«АХ ТЫ, ЗИМУШКА-ЗИМА, ВСЕ ДОРОГИ ЗАМЕЛА»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

 

Конспект сюжетно-игрового занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи  в старшей логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ah_ty_zimushka-zima_vse_dorogi_zamela.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 8 «Белочка»

«АХ ТЫ, ЗИМУШКА-ЗИМА, ВСЕ ДОРОГИ ЗАМЕЛА»

Конспект НОД: познание; игра; коммуникация.

Воспитатель коррекционной группы

Федорова Л.Ю.

Г. Красноармейск

Цели:

  1. Обогащение словаря по темам: «Зима», Зимние развлечения».
  2. Работа над речевым дыханием, дикцией, интонационной и мимической выразительностью.
  3. Формирование диалогической речи.
  4. Развитие двигательных умений и динамической координации.

Материал

  1. Картина «Зима».
  2. Шапочки зайчиков по количеству детей, 1 шапочка медведя, я шапочка Деда Мороза.
  3. Кассета с записью легкой инструментальной музыки.
  4. Магнитофон.
  5. Искусственные елочки, пенечек.

  1. Вводная беседа

Предлагаю детям подойти ко мне и послушать строки из стихотворения  И. Сурикова «Зима».

Читаю детям:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

Задаю детям вопросы:

 - О каком времени года это стихотворение?

 - Как вы догадались? Правильно, эти строки о зиме.

Зимой выпадает снег, укрывая всю землю белым покрывалом и наряжая деревья и кусты в зимние шубы и шапки. Дни становятся короче, и наступают сильные морозы.

 - Дети, а вы хотите отправиться в зимний лес в гости к Деду Мороза?

 - Тогда садитесь в  поезд и в путь!

        II.          Речевая гимнастика

Упражнение «Поезд» (в движении большим кругом)

Мчится поезд, скрежеща,

Же-че-че-ща,

Же-че-че-ща,

Же-че-че-ща.

Мчится поезд за город. Вот и зимний лес!

Выходите, ребята, из вагончиков. Посмотрите, как красиво в зимнем лесу, мы словно в сказку попали! Да вот беда – не пробраться нам по таким сугробам к дому Деда Мороза. Давайте с вами наденем лыжи.

Упражнение «Лыжники»

 Легко по лесу бегут лыжники, скрипит снежок под ногами: ссс! ссс! ссс! (показываю детям имитацию движений лыжников – глубокое приседание, параллельные движения рук). Выполняю упражнение вместе с детьми, напоминаю артикуляцию звука «с»: улыбнитесь, покажите зубки, кончик языка прижмите к нижним зубам.

 - Легко бегут лыжники, радостно: ссс! ссс! ссс!

 - Впереди горка. Тяжело забираемся на гору. Шуршит снег под ногами: Ш! Ш! Ш! Ш! (напоминаю артикуляцию звука «ш»)

 - Съезжаем с горки: присесть, оттолкнуться палками, едем: ссссссссссссс

(продолжительный выдох – постепенно выпрямляемся)

       III.Работа над интонационной выразительностью.

 - Рады лыжники зиме, весело говорят:

Ах ты, зимушка-зима,

Все дороги замела!

(хором и индивидуально спросить  2-3- детей)

 - А Саше нельзя гулять, он заболел. Сидит он дома, глядит в окошко и говорит грустно-прегрустно

(повторяет ту же фразу грустным голосом).

 -  Дворники сердятся: намело много снега, сколько им работы привалило!

 - Давайте произнесем эти же строки сердито, ворчливо, как дворники.

(хором и индивидуально спросить 2-3 детей).

 - И  в заключении мы с вами проговорим эти слова громко, радостно, потому что мы рады зимушке-зиме, белому пушистому снегу и веселым зимним развлечениям.

       IV. Театрализованная игра «Дед Мороз»

- А где же  Дедушка Мороз? Что-то его не видно?

Дед Мороз проспал в постели

Встал, сосульками звеня:

«Где вы, вьюги и метели,

Что не будите меня?»



Налетели вьюги, завыли:

У-У-У-У-У-У-У

В-В-В-В-В-В-В


Застонал лес:

М-М-М-М-М-М-М


Застонали дубы:

ММММММММ


Застонали березки:

МММ-МММ-МММ


А Дед Мороз колдует:

Разыграйтесь, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели,

Все, что есть в моем лесу,

Все засыплю, занесу!



