Словотворчество
статья по развитию речи на тему

Веселова Екатерина Сергеевна

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Спасибо Курниковой О.В., педагогу г. Барнаула

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_oshibka_ili_zakonomernoe_yavlenie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая ошибка или закономерное явление?

Если внимательно прислушаться к детской речи, можно заметить множество «новых» слов, которые не могли быть заимствованы от взрослых: «правдун», «медляк», «гусья кожа», «плохайка» и др. Появление таких слов в речи детей называют словотворчеством. Что же представляет собой эта удивительная способность детей?

Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая выделила три основных правила, по которым дети образуют новые слова.

Первый способ – часть какого-нибудь слова используется как целое слово («Мы лепили-лепили, и получилась лепь», Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах!») Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог. Взрослые говорят: «лепим», «слеплено», ребенок же выделяет ударный слог «леп» и получается «лепь».

Второй способ создания новых слов – к корню одного слова прибавляют окончание другого. Эти слова звучат своеобразно: пургинки, умность, пахнючий и др. Взрослые так не говорят, но ведь если присмотреться внимательно, то именно от взрослых дети получают образцы создания таких словообразований, т.е. здесь в конечном счете срабатывает механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу снежинки, «умность» на основе слов глупость, робость.

Третий способ – одно слово составляется из двух. В таких словах, как «бананас», «огромадный» происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: банан-ананас, огромный – громадный. Эти слова строятся по тому же принципу, сто и слова взрослых «самолет», «ледокол». Здесь тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит. Таким образом, словотворчество имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово построено и который может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Наиболее интенсивное словотворчество наблюдается у детей от 3,5 до 6 лет. После этого периода словотворчество детей начинает угасать. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Вовсе нет. Просто к этому возрасту ребенок прочно усваивает те обороты речи, которые используют взрослые, тонко выделяет различные грамматические формы, свободно ориентируется в том, какую из них и когда нужно применять. К тому же у детей формируется самооценка и самоконтроль.

К.И. Чуковский был абсолютно прав, когда утверждал: «Ребенок, который в своей жизни не создает таких замечательных речений, как «ползух», «тормозило», «кружинки», никогда не станет хозяином своего языка. Он болен, надо быть глухонемым, чтобы не чувствовать изящества и выразительности детских языковых находок»

Предлагаем стихотворения, способствующие развитию детского словотворчества.

Февраль

А.Усачёв

Лес гудит, дрожит земля,

Слышим голос февраля:

- Гей, родня моя большая!

Всех на праздник приглашаю!

Нынче танцы у меня!

Собирается родня:

Февралята, февралишки,

Февралёнки, февральчата,

Февралихи, февралёры, февралиры…

Белотелы, белозубы,

Белоноги, белоруки.

Красноухи, краснощёки,

Красноносы, краснолицы…

Загуляло, заиграло,

Заходило и завыло!..

А у вьюги, у подруги,

Ледяные сапоги

Не снимаются с ноги.

Как притопнет она,

Как прихлопнет она:

- Просыпайся весна!

- Подымайся весна!

Чудовища

М.А.Хаткина

В детстве я была упряма,

И меня стращала мама:

— Вот не будешь кашу кушать,

Вот не будешь маму слушать,

"В тот же миг тебя накажут,

Ручки-ножки крепко свяжут

Страшных два чудовища —

С кличками на букву Ща!

Щелезубый Щекотун

И Щетинчатый Щелкун!

Не могла уснуть я ночью,

Не гасила ночничок:

— Щекотун вдруг защекочет?

Вдруг Щелкун как даст щелчок?

Но меня утешил папа,

Сел со мною рядом на пол:

- В мире нет Щекотунов,

Нет в квартире Щелкунов!

Но зато, коль ты, вертушка,

Капризуля и болтушка,

Не послушаешь отца,

То тебе не отвертеться

От большого друга детства

Щупальцевого Щипца!

Леталка

А.Усачёв

Мы сидели на Сиделке,                                        Как в Оралку заорёт,

И свистели в две Свистелки,                                Что открутит нам Бежалки,

И глядели в небосвод…                                        Оторвёт Соображалки

Вдруг глядим – летит Леталка,                                И Сиделки надерёт!

То ли муха, то ли галка,                                        Укатила Проезжалка.

То ли целый самолёт!                                        Улетела вдаль Леталка.

Мы решили сбить Леталку,                                        Грелка по небу плывёт...

Запустили в воздух палку...                                        Мы сидели на Сиделке

Может, палка попадёт                                        И свистели в две Свистелки:

В неизвестную Леталку,                                        Может, Гавкалка пройдёт?!

То ли в муху, то ли в галку,

То ли в целый самолёт!

Не попали мы в Леталку,

И ни в муху, и ни в галку...

А навстречу из ворот

Выезжала Проезжалка,

И попала наша палка

С жутким грохотом в капот:

БАХ!

Мы бежать во все Бежалки,

А водитель Проезжалки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское словотворчество.

В данной статье даётся понятие детского словотворчества и раскрывается три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов....

Опыт педагога по теме: «Развитие словотворчества детей»

Аннотация к статье  Опыт педагога по теме: «Развитие словотворчества детей»Статья: Влияние устного русского народного творчества на словотворчество детей старшего дошкольного возраста. (в контекс...

Альбом детского словотворчества "Давай поговорим"

Альбомы детского словотворчества могут использоваться в работе с родителями в любой дошкольной группе. Альбомы дают возможность воспитателям закрепить пройденный материал, выявить необходимость работы...

"Фантастические плоды" Словотворчество и развитие воображения в детских рисунках.

"Фантастические  плоды" Словотворчество и развитие воображения в детских рисунках.Прочитав стихотворение Н.Кончаловской "Жил один садовод", где есть такие строчки:Жил один садовод,Он развёл...

Словотворчество в речи детей среднего дошкольного возраста.

Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы - суффиксальные, способ сложения корней, а так же част...

проект "Словотворчество". Образовательная область "Коммуникация"

В настоящее время уделяется большое внимание проектным технологиям. Развитие речи детей  можно решать через проект "Словотворчетво". дети научатся составлять загадки, сочинять небольшие стихотвор...