Главные вкладки

    Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Зима" для детей с ОНР
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Иванова Алёна Михайловна

    Тема: «Зима».

    Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные:

     - обогащать словарь детей по теме;

     - уточнять и расширять представления детей о зиме, ее приметах;

     - учить образовывать прилагательные от существительных;

     - упражнять в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме;

    Коррекционно – развивающие:

     - развивать мышление;

     - развивать мелкую и общую моторику;

    Коррекционно – воспитательные:

     - воспитывать любовь к природе.

    Демонстрационный материал: предметная картинка зима, мяч, снеговики для задания «Найди отличия».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zima_l-g_zanyatie.docx18.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий

    Тема: «Зима».

    Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные:

     - обогащать словарь детей по теме;

     - уточнять и расширять представления детей о зиме, ее приметах;

     - учить образовывать прилагательные от существительных;

     - упражнять в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме;

    Коррекционно – развивающие:

     - развивать мышление;

     - развивать мелкую и общую моторику;

    Коррекционно – воспитательные:

     - воспитывать любовь к природе.

    Демонстрационный материал: предметная картинка зима, мяч, снеговики для задания «Найди отличия».

    Ход занятия

    I. Вводная часть (Организационный момент)

    Пальчиковая гимнастика.

     - Наше занятие начнем с пальчиковой гимнастики.

    Раз, два, три, четыре, пять,        (Загибают пальчики по одному)

    Мы во двор пошли гулять.       (“Идут” по столу указательным и средним пальчиками)

    Бабу снежную лепили,               (Лепят комочек двумя ладонями)

    Птичек крошками кормили,      (“Крошат хлебушек” всеми пальчиками)

    С горки мы потом катались,     (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

    А еще в снегу валялись.           (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

    Все в снегу домой пришли.      (Отряхивают ладошки)

    Съели суп и спать легли.          (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

    II. Основная часть.

    1. Сообщение темы занятия.

     - А сейчас послушайте мою загадку и попробуйте ее отгадать.

    После осени пришла.
    И сугробы намела.

    Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки.
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила.   (
    Зима)

     - Правильно. Это зима.

     - Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

    2. Беседа о зиме.

     - Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.)

     - Назовите их, пожалуйста. (Декабрь, январь, февраль.)

     - Первый месяц зимы – декабрь. В старину его называли студень, лютень. Люди говорили: декабрь хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет.

     - А вы знаете, как называли январь (февраль)? Январь называли - крыша зимы (февраль - ветродуй).

     - Какой день зимой?

     - Какая ночь?

     - Отгадайте мою загадку:  Стали дни короче, ночью дождик лил,

    А пришел стекольщик – лужи застеклил.

    – Правильно, это мороз. Как вы думаете, почему говорят:

    «Мороз не велик, да стоять не велит». (Когда мороз на улице, нельзя стоять, потому что замерзнешь, нужно ходить, бегать, прыгать.)

     - Вы обратили внимание, как часто говорят зимой: вьюга, пурга, метель. А что это такое? (Демонстрирует закодированные картинки: 1. Метла. 2. Воющий волк. 3. Стрелки в разные стороны. 4. Завитки внизу листа)

    • Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой (метла), ветер со снегом называется метель.
    • Иногда прислушаешься к вою ветра: вью-у-у…, как волк воет (волк). Ветер, который воет как волк – вьюга.
    • А иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит по земле (стрелки). Этот ветер называется пурга.
    • А бывает и так. Морозный, солнечный день ветер несет снег понизу, по самой земле (завитки). Такой ветер называется поземка.

     - Давайте повторим, какой бывает ветер зимой (с опорой на картинки).

    3. Упражнение «Дополни слово».

     - Скажите, ребята, а какая она зима. Я начну слово, вы заканчивайте.

     - Холод, значит зима какая? Зима холодная.

     - Мороз – морозная.

     - Вьюга – вьюжная.

     - Снег – снежная.

     - Молодцы.

    4. Физминутка.

    Снеговик в снегу валялся,
    Нос-морковка потерялся.
    Ищет слева, ищет справа,
    Ищет слева, ищет справа.
    Наклонялся, приседал
    До тех пор, пока устал.

    На сугробе растянулся,
    Потянулся, улыбнулся.
    За морковкой в магазин
    Он опять пошел один.

    5. Дидактическая игра «Подбери слова».

     - Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. 

    Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

    Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .

    Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

    Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

    6. Игра «Назови ласково». Игра с мячом.

    - Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

    Снег-снежок                 Сосулька — сосулечка

    Мороз- морозец            Дерево- деревце

    Ветер- ветерок            Горка — горочка

    Лёд- ледок                    Холод- холодок

    Зима- зимушка             Санки- саночки

    7. Игра «Найди отличия»

     - Посмотрите на доску. Дети слепили снеговиков, но они получились разные. Давайте найдем отличия.

    8. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

     - И последнее задание - я буду называть слова, а вы подбирать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы какой? какая?

    Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

    Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

    День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

    Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

    Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

    III. Итог занятия.

     - Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? О каком времени года?

     - Назовите приметы зимы.

     - Я приготовила для вас небольшой сюрприз – задание. Но для начала отгадайте загадку:

    Две новые кленовые

    Подошвы двухметровые.

    На них поставишь две ноги –

    И по большим снегам беги. (Лыжи)

     - Правильно. Вам нужно обвести лыжи по контуру и раскрасить любым цветом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей напрвленности 5-6 года жизни. Тема: Слова-признаки.Овощи.

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий  в группе компенсирующей направленности 5-6 года жизни по теме: Слова-признаки. Овощи. Цель занятия: познакомить детей с понятием признак,...

    Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме "Игрушки"

    Тема: «Игрушки».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме «Игрушки».Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить образовывать сущес...

    Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Одежда. Головные уборы"

    Тема: «Одежда. Головные уборы».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - упражнять в образов...

    Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Обувь"

    Тема: «Обувь».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить называть обобщающее слово «обу...

    КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».

    КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....

    Конспект фронтального занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Посуда".

    Закрепить и обобщить знания детей о посуде через  составление описательных рассказов....

    Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.

    Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме   " Детский сад. Профессии работников детского сада"  для детей 5- 6 лет....