В гости к бабушке хозяйке
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

фольклор

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_gosti_k_babushke_hozyayke.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«В гости к бабушке-хозяйке»

Конспект занятия по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами

Программное содержание:

• Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, колыбельные);

• Объяснить назначение потешек, загадок, колыбельных;

• Активизировать словарь детей: потешка, потешать, загадка, колыбельная, прибаутка.

• Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании;

• Закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;

• Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: уголок в группе или спальне, оформленный под русскую избу: с печью, столом, скамейками, деревянной или глиняной посудой, самоваром, люлькой.

Материал: юбка, платок (русская народная одежда); сундучок, русские народные игрушки: петушок, лошадка, мышка (глиняные, вязаные, деревянные или сделанные из соломы, бересты, щепы); музыкальная, мягкая игрушка – кошечка; кукла.

                                                                     Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть с дедушкой Молчком. Мы уже играли с ним. Дедушка Молчок – невидимка. Он появляется в комнате, когда становится тихо-тихо. У дедушки Молчка есть шапка. Когда он ее надевает, то становится невидимым. Он очень добрый, любит детей, и, я думаю, он тоже захочет с вами поиграть. Позовем его?

Чики-чики-чики-чок,

Здравствуй дедушка Молчок.

Приходи к нам, помолчим,

Посидим и погрустим.

Где ты, добрый старичок?

Тишина… Пришел Молчок.

Не спугни его, смотри.

Ничего не говори. Тс-с-с…

Ребята, дедушка Молчок шепнул мне, что приглашает нас в гости к своей хозяйке. Чтобы попасть к ней, надо крепко-крепко зажмурить глаза и проговорить старинные волшебные слова:

Летела сова, веселая голова.

Она летела-летела,

На дубок села.

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела

И опять полетела.

Пока дети произносят слова, воспитатель «превращается» в бабушку- хозяйку. (Накидывает платок, надевает юбку).

Бабушка-хозяйка: Здравствуйте, гости-дорогие! Ждала вас сегодня в гости. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками.

• Знаете ли вы, что такое потешки?

Дети: Это веселые стишки.

Б-Х: Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки.

Бабушка подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает:

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

• Понравилась вам потешка?

• Какие ласковые слова вы заметили?

Затем подходит к мальчику, поглаживает его и приговаривает:

Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазорьевый цветочек,

Сиреневый кусточек.

• А в этой потешке какие ласковые слова вы заметили?

• Как ласково называют вас ваши мамы?

Ребята, а вы любите играть?

Дети: Да, любим!

Б-Х: Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить играли так…

Берет на колени какого-нибудь ребенка, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения:

Поехали, поехали

В лес за орехами.

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку … Бух!

Из ямки …Ух!

А еще вот так играли:

Опять берет на колени ребенка и играет с ним.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай

Переваливай валяй!

• Понравились вам эти игры?

В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.

Ребята, для вас дедушка Молчок приготовил чудесный сундучок. Он предлагает отгадать, что лежит внутри.

• Как можно узнать об этом?

Дети: Посмотреть в сундучок.

Пощупать.

Б-Х (пробует открыть): Не открывается.

Дети: Угадать.

Б-Х: Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. Дедушка Молчок приготовил для вас свои загадки. Отгадаем?

Загадки:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

Дети: Мышка.

Б-Х: Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

Ответы детей. Достает из сундучка мышку.

Слушайте следующую загадку:

На голове красный гребешок,

Под носом красная бородка,

На хвосте узоры,

На ногах шпоры.

Дети: Петушок.

Б-Х: Правильно. А сейчас как вы догадались?

Ответы детей. Достает петуха.

Ребята, дедушка Молчок приготовил еще одну загадку:

Грива на шее волной,

Сзади хвост трубой,

Меж ушей челка,

На ногах щетка.

Дети: Лошадка.

Б-Х: Молодцы! И эту загадку отгадали.

Физкультминутка.

А сейчас мы поиграем все вместе. Игра называется «Еду, еду к бабе, к деду!»

Выполняйте движения вместе со мной:

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровненькой дорожке.

На одной ножке.

В старом лапоточке.

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо.

А потом вдруг … в ямку!

Бух!

2 часть.

Б-Х: Ребята, при помощи потешек деток потешали, веселили, развлекали; загадки придумывали, чтобы дети росли умными.

• А чему помогают колыбельные?

• Что такое колыбельная?

Испокон веков маленьким детям перед сном пели бабушки и мамы колыбельные песни. При помощи колыбельных мамы оберегали своих детей. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном.

Б-Х подзывает ребенка, берет его на руки, качает и поет колыбельную:

Зыбаю-позыбаю

Ушел отец за рыбою,

Матушка пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

Бабушка уху варить,

Чтобы (имя ребенка) накормить.

Б-Х берет другого ребенка и поет другую колыбельную:

Баю-баюшки-баю

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

И ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И утащит во лесок.

Он утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам волчок не ходи,

Нашу детку не буди.

• Ребята, громкие или тихие колыбельные песни?

• Быстрые или медленные?

• Почему?

Правильно, колыбельные тихие, медленные песенки, потому что при помощи колыбельной детей укладывали спать.

• Пели ли вам колыбельную ваши мамы или бабушки?

А сейчас я спою вам еще одну колыбельную:

Котя-котенька - коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Маво (имя) качать!

Маво … качать,

Прибаюкивать!

Уж, как я тебе коту

За работу заплачу.

Дам кувшин молока

И кусочек пирога.

Котик-коток часто встречается в потешках, прибаутках, колыбельных. Это ласковое животное приносит в дом уют. Котик – музыкальное животное. Он умеет мурлыкать. Под его мурлыканье дети хорошо засыпали. Вот и принято было, прежде чем положить ребенка в колыбельку, поместить в нее кота.

Ребята, дедушка Молчок шепчет мне на ухо, что пора возвращаться в детский сад.

Давайте снова зажмурим глаза и проговорим волшебные слова.

(пока дети проговаривают слова, Б-Х «превращается» в воспитателя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Гости на порог - хозяйка за пирог"

Цель: воспитание  чувств патриотизма и любви к своей малой Родине; привитие интереса к традициям  и быту старины....

«В гостях у Лесной хозяйки»

Цель: формирование у детей интереса к физической культуре, развитие познавательных интересов....

Непосредственно – образовательная деятельность с детьми младшей группы. «В гости к бабушке-хозяйке»

Непосредственно – образовательная деятельность с детьми младшей группы.«В гости к бабушке-хозяйке»...

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...

Конспект занятия по познанию для детей среднего возраста "В гостях осенью у Хозяйки тундры"

Знакомить детей с природой родного края; развивать интерес к северным ягодам, сравнивать их по внешнему виду и вкусу....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Древней хозяйки пещеры»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Древней хозяйки пещеры»...