«Обучение составлению описательного рассказа «Лиса Патрикеевна» по игрушке».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Конспек занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lisa.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение составлению описательного рассказа «Лиса Патрикеевна» по игрушке».

Конспект образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Коммуникация».

Задачи.

Обучать простому описательному рассказу.

Формировать обобщающее понятие «дикие животные», «детеныши диких животных».

Учить детей различать и употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе.

Воспитывать положительно – эмоциональное отношение к живой природе.

Словарь.

Активизировать слова пушистая, рыжая, тепленькая, тихонько, пригинается, кланяется, рыльце тоненькое, зубушки острые, ушки на макушке, хвостик на отлете.

Оборудование:

Фланелеграф, игрушка лисы, маска лисы, картинки с изображением диких и домашних животных, мяч, корзинка с угощением (грибочками), указка, книги - сказки.

Предварительная работа.

Познакомила детей с русскими народными сказками, в которых встречается лиса, рассматривали иллюстрации к сказкам, проводила беседу по содержанию. Дети обыгрывали отрывки из сказок, используя маски, куклы «Би – ба – бо». На занятии рассказывала детям о жизни диких, домашних животных. Рассматривая иллюстрации « жилищ диких животных» объясняла детям, как животные устраивают себе жилища. В дидактической игре «Кто где живет» дети подбирали картинки с изображением жилищ для диких животных.

Познакомила детей с дидактической игрой «Четвертый лишний», где учила детей находить лишнее животное среди группы животных. Разучили считалки: «Ежик-чудачок», «Лисичка», при помощи которых дети выбирали водящего. Учились изображать повадки лисы в подвижных играх; упражнялись в названии детенышей животных в единственном и множественном числе.

Тематика данного занятия продолжалась и в продуктивной деятельности на аппликации «Лисичка гуляет в осеннем лесу», на лепке «Грибочки для лисички».

Ход образовательной деятельности.

Приветствие.

Солнце яркое встает,

Лучики свои нам шлет,

Руки солнцу мы протянем.

- Здравствуйте, - мы вам всем скажем

В-ль: Ребята, попробуйте догадаться о каком звере пойдет речь.

Отгадайте загадку.

Загадка. Рыжая с пушистым хвостом

живет в норе под кустом.

В-ль: Вы догадались, кто это? ( Лиса).

- Как вы догадались, что это лиса? (лиса рыжая с пушистым хвостом, живет в норе).

А давайте поищем, где она спряталась?

Игра «Тепло-холодно».

В-ль: Вот она лисичка (показываю) пришла к нам в гости.

- Скажите, где живет лиса? (В лесу, в глубокой норе).

- Лиса – какое животное? (Дикое животное).

В-ль: (вывод) Лиса – это дикое животное.

- Какие звери живут в лесу? (Заяц, волк, медведь, белка, ёжик, кабан, лось, олень).

- Это какие животные? (дикие животные).

- Как вы думаете, почему этих животных называют дикими? (Дикие животные живут в лесу, они сами находят себе еду, строят дома).

- А каких животных называют домашними? (Домашние животные живут рядом с человеком, человек о них заботится.)

Игра «Четвертый лишний»

Выставляю картинки на фланелеграфе: волк, лиса, кошка, заяц.

В-ль: Внимательно посмотрите на картинки и назовите – какое из этих животных здесь лишнее и объясните почему.

Ребенок: Лишняя кошка – она домашнее животное, а все остальные дикие животные).

Меняю картинки: лиса, корова, ёж, заяц.

В-ль: - Ребята, какое животное здесь лишнее? (Лишняя корова, она домашнее животное).

В-ль: - Какое дикое животное считают самым хитрым? ( Лису).

- Почему лису называют хитрой? (Она обманывает зверей, ходит тихо, тихо крадется тихо, к земле пригинается; бежит, словно плывет).

В-ль: Выходите на лужок,

Становитесь все в кружок.

Подвижная игра «Лиса Патрикеевна».

Давайте поиграем в игру «Лиса Патрикеевна».

В-ль: выберем лисичку с помощью считалки (посчитай ребят).

Ребенок считает:

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы собрались поиграть.

К нам лисичка прибежала

И тебе водить сказала.        или        Ёжик, ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать,

Нам водилку выбирать.

Лисичкой будет (имя ребенка), она притаилась в кустах (ребенку одеть маску лисы), а звери решили подразнить лису.

«Рыжая сестричка,

Хитрая лисичка,

Ты где?»

Лисичка: Я здесь?

Дети бегут к стульчикам, лиса их ловит.

В-ль: Какой хитрой и ловкой оказалась лиса, сумела поймать (зайчонка или мышку).

Игру провожу два раза.

В-ль: присаживайтесь на стульчики.

- Лиса - любимый герой многих русских народных сказок.

- Вспомните, в каких сказках встречается лиса?

