Театрализованное представление "Заюшкина избушка". Интегрированное занятие для средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Шестакова Елена Васильевна

Интегрированное занятие для средней группы. Работа по русской народной сказке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_zayushkina_izbushka.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение города Москва детский сад 2505

Конспект интегрированного занятия в средней группе

Театрализация русской народной сказки

 «Заюшкина избушка»

Средняя группа №9

Воспитатели Фатюхина Н.В., Шестакова Е.В.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, труд (развитие продуктивной деятельности), музыка, коммуникация, математика, социализация.

2013г

Введение

Для театрализации русской народной сказки необходима подготовка. Поэтому для проведения театрализации были проведены  несколько этапов, каждый из которых нацелен на развитие и закрепление определённого знания и умения.

1 этап

Читаем сказку, отвечаем на вопросы.

Цель: Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста.

Материалы: Книга «Заюшкина избушка» с иллюстрациями, картинки с портретами основных персонажей сказки (зайца, лисы, собаки, медведя, петуха с косой).

Методика проведения

Воспитатель читает сказку и показывает иллюстрации по ходу чтения. Затем задаёт детям вопросы и, по мере ответов, выставляет на доску портреты героев. Вопросы надо подбирать таким образом, чтобы детям удавалось подумать, найти ответ самостоятельно, а не просто согласиться или не согласиться со взрослым. Например, могут быть заданы такие вопросы:

- Какие избушки построили заяц и лиса?

- Лисе сначала какая избушка больше нравилась? Как вы догадались, что лиса при этом говорила, как зайца дразнила? А какое время года тогда было, кто догадался?

- А как вы догадались, что была зима?

- А как же заяц согласился лисе свой домик отдать? (Дети должны ответить, что он не согласился, лиса хитростью дом захватила.)

- А в чём хитрость была? О чём лиса попросила в начале? Чего она хотела? А зайчик что подумал?

- Кто первым зайцу на помощь пришёл? А заяц поверил, что она лису выгонит? Кто прав оказался?

- Кто потом к зайцу на помощь пришёл?

Так задаются вопросы обо всех горе-помощниках. Важно, чтобы дети поняли, что каждый зверь надеялся помочь зайцу, а заяц в успех не верил и оказывался прав – пока не появился петух.

Отвечая на вопросы, дети должны попытаться вспомнить, чем отличались диалоги с разными героями в сказке.

В итоге, на доске появляются все персонажи.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет местами на доске двух персонажей и просит кого-то из ребят сначала сказать, что поменялось, потом исправить положение.

Затем просим кого-то из ребят рассказать сказку, опираясь на изображение.

2 этап

Рисуем по прочитанному произведению

Цель:  Закреплять умение детей изображать домик, зайчика, лисичку, используя геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал) при помощи  красок и кисточек. Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество. Закреплять понятия о цвете шёрстки зайчика зимой, цвета домиков ледяного и лубяного.

Материалы: Краски, кисточки, бумага тонированная, картинки с портретами основных персонажей сказки.

Методика проведения

В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:

· научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);

· развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета;

· развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги;

· совершенствовать технические навыки.

После прочтения и обсуждения сказки, предлагаем детям изобразить наиболее понравившегося героя. Разбираем, что домик зайчика состоит из простых геометрических фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник. Показать и напомнить как эти фигуры изобразить. Затем обсуждаем, что самая большая фигура – квадрат (домик), поменьше – треугольник (крыша), она стоит на домике, а самая маленькая – прямоугольник (труба, окошко, дверь). Определяем место положения всех фигур (закрепляем понятия над, на, внутри). Используем фигуры, вырезанные из картона, наклеенные на магнитный лист. Предлагаем нескольким детям «собрать домик» на магнитной доске. Затем вспоминаем из каких геометрических фигур состоит зайчик (круг, большой овал, два маленьких овала, маленький круг). Определяем место положения всех фигур (для этого используем отдельные части зайчика, вырезанные из серой бархатной бумаги, приклеенные к магнитам). Предлагаем нескольким детям «собрать» зайчика на магнитной доске. Аналогично рассматриваем лисичку, обращая внимание на то, что она в сарафане. Показываем детям, что сарафан – нарядная женская одежда, украшенная узорами или рисунком. Изображается в виде фигуры треугольника.

