Волшебный калейдоскоп
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Орехова Наталья Владимировна

Занятие по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Образовательная область «Коммуникация»

Развиваем речь и коммуникативные способности детей.

Тема: «Волшебный калейдоскоп»

Цель: Использование русских народных сказок для развития коммуникативных способностей детей. Воспитание чувства сопереживания, уважения, внимания.

Программное содержание:
• Совершенствовать умение художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов; уметь выразительно читать наизусть фрагменты стихов, сказок; подбирать слова, подходящие по смыслу. Закреплять знание русских народных сказок. Формировать правильное дыхание, регулировать силу вдоха и выдоха

• Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, логическое мышление, тактильные ощущения, сообразительность, внимание, интерес, мелкую моторику.
•Воспитывать самостоятельность, умение слушать своего товарища, чувство сопереживания, литературно - художественный вкус.
Словарная работа: Фиалка (комнатный цветок), портрет (изображение человека на холсте или бумаге).

Методы и приемы: создание речевых и проблемных ситуаций, побуждающих к словотворчеству; игровая ситуация; элементы импровизации; вопросы проблемно – поискового характера.
Оборудование:
Игрушка театра «Би-ба-бо» зайчик, сундук с театральными шапочками героев потешки «Тень, тень-потетень ...», два клубка (большой и маленький) из одной пряжи, театральный домик к сказке с открывающимся проходом, картинка к сказке «Волк и семеро козлят» (с наличием лишнего героя — петушка), картинки для сравнения к сказке «Дюймовочка»; модели картинок к сказке «Заюшкина» избушка, театр тактильных ощущений.

Предварительная работа: Чтение сказок, разучивание потешки «Тень, тень-потетень…», пальчиковая гимнастика «Медведь – топтыжка».

Ход

(Дети встают в круг).
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете? (Ответы детей.) Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. Но для начала давайте вспомним, как могут путешествовать сказочные герои?
Дети. Пешком; куда глаза глядят; на гусях-лебедях; на метле; на ковре – самолете; на коне; на Карлсоне и т. д.
Воспитатель. У меня есть большой волшебный клубочек, пусть он сегодня укажет нам путь к сказкам. Куда он покатится, туда мы и пойдем.

(Дети идут за клубочком и проходят за столы. Воспитатель надевает на руку игрушку-зайчика).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет (дети спрашивают.)
Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня, же и выгнала.
Воспитатель. Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?
Дети. «3аячья избушка».
Воспитатель. Посмотрите, на столе лежат картинки-модели к сказке. Разложите героев сказки по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?

Дети.Петушка.
Воспитатель. А в каких сказках встречается петушок?
Дети. « Кот, петух и лиса», « Петушок и бобовое зернышко» и т. д.
Воспитатель. Наш клубочек покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути? Угадайте, чей?

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?

Дети. Козлята.
Воспитатель. Верно. (Показывает картинку.) Посмотрите, все ли здесь верно? Кто в этой сказке лишний? (Ответы детей.)
Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама коза, когда хотела войти?
Дети. 

Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
Ваша мать пришла —

Молочка принесла:
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во, сыру землю.

Воспитатель. Проход открылся, и мы можем двигаться дальше. Но чтобы клубочек покатился быстрее надо ему помочь. Давайте поможем ему, подуем на него. Что – то не получается, давайте попробуем еще разок, и еще  разок.
(
За клубочком подходят к природному уголку, где за фиалкой находятся картинки к сказке «Дюймовочка»).
Воспитатель. Ребята, наш клубочек привел нас к волшебному цветку. А как называется этот цветок?
Дети. Фиалка.
Воспитатель. Интересно, кого мы здесь можем встретить? (Предположения детей.)
Отгадайте загадку и узнаете, кто здесь живет:

Так мала она была,
Что под листиком жила.
Голова с горошину,
А сама хорошенькая.
Высотой с булавочку
Девочка-малявочка.

Дети. Дюймовочка.

Воспитатель. А вот портрет Дюймовочки, да не один, а целых два. (Выкладывает перед детьми изображения Дюймовочки.) Найдите 5 отличий в этих рисунках.
(
Дети выполняют задание).
Воспитатель. Нам снова пора в путь.

Впереди дремучий лес,
Полон сказок и чудес.
Посиди и отдохни,
Сказка будет впереди.

(Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом. Воспитатель убирает клубочек в сундучок).
Воспитатель. Угадайте, какая сказка здесь живет?

Сидит девочка в корзинке,
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.

Дети. Это сказка «Маша и медведь».