Хором громко, грозно, низким голосом.

Индивидуально спросить двух-трех детей, надев шапочку Мороза на голову.


Танец метели в движении врассыпную.


Дети стоят, опустив руки вниз, ноги на ширине плеч, изображая деревья.



Низко, тяжело.



Жалобно, высоко.



Повелительно, грозно, низким и протяжным голосом.

- Разбушевались вьюги и метели и успокоились.

Полно тебе, Дедушка Мороз, ребят пугать, давай лучше вместе с детьми загадки отгадывать.

        V. Объяснение загадок.

- Послушайте первую загадку:

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь, сытая

Вниз кидала, сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки.

(снежная туча, снег)

- Как вы думаете, что за лебедь серая приплыла к нам с севера?

Правильно, туча снежная.

А как вы догадались, что она сыпала на поля и озерушки снег?

Да, ребята, правильно, снег похож на белый пух, перышки и легкую вату.

 - Послушайте следующую загадку:

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(снежинка)

 - Как вы догадались, что это снежинка?

Правильно, снежинки похожи на маленькие звездочки, но взять их в руки нельзя, потому что они быстро таят от человеческого тепла.

А как можно рассмотреть снежинку, ее форму, неповторимый узор?

Конечно, если она опустится на варежку или пуховик, тогда быстро не растает, и можно будет за ней внимательно  понаблюдать.

 - Я приготовила еще загадку:

Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги

И по большим снегам беги

(лыжи)

 - Да, дети, это лыжи. Почему люди идут кататься на лыжах в лес? Можно ли в лесу зимой спокойно гулять, как в городе? Почему? Правильно. Там много снега, а снегоочистительные машины по лесу не проедут. Зато можно с удовольствием покататься на длинных деревянных лыжах по проторенной лыжне.

          VI. Театрализованная игра «Медведь и зайчик»

 - Ребята, давайте мы с вами немного пошалим   в лесу, поиграем в игру «Медведь и зайчик». Что делает медведь зимой? Правильно, спит.

(С противоположной от детей стороны ставлю стул – берлога медведя).

 - Сейчас мы с помощью считалочки выберем медведя:

На лужок пришли зайчата,

Медвежата и бельчата.

На беленький лужок

Выходи и ты, дружок.

(надеваю на ребенка шапочку медведя).

- А мы с вами – храбрые зайчата.

(надеваю на детей шапочки зайчиков).

 - Медведь спит в берлоге

Зайцы двигаются к берлоге медленно, не опережая друг друга, и произносят слова:

Шел по лесу храбрый зайчик,

Шел по лесу храбрый зайчик,

Храбрый зайчик – побегайчик,

А медведь в берлоге спал,

Зайчик ближе подбегает,

Зайчик тихо напевает:

        Зверь мохнатый, толстопятый.

        Зверь ленивый, некрасивый

        Брр…

А медведь лежит, молчит,

Ничего не говорит,

Зайчик ближе подбегает,

Зайчик громче напевает:

        Зверь мохнатый, толстопятый.

        Зверь ленивый, некрасивый

        Брр…

Не шевелится медведь,

Перестал медведь храпеть.

Зайчик ближе подбегает,

Прямо в ухо напевает:

        Зверь мохнатый, толстопятый.

        Зверь ленивый, некрасивый

        Брр…

А медведь как зарычит,

И за зайцем побежит…

(медведь ловит зайцев)

 - Ага! Попался! Доигрался! (громко, низко)

 - Мишенька, прости! Мишенька, отпусти! (испуганно, высоко)

 - Ладно, Мишка, отпусти Зайчика, ложись спи – зима-то только началась. А мы не будем дольше шуметь. Пора нам домой возвращаться, ребята. Понравилось вам в зимнем лесу? Давайте не будем больше нарушать тишину, пусть природа отдыхает до весны. Занимайте свои места в поезде и поехали домой!

Мчится поезд, скрежеща,

Же-че-че-ща

Же-че-че-ща

Же-че-че-ща

(дети двигаются большим кругом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

Художественное творчество Аппликация ватными комочками в первой младшей группе с 2 до 3 лет Тема: «Зимушка- зима все деревья замела»

Художественное творчество   Аппликация ватными комочками  в первой младшей группе с 2 до 3 лет Тема: «Зимушка- зима все деревья замела»...