Далее предлагаем детям выбрать расположение листа (если будет нарисован герой и домик, то горизонтально; если только один герой, то вертикально).

Затем дети рисуют сначала контуры, затем раскрашивают, закрепляя  умение раскрашивать карандашом, умение выбора и составления композиции, чувство цвета, аккуратность.

Предлагаем детям рассказать, что они нарисовали. Устраиваем выставку работ.

3 этап

Настольный театр

Цели: Воспитывать у детей интерес к творчеству, учить коллективной драмматургии  произведения, выражать эмоции персонажа с помощью голоса, интонации. Учить вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, развивать артистические способности.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». Постройка декораций. Выбор ролей.

Материалы: настольный деревянный тетра «Заюшкина избушка».

На данном этапе дети закрепляют знание ролей, подготавливаются к театрализации сказки.

4 этап

Театрализованное представление по сказке

Цели: Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание приобщиться к нему. Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, жестов, голоса, интонации. Развивать чувство юмора. Закрепить знание сказки, танцев.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». Просмотр иллюстраций к сказке. Разучивание стихов и танцев. Подготовка атрибутов для представления.

Материалы: Костюмы зайчика, лисы, собачки, медведя, петуха, Снежной Королевы. Макет избушек. Ёлочки, коса для петуха.

Персонажи: Снежная Королева, зайчик, лиса, собачка и собачки, медведь и медведи, петух и петухи.

Сценарий

Звучит музыка, влетает Снежная Королева, осыпая всех конфетти. Останавливается, видит детей в зале.

- Что такое (оглядывается по сторонам)? Не пойму, куда я попала?

Звучит музыка метели.

- Так это ты, метель, помешала мне попасть в мой снежный замок! Что же делать?

Ходит из стороны в сторону, думает.

- Тихо, тихо, метель, я кажется придумала! Расскажу-ка я сказку!

Музыка становится тише.

С.К. - Какую же выбрать? Сказок я знаю о-очень много… Зима, холодно, а знаю, знаю… Слушайте внимательно!

С.К. - Сказка русская народная «Заюшкина избушка».

С.К. - А дело было так…

С.К. - Жили были в лесу лиса и зайчик. (на сцене появляются лиса и зайчик).

С.К. - Жили они дружно, но начало холодать. Решил заяц построить себе избушку, чтоб зимой тепло было. (зайчик подходит к своему домику, достраивает.)

С.К. - А лиса …(лиса сидит на пенёчке с зеркальцем, любуется собой). А лиса была ленива и о-о-чень хитра. Она сидела на пенёчке недалеко от избушки зайчика и всё ждала, когда же он избушку достроит…

Лиса. – До чего же я хитра!

              И красива и умна! (смотрит в зеркало, топает ножкой)

Да что же это! Когда же косой избушку достроит? Ах, мои лапки, как же вы замёрзли! (встаёт и начинает бегать вокруг пенёчка).

Ах как холодно! Ай, ай, ай! Ну что же ты, косой! Не понимает что ли, что я замёрзну так! (дует на руки, греет).

Заяц достроил избушку.

Заяц. – Вот готов уже мой дом

             И тепло, уютно в нём!

             И мороз не страшен мне,

             Потому что я в тепле!

Заяц ставит самовар, готовится пить чай с баранками.

Раздаётся стук в дверь.

Лиса. – Соседушка, открой дверь, пожалуйста. Пусти погреться, очень замерзаю!

Заяц впустил лису, чаем угощает.

Лиса – А ну, косой, уходи из моей избушки! Погрелся, чаю попил, хватит, уходи прочь!

Заяц заплакал и ушёл. Сел на пенёк, плачет.

Бежит собачка.

Собачка – Здравствуй, заяц!

Заяц – (плачет) Здравствуй, собачка!

Собачка – А ты почему плачешь? Что случилось?

