      В моём лесу растения и деревья умеют разговаривать. Вот сейчас и ель сама расскажет о себе. (Выходит ребёнок в костюме ели).

Ель:     Я -ель, вечнозелёное хвойное дерево. У ели главный стебель-ствол, покрыт тёмно-бурой корой. Листья у ели имеют форму иглы. Такие листья называют хвоей (отсюда название «хвойные деревья»). Хвоя ели короткая, заострённая на конце, колючая, зелёная. На ветке хвоинки располагаются по одной и они сохраняются на зиму.

      Крона у ели имеет форму пирамиды:вверху ветки-короткие, молодые, внизу-длинные, старые, широкие. Каждую весну и лето ель растёт, становится выше.

      Размножается ель семенами, которые созревают в шишках. Шишки имеют продолговатую, вытянутую форму. Их семенами питаются птицы, животные. Например, белки. (Показывает картинку).

      Ель очень полезное дерево, потому что оно издаёт хороший запах и очищает воздух от бактерий.

      Лес, в котором растут только ели - называется ельником.

Лесовичок: - Ребята, как вы думаете у этого дерева листья-хвоины опадают или нет? (Ответы детей).

     -Я вам открою секрет: да, они опадают, но не все сразу как у лиственных деревьев , а постепенно, через несколько лет. Поэтому мы не замечаем. Как одни хвоины опадают, а другие вырастают.

       -А сейчас я вам загадаю ещё одну загадку:

                                        Это дерево не ёлка

                                        Хоть есть шишки и иголки

                                        Как колонна каждый ствол,

                                        Сверху крона-как шатёр.     (Сосна).

Вот и сосна сама расскажет о себе.

Сосна:     -Я сосна-тоже хвойное дерево. Ствол покрыт слоистой  оранжево-бурой корой, прямой и голый. На ветках располагаются хвоинки. Они светлее и грубее, чем хвоины ели. Хвоинки сосны располагаются пучками. В каждом пучке две хвоины. У сосен, растущих на хорошо освещённых, открытых местах, крона раскидистая. У сосен, растущих в сосновых борах, крона куполообразная. На ветках также располагаются  шишки с семенами. Шишки короткие, округлые, твёрдые.

      Лес, в котором растут только сосны-называется бором.

Лесовичок:    -Вот какие у меня в лесу красивые растут деревья. Но они не только славятся своей красотой,но ещё и пользой.

        Ель и сосна издают хороший запах и очищают воздух от бактерий. Поэтому в хвойных лесах воздух всегда чистый. Древесину ели и сосны используют как ценный строительный и поделочный материал. Из древесины ели изготавливают бумагу. Древесину сосны используют при строительстве кораблей, домов, изготовление мебели.

      Из хвои получают витамин С, молодые побеги используют для получения лекарств.

      А ещё их люди используют как украшение к празднику. К каждому Новому году вырубается очень большое количество деревьев. Этого делать нельзя. Лучше всего украшать искусственное дерево. Но многие люди предпочитают украшать живое дерево. Вот поэтому существуют лесные хозяйства, которые специально выращивают ели и сосны, которые можно приобрести на ёлочных базарах. Поэтому эти деревья нам надо охранять. Даже есть такая пословица: «Не губите лес-берегите лес».

Давайте  вместе повторим пословицу.

Лесовичок:   -А теперь, ребята, я хочу узнать, кто же из вас был самым внимательным?

      -Чем отличается ель от сосны?

Признаки

Ель

Сосна

Крона

Форма пирамиды

Куполообразная

Ствол

Закрыт ветками

Прямой, голый

Хвоя

Короткая,тёмная,растёт по одной

Длинная,светлая,растёт пучком по две

Шишки

Продолговатая,относительно мягкая

Короткая,округлая,твёрдая

      -Молодцы!

Лесовичок:   -А сейчас я хочу поиграть с вами в интересную игру: «Каждая шишка на своём месте». А я буду смотреть кто из вас внимательнее.

      На столах лежат заранее приготовленные карточки с изображением веток ели и сосны. Дети должны правильно подобрать шишку к своей ветке.

Лесовичок:   -А сейчас поиграем в другую игру: «Собери шишки».

      Дети делятся на две группы. Лесовичок надевает шапочки белок на детей. В корзине находятся шишки еловые,сосновые,кедровые. Одна группа белок собирает еловые шишки, а вторая-сосновые.

                                      Скачут белки-шалунишки,

                                      Рвут с еловых веток шишки.

                                      Есть у белок семена-

                                      И зима им не страшна.

                                      1,2,3,-начни.

      -Молодцы, ребята!

Лесовичок:   -Как же красиво в лесу. Многие художники очень красиво воспели красоту родных просторов. Одним из таких знаменитостей является Иван Иванович Шишкин. Больше всего на свете он любил изображать деревья, леса, реки... Всё вместе это называется «пейзаж».

      Посмотрите, как красиво, величаво изобразил Шишкин сосну. Рассмотрим репродукцию картины «На севере диком...». Послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна».

                            На севере диком стоит одиноко

                            На голой вершине сосна

                            И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                            Одета, как ризой, она.

     -Ребята, как же красивы и величавы эти деревья. Но некоторые представители хвойных деревьев занесены в Красную книгу. Например, Ель сибирская, которая произрастает в Сибири.

     -Ребята,какие же вы все молодцы. Напомните мне,пожалуйста, какие хвойные деревья мы сегодня встретили в моём лесу и познакомились с ними? (Ель, сосна).

           -Почему ель и сосну называют хвойными деревьями?

Лесовичок: -Ну что же ребята, мне пора идти и следить за порядком в лесу. (Берёт корзину).

      -Ой, ребята,я совсем забыл, ведь в корзине осталась большая шишка. Это шишка кедра. У неё тоже есть семена в виде орешек. Поэтому и называются «кедровыми орешками».

      Мне очень понравилось с вами общаться. И поэтому я хочу угостить вас кедровыми орешками.

     А мне пора следить за порядком. Приходите ко мне ещё в гости! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...