(На фланелеграф выставляю книги – сказки).

Дети: «Лиса и козел», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лисичка - сестричка и волк», «Медведь и лиса», «Собака и петух».

В-ль: Лиса – умный и хитрый зверек, кого угодно проведет!

В-ль: - Как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, Кумушка, Лиса Патрикеевна).

В-ль: Всегда она ловко обманывает доверчивых зверей, птиц, людей.

В-ль: Скажите, ребята, как зовут детеныша лисы? (Лисенок).

Игра с мячом «Кто у кого?»

Давайте поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?».

Воспитатель

У зайчихи

У белки

У волчицы

У ежихи

У медведицы

У лисы

-

-

-

-

-

-        Дети

Зайчонок

Бельчонок

Волчонок

Ежонок

Медвежонок

лисенок

В-ль: у лисы не один лисенок, а много кого? (Лисят).

У белки много бельчат

У зайчихи – зайчат

У медведицы много – медвежат

У волчицы много – волчат

У ежихи много – ежат

У лосихи много - лосят.

В-ль: молодцы, присаживайтесь на стульчики.

- Ребята, послушайте рассказ про лисичку.

В-ль рассказывает.

Лиса Патрикеевна.

У кумушки-лисы зубушки острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихонько, к земле пригинается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно; роет норы глубокие, много входов в них и выходов; любит курочек, уточек, мышей.

Словарная работа и беседа по содержанию.

В-ль: Рыльцем называют морду у животных, а у человека что? (Лицо).

- Ребята, что на морде у лисы? (Рыльце тоненькое, глаза, ушки, нос, зубы).

- Вот как ласково говорится про лису: Зубушки острые, ушки на макушке, хвостик на отлете.

- Давайте вместе скажем: у лисы зубушки … (острые), ушки … (на макушке), хвостик … (на отлете).

В-ль: ребята, что значит «хвостик на отлете»? (Лиса как будто несет свой пушистый, рыжий, красивый хвост).

В-ль: Какой хвост у лисы? (Пушистый, красивый, рыжий).

В-ль: На кончике хвоста у лисы мех белый, чтобы лисятам в сумерках, когда темно в лесу было видно лису, чтоб им не потеряться, не сбиться с пути.

В-ль: Какая шубка у лисы? (Шубка тепленькая).

В-ль: А теперь расскажем о том, как лиса принаряжена.

В-ль: Хорошо кума принаряжена: шерсть какая? (Пушистая, рыжая, а на шее белый галстучек – пятнышко).

В-ль: Расскажите, как ходит лиса? (Ходит лиса … тихонько, к земле пригинается, будто кланяется).

- Ваня, покажи, как ходит лиса.

Давайте вместе покажем, как ходит лиса. (Дети имитируют движения лисы).

В-ль: Как называется жилище лисы? (Нора).

- Давайте расскажем и покажем, какие норы роет лиса? (Вместе говорим и показываем: роет норы глубокие, много выходов в них и входов).

В-ль: Давайте нашей лисичке расскажем про нее? Какая она красивая. (Рассказы детей – 2 ребенка).

В-ль: молодцы, ребята (имена детей), как хорошо вы рассказали про лисичку.

- А давайте, и вы скажете, какая бывает лисичка. Становитесь в кружок.

Дети в кругу передают друг другу лисичку и говорят (Лисичка красивая, нарядная, пушистая, рыжая, золотистая, хитрая, проворная, быстрая, лиса-краса, грациозная, изящная, плутовка, ловкая).

В-ль: Ах, как хорошо вы рассказали про лису, лисичку, ей понравилось, а (имя ребенка) назвал лисичку нарядной, (имя ребенка) сказал, что она ловкая, а (имя ребенка) очень хорошо изобразила лису, (имя ребенка) показал, как роет лиса нору.

- И лисичка приготовила для вас угощение (грибочки).

- Лисичка у нас еще погостит, с вами поиграет. А вот с гостями пришло время попрощаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Обучение составлению описательных рассказов о птицах"

Цель. Учить детей составлять описательные рассказы о птицах: отбирать содержа¬ние, определять последовательность из¬ложения, используя в качестве плана модели-картинки, подбирать образные слова  ...

«Составление описательного рассказа с использованием схемы «Игрушки»

Занятие  для детей логопедической и  массовых групп старшего возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Обучение составлению описательного рассказа по игрушке»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Обучение составлению  описательного рассказа по игрушке»...

Конспект занятия "Обучение составлению описательного рассказа "Лиса Патрикеевна" по игрушке"

Конспект занятия "Обучение составлению описательного рассказа "Лиса Патрикеевна" по игрушке"...

Конспект занятия по обучению составления описательного рассказа по игрушке

Для успешного обучения в школе, необходимо развивать речь дошкольника. Занятия по развитию речи.  решают такие задачи .  Я использую в своей работе различные методы и приемы для успешного ре...