Заяц – Да как же мне не плакать. Я построил себе избушку, пришла лиса, поросилась погреться, да меня из избушки и выгнала. А сама теперь в моей избушке живёт.

Собачка – Не плач, косой! Я тебе помогу!

Заяц – да что ты! Она злющая, презлющая. Я и близко подойти боюсь.

Собачка – я собачка, я смогу!

                  Всем в беде я помогу!

                  Раз попал косой в беду,

                  Друзей своих я позову. Гав, гав, гав!

Танец собачек

Собачки под музыку подходят к домику, дружно лают ГАВ!

Лиса – как выскочу, как выпрыгну! Полетят клочки по закоулочкам!

Собачки убегают.

Зайчик дальше плачет.

Идёт медведь.

Медведь -   Здравствуй, заяц!

Заяц – (плачет) Здравствуй, дедушка Медведь!

Медведь – О чём плачешь?

Заяц – Да как же мне не плакать. Я построил себе избушку, пришла лиса, поросилась погреться, да меня из избушки и выгнала. А сама теперь в моей избушке живёт.

Медведь – Не плачь, косой! Я её быстро выгоню!

Заяц – Нет, не выгонишь! Она злющая, презлющая. Я и близко подойти боюсь.

Медведь – Я – медведь. Я всё могу.

                    Я косому помогу!

                     Эй, топтыжки! Дружно все,

                     Мы дадим отпор лисе!

Танец медведей.

По окончании танца подходят к домику, рычат громко.

Лиса – как выскочу, как выпрыгну! Полетят клочки по закоулочкам!

Медведи убегают.

Зайчик дальше плачет.

С.К. – а в это время по лесу гулял петух, нес косу на плечах.

Идёт петух с косой на плечах.

Петух – Я – петух, отважный, смелый

               Я иду, куда хочу,

                А кого в беде увижу,

               Непременно помогу!

Видит, сидит зайчик, плачет.

Петух – Эй, косой! Ты что ревёшь?

               На пеньке от холода замёрз?

Заяц – Пусть замёрз, всё равно мне никто уже не поможет..

Петух – как так не поможет?

Заяц – Собачки не помогли, медведи не помогли, да и ты не поможешь..

Петух – А мы поможем!

              Эй! Сюда, мои дружки!

              Боевые петушки!

              Крыльями захлопаем, ножками затопаем

              Дружно закричим и лису победим!

Танец петушков.

По окончании танца петушки подходят к домику и громко кричат «Ку-ка-ре-ку!»

Лиса – как выскочу, как выпрыгну! Полетят клочки по закоулочкам!

Петушки убегают, а один остаётся.

С.К. – убежали петушки, боевые дружки…

Петух – это кто? Мои дружки? Боевые петушки? Нет, трусливые оказались, а я храбрый, я зайчику помогу, выгоню лису из домика!

Взял косу, пошёл к домику.

Петух – Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай лиса вон!

Лиса – сейчас, сейчас…

Петух – Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай лиса вон!

Лиса – Вещички собираю…

Петух – Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай лиса вон!

С.К. - Лиса испугалась и выскочила из домика.

А зайчик и петух стали жить поживать и добра наживать!

Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!

Звучит тихая музыка, С.К. улетает, прощается с детьми.

Зайчик берёт петуха за руку, прощаются со всеми, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)

Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

Итоговое интегрированное занятие в средней группе "Дорога в старшую группу"

Обобщение полученных знаний детей в течении года. Формирование математических, конструктивных способностей, коммуникативных навыков....

План конспект занятия Интегрированное занятие в средней группе « Путешествие на птичий двор»

Цель: закреплять и расширять представления о домашних птицах,  развитие творческих способностей в освоении техники прикреплении ватных дисков на картон для получении объемной аппликации. Зад...

Открытое интегрированное занятие в средней группе «Гномики» по познавательно-речевому развитию с использованием игровых и театрализованных технологий при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Цель: Обобщить знания детей о животных, вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность.  Активизировать познавательную деятельность детей в   процессе   работы ...

Интегрированное занятие для средней группы детского сада «Путешествие по сказкам Чуковского» (занятие с элементами математики и художественной литературы)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...