Проект "Усть-Кут город будущего"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) по теме

минигалиева анна валентиновна

Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной город, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema3.docx19.15 КБ
Microsoft Office document icon 2.doc36 КБ
Файл tema2.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Негосударственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №211 ОАО «РЖД»

Педагогический проект

«Усть – Кут город будущего»

                                                 Автор: Минигалиева А.В

г. Усть-Кут

2013г

Тема. «Усть-Кут город будущего».

Направление. Познавательно - речевое

Участники. Воспитатели Минигалиева А.В. Тарасова И.М, дети старшей группы, младший воспитатель Рыженина М.В, психолог Массарова Л.В

Рассчитан: на 5 дней

Итоговое мероприятие: Презентация макета «Мой город в прошлом»

Актуальность. Какая притягательная сила заключена в то, что нас окружает с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной город, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей.

Чем больше дети будут знать о своём городе, тем бережнее будут относиться к  людях живущих и работающих в нём.

Цель. Сформировать у ребенка представления о себе, своей семье и социальном окружении.

  1. Дать представление о роли родного города и края в экономическом развитии страны, познакомить с различными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города.
  2. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народными промыслами.
  3. Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с природой родного края.
  4. Познакомить с историческим и культурным наследием родного края. Дать представления о  том, что наш город многонационален (эвенки, буряты и т.д.) Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду.

Предполагаемый результат:

  1. дошкольники называют достопримечательности города
  2. знают уникальные неповторимые места города Усть-Кут;
  3. перечисляют представителей растительного и животного мира, способы защиты и охраны природы от губительного влияния человеческого фактора;
  4. ориентируются по карте, схемам, макетам, мнемотаблицам; испытывают чувство гордости за свою семью, город,
  5. уважают и чтят труд взрослых, помогают старшим и сверстникам.

терпимы к людям разных национальностей.

Интеграция в ходе реализации проекта.

 Познание. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей  жизни. Создавать разнообразные постройки и конструкции (макет части города, дома, мост)

Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу.

Закреплять умение считать до 10, сравнивать множества предметов, уравнивать их, различать геометрические фигуры (круг овал, квадрат).

Развивать логическое мышление, память воображение. Формировать представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.

Коммуникация.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Расширять словарный запас (эвенки, лайка, нарты, острог)

Закреплять навык  правильно строить предложение, отвечать на вопросы полным предложением, развивать фонематическое восприятие память.

Упражнять в подборе слов со сходным значением (шалун – озорник и т.д).

Чтение художественной литературы.

Знакомить с сказками разных народов, (Эвенкийская сказка «Хвастливый олень» Мальчик богатырь» Сказки народов севера «Aйога»)

Продолжать приучать детей слушать рассказы, стихотворения.

Помогать правильно, воспринимать содержание произведения, умение сопереживать героям.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Воспитывать любовь к народному фольклору (потешки, пословицы)

Художественно-эстетическое.

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, мелки, фломастеры), украшать работу, шубку девочки (бисером, нитками, пуговицами).

Продолжать закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигура человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (мой старинный город).

Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников создавать из этих фигур разные композиции «Кто живёт в реке Лена».

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Физическая культура.

Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

Развивать быстроту силу, выносливость, ловкость..

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; бегать наперегонки.

Продолжать знакомить с народными, спортивными играми, упражнениями, с играми с элементами соревнования, играми – эстафетами.

Социализация

Формировать патриотические чувства, гражданскую принадлежность, толерантное отношение к людям другой национальности.

Труд. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный

1.Определение актуальности проекта.

2.Разработка проекта, определение цели, сроков, прогнозирование результатов.

3.Разработка системы взаимодействия участников проекта.

4.Выделение цели.

5. Определение задач, условий и средств достижения цели.

6. Поиск информации, иллюстративного, художественного материала.

7. Распределение обязанностей и поручений между участниками проекта.

8. Разработка интеграции видов деятельности и форм работы.

9. Получение предварительных консультаций в методическом кабинете.

Используемая литература.

Методическая литература:

  1. Н.Г.Комратова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»  Москва, ТЦ «Сфера» 2007.
  2. Короткова Е.А. «рисование, аппликация, конструирование в детском саду» Ярославль «Академия развитиях», 2009
  3. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей»

Москва ТЦ «Сфера» 2005

  1. Колесникова Е.В «Математика для дошкольников 5 -6 лет» Москва, ТЦ «Сфера» 2003
  2. 5. Ковалько В.И. «Азбука физминуток для дошкольников»

Детская литература.

Журнал «Сибирячок»

Эвенкийская сказка «Хвастливый олень»

«Мальчик богатырь»

«Сказки народов севера»



Предварительный просмотр:

2 – этап. Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации проекта

дата

Познавательная деятельность

Коммуникативная деятельность

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Игровая деятельность

Физическая культура

СДВД

Рассказы воспитателя

«Мой старинный город»

«Многоциальный город Усть-Кут»

«Чем занимались люди нашего города»

«Игры Усть_Кутян»


.Рассматривание иллюстраций с изображением национальных костюмов народов Сибири (эвенков, бурятов, якутов)

Беседы.

«Как жили коренные жители нашего города»

«Достопримечательности нашего города (курорт, солеваренный завод, и т.д.)


Загадки о животных, птицах, о спортивных принадлежностях.


ФЭМП «По следам колобка»

Конструирование «Мост через реку Лена»

Физминутка с проговариванием текста

«Средь еловых лап – лап»


Пальчиковая игра

«Новый дом»


Дыхательная гимнастика

«Футбол»

«Чей пароход лучше гудит?»


