«Активизация словаря у дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи через использование подвижных игр»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Васильева Алевтина Сергеевна

Материал содержит методические рекомендации для инструктора по физической культуре при подборке подвижных игр в средней логопедической группе для детей с ОНР в соответствии с тематическим планированием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Активизация словаря у дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи через использование подвижных игр»

Самара, 2013г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                стр.3-5
  2. Методические рекомендации для инструктора по физической культуре.                                                                        стр.6-7
  3. Список библиографии                                                стр.8

1. Пояснительная записка.

Исходя из приоритетного направления для воспитанников групп с общим недоразвитием речи – формирование коммуникативной компетенции, а также реализуя комплексный подход к коррекции речевой патологии в нашем МБДОУ успешно сочетаются такие образовательные области как «Коммуникация», «Физическая культура» и «Здоровье».

Говоря о детях с общим недоразвитием речи Н.С.Жукова подчёркивала, что данный контингент дошкольников представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Кроме того, у данной категории детей наблюдается общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, присуще отставание в развитии двигательной сферы. Соответственно такие дети нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий: соблюдении режима дня, физиотерапии, физическом воспитании, массаже, ритмике, лечебной гимнастике и т.д.

Успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми во время непосредственно образовательной деятельности с логопедом. Успех коррекционно работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Проблема: отсутствие научно-методических разработок и системы подвижных игр, подобранной с учётом тематического планирования МБДОУ, речевых и возрастных особенностей воспитанников групп для детей с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста.

Цель: активизация словаря у младших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование подвижных игр.

Задачи: 1. Анализ методической литературы по данному направлению.

                   2. Подобрать и систематизировать подвижные игры с учётом возрастных и речевых особенностей детей, а также с учётом тематического планирования в средней группе.

                  3. Разработка методических рекомендаций для инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп.

Работа всех педагогов МБДОУ строится с учётом общего тематического планирования. Кроме того, при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми другие специалисты, а в частности инструктор по физической культуре учитывает рекомендации, полученные от логопеда.

Активизация словаря, который был уточнён и дополнен в процессе непосредственно образовательной деятельности с логопедом, а также развитие общих двигательных умений, координации движений в младшем дошкольном возрасте у детей – данные задачи успешно решаются при использовании в коррекционной работе подвижных игр.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Нами были подобраны и апробированы на базе МБДОУ № 46 подвижные игры для детей средней группы с общим недоразвитием речи в соответствии с тематическим планированием, которые использовались во время непосредственно образовательной деятельности с логопедом в качестве физминутки и совместной деятельности детей с инструктором по физической культуре.

2.Методические рекомендации для инструктора по физической культуре.

Месяц, неделя

Лексическая тема

Подвижная игра

Сентябрь, 3 неделя

Детский сад

Участок детского сада

П/и «Солнышко»

Сентябрь, 4 неделя

Осень

Признаки осени

П/и «Солнышко и дождик»

Октябрь, 1 неделя

Овощи

П\и «Овощи»

Октябрь, 2 неделя

Фрукты

П/и «Яблонька»

Октябрь, 3 неделя

Лес. Грибы и ягоды.

П/и «Ягодка-малинка»

Октябрь, 4 неделя

Игрушки.

П/и «Лошадка»

Ноябрь, 1 неделя

Человек. Части тела

П\и «Молчанка»

Ноябрь,2 неделя

Одежда

П\и «Колпачок»

Ноябрь,3 неделя

Обувь

П\и «Что у нас на ногах?»

Ноябрь, 4 неделя

Дом. Его части

П\и «Замочек»

Декабрь, 1 неделя

Мебель

П/и «На стульчике»

Декабрь, 2 неделя

Посуда

П/и «Посуда»

Декабрь, 3 неделя

Зима

П/и «Снежная баба»

Декабрь, 4 неделя

Новогодний праздник

П/и «Дед Мороз»

Январь, 3 неделя

Зимующие птицы

П/и «Воробей»

Январь, 4 неделя

Домашние птицы

П/и «Домашние птицы»

Февраль,1 неделя

Домашние животные

П/и «Козлик»

Февраль, 2 неделя

Дикие животные

П/и «Заинька»

Февраль, 3неделя

Транспорт

П/и «Мчится поезд»

Февраль, 4 неделя

Профессии на транспорте

П/и «Шофёр»

Март, 1 неделя

Мамин праздник. Профессии мам.

П/и «Ушки»

Март, 2 неделя

Весна

П/и «Зима прошла»

Март, 3 неделя

Первые весенние цветы

П/и «На лужайке поутру»

Март, 4 неделя

Цветущие комнатные растения

П/и «На окне в горшочках»

Апрель,1 неделя

Дикие животные весной

П/И «Лесной переполох»

Апрель, 2 неделя

Домашние животные весной

П/и «Козочка»

Апрель, 3 неделя

Перелётные птицы

П/и «Ласточка»

Апрель, 4 неделя

Аквариумные рыбки

П/и «Аквариум»

Май

Наш город.

П/и «Ветер-ветерок»

Май

Насекомые

П/и «Мотылёк»

Май

Лето. Цветы на лугу

П/и «Речка», «На лужайке»

3. Список библиографии

  1. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет – Волгоград «Учитель» - 2012.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия – Екатеринбург, 1998г.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб., 2001
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы – СПб, 2005.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста – М.,2005
  6. Информационные образовательные ресурсы:

http://pedagog.us/?cat=3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи через использование техники"оригами".

Целью данного материала является изучение и использование в практике новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий, овладение новыми ме...

План по самообразованию "Развитие пальчиковой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник рисования"

Целью данного плана является совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства, овладение новыми формами, методами и приёмами обучения детей нетрадиционным техникам рисования....

Дидактические игры для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные. Закреплять и уточнять ...