занятия по НОД "коммуникация" в подготовительной группе Журавли
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Занятие по непосредственной образовательной деятельности "Коммуникация" (развитие речи) составление описательного рассказа по картине С.К. Артюшенко "Серые журавли". Подготовительная группа.

задачи: уточнить словарь по темам «Ранняя осень» «Перелетные птицы». Развивать связную речь, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме. Развивать умение  выражать речью свои впечатления, высказывать свои суждения, оценки. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, творческое воображение. Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений. Уточнить и расширить представление детей о перелетных птицах – серых журавлях.  Учить бережно, относиться к природе, принимать её значение для жизни человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhuravli_zanyat._v_podgt.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 по образовательной деятельности

Коммуникация (развитие речи)

Составление описательного рассказа

  по картине С.К. Артюшенко

 «Серые журавли»

Выполнила

Воспитатель I категории

МДОБУ № 16 «Чебурашка»

                                                                                                             Л.В. Юшинева

Тема: рассказ по картине С.К. Артюшенко «Серые журавли».

Интеграция с областями познание, социализация, физическая культура.

Образовательные цели: обучать составлению рассказа по картине с элементами творчества (рассказывать о событиях, выходящих за пределы изображённого, на основе ранее изученного материала.)

Развивающие цели: уточнить словарь по темам «Ранняя осень» «Перелетные птицы». Развивать связную речь, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме. Развивать умение  выражать речью свои впечатления, высказывать свои суждения, оценки. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, творческое воображение. Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений. Уточнить и расширить представление детей о перелетных птицах – серых журавлях.  Учить бережно, относиться к природе, принимать её значение для жизни человека.

Предварительная работа: наблюдение в природе. Рассматривание произведений художников в репродукциях по теме «Пейзаж». Разучивание стихотворений об осени.

Ход занятия:

Игра «Осенние приметы». (какое время года за окном, по каким признакам вы это поняли)  

Появляется карлсон. Он несет картину.

Карлсон: здравствуйте, ребята! Я очень доволен, я узнал ,что я птица. Ведь я умею летать!

Дети: нет, Карлсон, ты не прав! Ты маленький сказочный человек. У птиц есть крылья, чтобы летать. Все тело у птиц покрыто перьями.

Карлсон:  ну, я так не играю. Я принес свою любимую картину. Угадайте, кто на ней нарисован? Та птица целыми днями в работе. Она питается рыбой, лягушками, ягодами, семенами. Осенью ей не хватает корма, и поэтому она улетает в теплые края, собираясь в стаю и курлыча.

Дети: журавли.

Воспитатель: угадали. Скажите, где живут журавли?

Дети: журавли живут около рек, озер и на болотах.

Карлсон: когда я летаю в гости, друзья меня просят рассказать, что на моей картине нарисовано, а я не умею. Научите меня, пожалуйста. Согласны?

Дети: конечно, мы вам поможем.

Воспитатель: какое время года изображено на картине?

Дети: на картине изображена ранняя осень.

Воспитатель: какие краски использует художник, чтобы показать нам, что это ранняя осень?

Дети: небо ещё голубое, на деревьях разноцветные листья – желтые, оранжевые, красные.

Воспитатель: Как вы думаете, где мог художник рисовать эту картину?

Дети: в лесу, на болоте.

 Воспитатель: вспомните, какое стихотворение подходит к этой картине?

Прочитайте его.

Воспитатель: давайте рассмотрим картину повнимательней. Семью, каких птиц вы видите?

Дети: это семья серых журавлей.

Воспитатель: как, вы узнали, что это серые журавли?

Дети: у серых журавлей перышки серебристо – серые. Крылья большие на концах – длинные черные перья. Лапы и клюв длинные, а на голове есть красное пятнышко, похожее на беретик.

Воспитатель :  как вы думаете, что было бы, если бы лапы и клюв у журавлей были маленькими, коротенькими?

Дети: журавли не смогли бы  ходить болоту на коротеньких ножках, пришлось бы только плавать. Им было бы очень  трудно доставать себе еду из воды.

Воспитатель: кого вы видите на картине слева?

Дети: мы видим папу – журавля. Он крупный, сильный, длинноногий. Журавль стоит на кочке. Он широко развернул крылья, наверно, хочет взлететь.

Воспитатель: кого вы видите на картине справа?

Дети: это  –  мама – журавлиха. Она красивая, заботливая, строгая. Журавлиха держит в клюве лягушку. Она наблюдает за журавлятами.

Воспитатель: молодых журавлят иногда ласково называют журка, журавлик, журавушка. Как вы думаете, какой повод есть у взрослых журавлей  для волнения?

Дети: журавлям пора улетать в теплые края. Они переживают  за своих журавлят, хватит ли им сил долететь до далеких стран.

Воспитатель. Журавли летят в теплые страны днем и ночью без остановки. Перед отлетом им нужно обязательно хорошо подкрепиться. Что едят журавли?

Дети: журавли питаются мелкой рыбой, лягушками, семенами и лесными ягодами.

Воспитатель: давайте покажем, как журавлики подкрепляются, ягодками питаются.

По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу.

Часто нагибаюсь,

Клюквою питаюсь.

Я схожу на ручеёк,

Заварю себе чаек. Буду пить-попивать,

Красно лето вспоминать.

Как вы думаете, ребята, почему папа-журавль смотрит вверх в небо?

Дети: наверное, он хочет вместе со своей семьей присоединиться к этому небольшому журавлиному клину.

Воспитатель,: каких ещё перелетных птиц мы можем увидеть в верхней части  картины?