Загадки, приметы «Старых эвенков»


Эвинкийская сказка «Хвастливый олень»

«Мальчик богатырь»



Марк Сергеев «Что такое снегоступы»


Сказки народов севера «Айога»

Моделирование макета «старинный город»


Рисование «Разноцветный хоровод»


Аппликация «Мой город»


Лепка «Охотник с собакой»

Д\и «Ягоды Тайги»

Сюжетная игра . «Смелые оленеводы и охотники»

С/Р игра «Встречаем гостей»


П/игра  «Ястреб и утки» (якутская)


Стрельба в вертикальную мишень из лука (магнитный дартц)


П/игра «Щука и караси»


«Ездовые собаки»


П/игра «Стой олень»

СДД

Центр познания

Иллюстрации с различными видами спорта.

Иллюстрации коренных жителей (эвенки, тунгусы,) 

Альбом «Мой родной город».

Пополняемые макет «города»

Речевой центр

Игра на дыхание «Футбол»

Расскажи сказку – пальчиковый театр.

Центр книги

Детские журналы

 - Сибирячок

Сборник -

Р.н. сказкм

Центр творчества

Карандаши – цветные, восковые, краски, пластилин, клей цветная бумага, белая бумага, декор.

Центр игры

Макет «города» животные, мелкий строительный материал.

Настольная игра «Лото»

Атрибуты к игре «встречаем гостей»

Центр двигательной активности

Атрибуты для подвижных игр.

Скакалки, шнуры, дарц, шары, животные, маски животных.



Предварительный просмотр:

Тема: «Летопись нашего города»

Цель. Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, познакомить детей и историей возникновения города. Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей малой Родине.

Воспитатель. Обращает внимание на гостей. Предлагает  для рассматривания экспозиции «древний город», «эвенки рыбачат», «острог»,

Чтение стихотворения «Ты прекрасен мой город»

Ты прекрасен, мой город,

Ты красива, Сибирь!

Здесь морозы и холод,

И туманная пыль.

Город наш окружают

Сплошные леса.

Осенью лес – золотая краса.

А зимою деревья

В белых шубах стоят.

Летом много грибов здесь

Груздей и опят.

Ягоды сладкие в лесу том растут

Небольшой городок наш

Зовётся Усть-Кут.

Вот видите, город наш небольшой, а сколько в нём есть всего, что может нравиться, кажется, что по- другому и быть не могло. А ведь так было не всегда. Я предлагаю вам отправиться в путешествие – в прошлое. Хотите узнать каким был Усть – Кут?

Жил-был на Руси царь, Фёдор Михайлович он был добрым, умным, и приумножал своё царство. Вот и прослышал царь о том, что в далёкой Сибири есть красивая река Елюней. Захотелось царю , чтобы такая красивая река была в его царстве. Снарядил он людей в далёкую Сибирь и наказал найти такую реку.

Долго искали люди красавицу речку и вскорости нашли её. В реку Елюней впадала маленькая река Кута

По берегам реки рос густой красивый лес, в котором было много ягод, грибов, зверей. Угадай, какие звери жили в этом лесу?

  1. Кто по ёлкам ловко скачет

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?  (белка слайд)

  1. На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк. Слайд)

  1. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора. (заяц слайд)

  1. Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой (лиса слайд)

  1. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

А как вы думаете, какие ягоды росли, а грибы.

Очень понравилась им эта местность, и решили они здесь поселиться. Так появился Усть - Кутский острог.

Пальчиковая игра «Дом»

А теперь слушайте, что было дальше.

Наши предки были превосходными охотниками,  строителями, занимались торговлей, художественными промыслами: резьбой по дереву, вышивкой бисером. Солеварением.

Много с тех пор прошло лет,  наш город  рос, развивался, строился. Открывались постепенно Дом культуры, музыкальная школа, поликлиники, больницы. Много у нас есть горожан, наших земляков, которые делали, продолжают делать всё для того, чтобы город становился красивее и богаче. Мы можем гордиться мужественными людьми – героями, участниками вов, в честь которых возведён мемориал Славы – «Аллея героев», мы гордимся теми учителями и врачами, которые учат и лечат людей, нашими спортсменами, которые участвуют в раз личных соревнованиях. Это всё наши с вами земляки, которые живут рядом с нами, с кого мы можем брать пример, кем мы можем гордиться. Пока вы ещё дошкольники, вам ещё предстоит делать добрые великие дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить значит, знать его.

Давайте поиграем в игру «Наш город»

  1. Если мы живём в городе Усть-куте, как нас будут называть (Усть-кутяне.
  2. Назовите реки  нашего города
  3. Назовите свой домашний адрес.
  4. Назовите  вокзалы города.
  5. Почему город называют городом 3-х портов.

Физминутка «Как живёшь?»

Как живёшь?

Вот так! ( с настроением показать большой палец)

А плывёшь?

Вот так! (любым стилем)

А бежишь?

Вот так! (согнув руки, топая ногами)

Вдаль глядишь?

Вот так! ( руки биноклем к глазам)

Ждёшь обед?

Вот так! ( поза ожидания, подперев подбородок руками)

Машешь вслед?

Вот так! ( помахать)

Ночью спишь?

Вот так! ( руки под щёчку)

А шалишь?

Вот так!

Молодцы! Мы сегодня говорили об историческом прошлом нашего города, о том, каков он сейчас.  У нашего города славная история и великое будущее, а мы с вами будем гордиться тем, что выросли и живём здесь.

Куда бы по белому свету

Дороги тебя не вели,

Ты сыном останешься этой

Богатой, красивой земли.