Воспитатель. Зачем Машенька отправилась в лес?
Дети. За грибами.
Воспитатель. Что с ней приключилось в лесу?
Дети. Она заблудилась.
Воспитатель. Кто Машу приютил?

Дети. Медведь.

Воспитатель.  Что Маша сделала, чтобы мишка отнес ее домой?

(Ответы детей).

Воспитатель. Давайте с вами вспомним пальчиковую гимнастику про «Медведя – Топтыжку».

В лесу медведь – Топтыжка

(Постукивать кулачками по столу.)

Собирает шишки.

(Сжимать и разжимать кулачки двух рук одновременно.)

Собирает шишки, приговаривает:

(Сжимать и разжимать кулачки попеременно, то правый, то левый кулак.)

«Шишку – дедушке,

(Оба кулака сжаты. На каждую строчку отгибать пальцы, начиная с больших пальцев.)

Шишку – бабушке,

Шишку – папочке,

Шишку – мамочке,

И сестренке – лапочке.

Раз, два, три, четыре, пять,

(Разжимать все пальцы и загибать их под счет.)

Шишки буду я считать».

(Хлопать в ладоши в ритме стихотворной строчки.)

Воспитатель предлагает вспомнить, в каких еще сказках можно встретить медведя. («Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Вершки и корешки».)

Воспитатель. В сказочном лесу живут разные звери и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:
мышка-норушка;
лягушка - ...
(квакушка);

зайчик - ... (побегайчик);

лисичка- ... (сестричка);

волк — ... (зубами щёлк).

 А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:
косолапый — ...
(медведь),

 косой — ... (заяц),
кумушка — ... (лиса),
топтыгин — ... (медведь);

трещотка, белобока — ... (сорока);

патрикеевна — ... (лиса);

быстрые ноги, короткий хвост- ( заяц).

Каждый зверь хорош по-своему. В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь!
(
Дети  без шапочек хором  начинают рассказывать  потешку «Тенъ, тень-потетень. Остальные  рассказывают по  ролям, выходя  вперед и изображая своего животного).

Тень, тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»

Похвалялся    зайка:
«Пойди, догоняй-ка!»

Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»

Похвалялся    медведь:
«Могу песни я петь!»

(Дети меняются ролям, и потешка обыгрывается еще раз.  Затем дети отдают шапочки воспитатель, и он складывает их в волшебный сундучок ).
Воспитатель. Что такое? Положила в сундучок шапочки, а они вдруг превратились в карточки.
(
Воспитатель предлагает рассмотреть карточки из театра тактильных ощущений, потрогать их на ощупь).
Воспитатель. Попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, медведь, заяц, еж.
(
Дети с закрытыми глазами по очереди на ощупь пытаются отыскать животных, а воспитатель меняет карточки местами).
Воспитатель. Интересно, а что еще скрыто в волшебном сундучке? Да ведь это новая сказка! (Достает новую книгу сказок.) Мы обязательно ее почитаем, но позже, потому что наш клубочек опять спешит (Достает из сундука клубок меньшего размера.) Посмотрите, клубочек стал совсем маленький, значит, наше путешествие пора заканчивать. Но прежде чем закончить наш путь, давайте еще раз вспомним, с какими сказками мы сегодня повстречались? А что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии? (Ответы детей)
Теперь нам осталось, следуя за клубочком, вернуться обратно.
(
Возвращаются в группу).

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4

с. Алексеевка  Корочанского района Белгородской области»

Образовательная область «Коммуникация»

Развиваем речь и коммуникативные способности детей

с использованием драматизации

«Волшебный калейдоскоп»

Старшая группа

Воспитатель: Орехова Н. В.

с. Алексеевка, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное методическое пособие "Волшебный калейдоскоп"

Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности...

Сценарий развлечения (музыкального досуга) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебный калейдоскоп моря»

Развлечение с детьми подготовительной к школе группы на тему "Волшебный калейдоскоп моря".(Музыкальный досуг)...

"Волшебный калейдоскоп"

Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности...

Физкультурное развлечение "Волшебный калейдоскоп"

Дети, движение, дружба.Способствовать возрождению культуры детской подвижной игры....

Осенние забавы "Волшебный калейдоскоп"

Методическая разработка по физической культуре...

Проект «Калейдоскоп эмоций и волшебных слов»

Практико-ориентированный проект, направленный на развитие эмоциональной сферы детей и формирование эмоциональной лексики детей логопедической группы...

Презентация проекта по художественно-эстетическому развитию на тему "Калейдоскоп волшебных красок"

Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....