Проект "В гостях у сказки"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Адаменко Анна Владимировна

Проект для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию.  Тема : "Сказки как средство развития связной речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_gostyah_u_skazki.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                    Проект                                                                                                                                                    

« В гостях у сказки»

                    Автор проекта: Адаменко Анна Владимировна,                                

             воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ д/с№2 г. Таганрога

2012г.

Паспорт проекта:

Тема:  « Сказки как средство развития связной речи»

Участники:  дети старшей группы, родители, специалисты МБДОУ д/с №2 г.Таганрога, сотрудники Таганрогского литературного  музея А.П.Чехова, сотрудники Таганрогского художественного музея.

Вид проекта- инновационный.

База проекта- МБДОУ д/с №2 г. Таганрога.

Сроки реализации: 2012-2013 учебный год.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА:

Проблема: Проблема развития связной речи особенно актуальна в наше время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями  успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

 Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы.

Актуальность проблемы:

  1. Познавательно–речевое развитие детей дошкольного возраста рассматривается в нормативных документах:
  1.  Приказ Министерства образования и науки  РФ от 23.11.2009 г. № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
  2. Приказ Министерства образования и науки  РФ от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва

"Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"".

  1. Научно-теоретический аспект .

  Проблема развития связной речи дошкольников имела большое значение в трудах отечественных и зарубежных педагогов.   К.Д.Ушинский внес большой вклад в методику развития связной речи детей дошкольного возраста. Также проблемой речевого развития занимались такие ученые, как  Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.А.Пеньевская,  А.П.Усова. Разнообразные аспекты развития связной речи изучали Н.Ф.Виноградова, Л.В.Ворошнина, Н.И.Кузина, Т.И.Гризик, О.С.Ушакова , В.В.Гербова и другие.

  1. Состояние практики в старшей группе МБДОУ д/с №2

В ходе наблюдений и по итогам  проведения педагогической диагностики уровня освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, разработанной Н.Б.Вершининой, был отмечен низкий уровень владения связной речью у 10 из 26 воспитанников.

Цель: Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать

-имеющиеся программы по проблеме познавательно-речевого развития детей ;

- практический опыт педагогов МБДОУ д/с №78 г. Таганрога.

 2. Выявить

   - уровень познавательно-речевого развития  детей в своей группе;

   - провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта.

   3.Разработать систему занятий, мероприятий, консультации для родителей и           педагогов.

Предполагаемый результат :

1.Знание теоретических основ по проблеме познавательно-речевого развития  детей,  готовность применять полученные знания и опыт коллег в  ходе реализации проекта по  проблеме познавательно-речевого  развития  детей.  

2. Показатели уровня развития детей по проблеме познавательно-речевого развития по итогам реализации проекта будут превышать на 10-15 % первоначальный уровень.

3.Эффективность использования разработанных занятий, методик будет доказана повышением уровня развития детей.

Механизмы реализации цели и задач проекта:

- разработка системы  занятий и мероприятий ;

- организация  сотрудничества c Таганрогским художественным музеем, Таганрогским литературным музеем А.П.Чехова;

- апробирование методических рекомендаций, направленных на повышение компетентности педагогов и родителей в современных направлениях и технологиях по познавательно-речевому развитию дошкольников.

Инновационность:

           Создание модели взаимодействия всех участников образовательного   процесса в ДОУ, использование нестандартных форм организации непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности педагогов, старших дошкольников при интеграции образовательных областей.                        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

I этап- подготовительный

 Сроки реализации: сентябрь- октябрь

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы:

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";

  Приказ Министерства образования и науки РФ №2151 « Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы ДО"      № 2151 от 20.07.2011г.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".



Изучение передового педагогического опыта по проблеме познавательно-речевого развития  детей.




Знание перечисленных документов.












Готовность к применению.

2.

Изменение развивающей среды по проблеме познавательно-речевого развития детей .

Создание мини –библиотеки; приобретение  и изготовление пособий и дидактического материала; создание картотеки театрализованных, пальчиковых игр, интерактивных развивающих игр; создание методичек, папок-передвижек для родителей по проблеме познавательно-речевого развития.

3.

Участие в муниципальном конкурсе «Играем Чехова», участие в детском международном литературном  конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь».

Участие, победа в конкурсах « Играем Чехова», « Сказка в новогоднюю ночь»


Изготовление презентации и создание медиатеки и коллекции цифровых образовательных ресурсов по проблеме познавательно-речевого развития  детей.  

4.

Выявление уровня развития детей по проблеме познавательно-речевого развития  дошкольников на основе диагностики речевого и познавательногоразвития старшихдошкольников Н.Б.Вершининой,              М.М.Алексеевой и В.И.Яшиной;    выявление интегративных качеств, отражающих ведущие сферы психического развития дошкольника, на основе мониторинга Ю.А. Афонькиной.

Протоколы, таблица результатов диагностики.

5.

Разработка проекта «В гостях у сказки» .

Разработка конспектов НОД по развитию связной речи старших дошкольников.

Создание картотеки цифровых образовательных ресурсов.  

Разработка  консультаций и рекомендаций для родителей .

    II этап – (основной, практический).

Сроки реализации: ноябрь - май

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.













 2.




 3.

С детьми:

Разработка конспектов НОД по использованию сказок в познавательно-речевом развитии детей.

Ежемесячно проведение викторины по сказкам.

Посещение тематических выставок, интерактивных мероприятий в Таганрогском  художественном музее и Таганрогском  литературном музее А.П.Чехова.

Совместно с родителями составление и изготовление « Книги сказок» (записанные пересказы с иллюстрациями детей, оформленные в виде книги).

Постановка музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка» для детей и родителей.

С педагогами:

Проведение консультации для педагогов по теме «Использование сказок в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

С родителями:

Проведение родительского собрания «Сказки в жизни детей»

Проведение тематического вечера


Повышение  мотивации к познавательно-речевому развитию, повышение уровня развития связной речи, расширение кругозора.








Повышение уровня знаний по проблеме познавательно- речевого развития старших дошкольников.



Повышение компетентности родителей, укрепление детско-родительских отношений.

 

III этап – заключительный.

Сроки реализации: июнь - август.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Используя  диагностический  инструментарий Ю.А.Афонькиной, Е.Г. Юдиной, Н.Б.Вершининой, выявить уровень познавательно-речевого развития детей .

Динамика развития детей.

 2.

Анализ итогов использованных методик

Эффективность   доказана повышением уровня развития детей на 10%.

3.

Создание  презентации по итогам реализации  инновационного проекта.

Презентация проекта «В гостях у сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...