Дети: это могут быть стрижи, скворцы, грачи, горихвостки, пеночки, трясогузки. Они улетают ранней осенью.

Воспитатель: представьте себе, что мы видим, как одна птичка отбилась от стаи. Вы хотите помочь ей вернуться?

Дети: ДА!

Воспитатель: я буду вожаком стаи. Это самая сильная и умная птица. Когда журавль летит, то в полете вытягивает шею. Это очень красиво. Вытяните шейки и следите за движениями моих рук-крыльев, повторяйте за мной.

 Что вы увидели во время полета?

Как вы думаете, если перевести курлыканье журавлей на наш язык, что бы они сказали?

Дети: они бы с нами попрощались.

 Наверное, они бы сказали: « Прощай, родная земля…»

Дети мы улетаем в теплые края!

Воспитатель: а в старину люди вслед журавлям кричали:

Возвращайтесь весной!

Поскорее домой.

Колесом дорога!

Почему весной журавли возвращаются к нам?

Дети: здесь их родная земля. Здесь они выводят своих птенцов.

Воспитатель: давайте представим себя невидимками, закроем глаза и окажемся на втором плане картины.

Звучит музыка

Откройте глаза, видите себя тихо, чтобы никого не напугать. Что вы слышите?

Дети: листики шелестят на деревьях. Птицы кричат в небе. Листочки шуршат под ногами. Водичка булькает в болоте.

Воспитатель: что вы чувствуете?

Дети: дует легкий ветерок. Прохладно. А солнышко ещё немножко греет лицо.

Воспитатель: какие вы чувствуете запахи?

Дети: пахнет болотом, лесом, листьями.

Воспитатель: посмотрите на журавлей. Какие они?

 Дети: большие, красивые нарядные.

Воспитатель: оглянитесь, вокруг вас лес. Опишите его.

Дети: на березках листочки желтые, а на осинках – красные.

Воспитатель: листочки блестят на солнышке. Как красиво можно сказать про деревья?

Дети: все деревья блистают в разноцветном уборе. Только сосны и ели стоят зеленые.

Воспитатель: закройте глаза и скорее возвращайтесь, а то замерзните, вы ведь легко одеты, а на болоте прохладно.

Звучит музыка.

Воспитатель: ребята , давайте вспомним как называется картина?

Кто её автор?

Дети: картина называется «Серые журавли», автор Сергей Артющенко.

Воспитатель: С чего вы начнете рассказ?

Дети6 мы начнем рассказ с описания времени года. Расскажем о красоте осеннего леса и болота.

Воспитатель: давайте на нашем листе поставим цифру 1 и нарисуем Осенний лист. О чем еще вы будете  рассказывать дальше?

Дети: потом мы расскажем о перелетных птицах, которые можно увидеть в верхней части картины.

Воспитатель: поставим цифру 2 и нарисуем стайку птичек. О ком еще вы расскажите?

Дети: о семье журавлей.

Воспитатель: хорошо, нарисуем журавлика и поставим цифру 3. Закончить рассказ предлагаю описанием своего отношения к картине, поставим цифру 4 и нарисуем смайлик.

Дети рассказывают рассказ по картине:

На картине ранняя осень. Солнышко еще часто можно увидеть в небе, но уже становиться прохладно.

Деревья надели нарядные уборы из разноцветных листьев. Только сосны и ели по-прежнему зеленеют. Красиво в лесу!

Красиво и на болоте. Вода в болоте темная. А зеленые моховые кочки украшены ярко красными ягодами клюквы.

 Тихо. Но если прислушиваться, то можно услышать прощальные крики улетающих в теплые края птиц. На переднем плане картины мы видим семью серых журавлей. Это красивейшие перелетные птицы. Крепкий, сильный папа – журавель готовиться к отлету. Он развернул крылья, смотрит в небо.

Заботливая мама – журавлиха наблюдает за своими озорными журавлятами. А журавлик и журавушка сил набираются, ягодами и лягушками питаются.

Журавель и журавлиха волнуются, хватит ли сил у их любимых журавлят долететь до далеких теплых стран.

Скоро-скоро взлетят журавли высоко в небо, и присоединяться к журавлиному клину. Попрощаются с нами журавли, покурлыкают, как будто скажут: «Прощай, родная земля,  мы улетаем в теплые края!»

А мы им ответим: «возвращайтесь весной поскорее домой. Мы все вас будем ждать. Колесом дорога!».

Мне очень понравилась картина. Она вызывает у меня и радостное и грустное настроение. Я радуюсь каждому теплому деньку, осени, красоте природы, которую нарисовал художник. Но грущу потому, что приходиться расставаться с такими красивыми птицами- серыми журавлями.

Используемая литература:

 Журнал –Дошкольная педагогика №7 -2009г

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы, тема занятия: «Урок красоты»

Самое красивое в нашем мире – человек и, научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь и создавать человека и его мир, научимся жить по-человечески. Именно поэтому я выбрала эту те...

Конспект занятия: Знакомство с фортепианной пьесой П.Чайковского "Октябрь". Занятие для детей подготовительной группы.

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы. В прошлом году дети слушали несколько пьес из "Детского альбома". Основная цель этого занятия, продолжить знакомство с творчеством П.И.Чайков...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект индивидуального занятия для воспитанника подготовительной группы «Постановка звука [Ш]. Этап подготовительный»

Тема: Подготовительный этап к постановке звука [Ш] (занятие 2)Цель: подготовить органы артикуляции к постановке звука [Ш]Задачи:1. Развить органы артикуляции для постановки звука [Ш] и для постановки ...