Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей напрвленности 5-6 года жизни. Тема: Слова-признаки.Овощи.
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) на тему

Амирова Василя Раисовна

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий  в группе компенсирующей направленности 5-6 года жизни по теме: Слова-признаки. Овощи. Цель занятия: познакомить детей с понятием признак, учить соотносить с вопросами какой?, какая? какое?, активизируя словарь по теме "Овощи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt1.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности 5-6 года жизни.

Амирова В.Р.

Учитель-логопед МАДОУ ДСКВ «Югорка» г. Покачи, Тюменская обл.

ТЕМА: СЛОВА-ПРИЗНАКИ. ОВОЩИ.

Цель:

Коррекционно-образовательная: знакомство с понятием признак; подбор признаков к предметам с помощью вопросов какой? какая? какое?; согласование признаков-прилагательных с существи-тельными в роде, числе, падеже; расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Овощи. Огород».

Коррекционно-развивающая:  развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие  речевого слуха, связной речи, памяти, зрительного внимания и восприятия.

Коррекционно-воспитательная: формирование навыков сотрудничества на занятии, самостоятель-ности и инициативности.

Оборудование: кукла Ванюша, корзинка, индивидуальные зеркала, кленовые листочки (на дыхание), бельевые прищепки, пальчиковый, сухой бассейн; муляжи овощей; предметные картинки с изображением «живых-неживых» предметов, овощей, схема составления рассказа-описания овощей, картинки с наложенным изображением овощей.

Предварительная работа:  оформление  осеннего тематического уголка, рассматривание овощей, беседа о пользе овощей, разучивание пальчиковой гимнастики «Вырос у нас кабачок», подвижной игры «В огороде», чтение стихов-небылиц.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

 - Сегодня по дороге в детский сад я встретила мальчика Ванюшу. Ему очень хочется с вами познакомиться и подружиться. Прохлопайте свое имя и скажите сколько в нём частей (ребёнок выполняет задание и садится за стол).

2. Развитие речевого внимания.

Ванюша принёс с собой корзинку с заданиями, сюрпризами и картинками.  

 - Послушайте стишок-небылицу и скажите, что в нём – неправильно.

Слушай сказку, не скучай

                                                               Да ошибки примечай.

                                                               Любит овощи Ванюша:

                                                               Перец, яблоко, да груши

                                                               И морковку, и лимон –

                                                               С овощами дружит он.

 - Что перепутал Ванюша? Какие овощи любит внучок? А какие овощи вы знаете? Где растут овощи?

3. Общая артикуляционная гимнастика.

 - Давайте покажем Ванюше, как мы делаем гимнастику для язычка.

Представим огород. Чтобы попасть в огород нужно пройти через ворота. Ворота открываются и закрываются (упр. «Ворота»). Есть забор (упр. «Заборчик»). На грядке выросли разные овощи: овощи - «толстячки» (надуть щёки) и овощи – «худышки» (втянуть щёки). Ветерок подул (дуть на кленовые листочки).

4. Ознакомление со словами-признаками предметов.

 (Вывешиваются картинки с изображением «жив-нежив» предметов)

 - Дети, мы с вами знаем, что нас окружают живые и неживые предметы. Если вам захочется узнать название живого предмета, как мы спросим (Кто это?). Про какие картинки можно спросить кто это? А как спросим про неживой предмет? (Что это?). Про какие картинки можно спросить что это? А как спросить, чтобы узнать о действии этих предметов? (Что делает?)

А если мы захотим узнать про цвет, форму или размер предметов мы спросим какой?

Выставляются большой и маленький помидоры.

Какой это помидор? (большой.) А этот? (маленький). Какого цвета помидоры?

Рассматриваются морковь, огурец, баклажан, капуста.

Я буду называть признаки, вы отгадайте к какому овощу они подходят.

Длинная, оранжевая, сочная, … зелёный, хрустящий, овальный… овальный, зрелый, фиолетовый…

круглый, белый, горький… коричневая, овальная, хрустящая…

 

5. Дидактические игры «Чего не стало» (убирается 1 картинка – не стало красного, маленького помидора; не стало круглой зелёной капусты…) «Что изменилось»

6. Пальчиковая гимнастика (с прищепками).

                                                                        1         2         3

Вырос у нас чесночок,  

                                                                         4         5         1    

Перец, томат, кабачок    

                                                                       2           3             4

      Тыква, капуста, картошка,

                                                                       5         1               2      

     Лук и немножко горошка.

7. Подвижная игра «В огороде».    

                      В огород пойдём,                              Дети идут по кругу, держатся за руки,       

                      Хоровод заведём.

                      В хоровод возьмём редиску,                    приседают,

                      Мы за ней присядем низко.              

                      Вверх потянемся с лучком,              тянутся вверх, на носочках,

                      Побежим за кабачком                       бегут по кругу друг за другом,

                      И поскачем по дорожке,                   скачут по кругу.

                      Как зелёные горошки.

 - Ребята, вы заметили, что Ванюши с нами нет. Мне кажется, пока мы с вами играли, он приготовил для нас сюрприз. Давайте вернёмся в кабинет и посмотрим.

8. Составление рассказа-описания об овоще по схеме.

- Посмотрите, здесь коробка с чем-то  (с горохом). Ванюша что- то спрятал в горохе, предлагаю по очереди опустить руки в горох и достать только один предмет.  Что вы нашли? (Овощи). Расскажите какой достали овощ – это круглый красный помидор… а все ли дети достали овощи (у меня яблоко).

Предлагаю придумать рассказы про овощи. А поможет нам схема.                                                

Капуста – овощ. Растёт на грядке.                          

Капуста круглая, зелёная, твёрдая, вкусная.            

Из капусты можно приготовить суп. А на следующем занятии мы продолжим

составлять рассказы и послушаем каждого.

9. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Ребята у вас на столах заколдованные картинки. Художник очень спешил и нарисовал  

овощи друг на дружке. Кто теперь разберётся. Найдите и раскрасьте каждый свой овощ.

                   

10. Итог занятия.

 - Давайте напомним Ванюше, про что мы сегодня говорили? (про овощи, огород…) Как мы спрашивали, чтобы узнать про овощ? (какой? какая?). Ванюша благодарит вас за занятие и дарит вам волшебные картинки, а вы в группе раскрасите их. Скажем до свидания Ванюше и гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме "Игрушки"

Тема: «Игрушки».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме «Игрушки».Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить образовывать сущес...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Одежда. Головные уборы"

Тема: «Одежда. Головные уборы».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - упражнять в образов...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Обувь"

Тема: «Обувь».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить называть обобщающее слово «обу...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Зима" для детей с ОНР

Тема: «Зима».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - уточнять и расширять представления де...

Конспект фронтального занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Посуда".

Закрепить и обобщить знания детей о посуде через  составление описательных рассказов....

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»

уточнение и закрепление  знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многознач...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»

уточнение и закрепление знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многозначность ...