Конспект НОД по развитию речи "Расскажем зайчику об игрушках"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Терентьева Светлана Николаевна

Данный материал рекомендуется для проведения занятий по развитию речи в средней группе ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Расскажем зайчику об игрушках» для детей 4-5 лет

Образовательные области: коммуникация, познание, художественное творчество, здоровье.
Задачи: 
Образовательные

- Уточнять представления детей об игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида.
- Продолжать обучать детей составлять описательный рассказ об игрушке.
- Упражнять видению формы геометрических фигур  в окружающих изображениях.
- Развивать умение произвольно регулировать темп и силу голоса.
Коррекционные
- Формировать способы зрительного восприятия в упражнении на сличение силуэтных изображений и соотнесение их с реальными изображениями. 
- Расширять опыт тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения.
Воспитательные
 - Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность,   умение слушать друг друга.

Словарная работа: активизировать употребление в речи слов, обозначающих качества и действия предметов (игрушек).
Оборудование: набор предметных картинок с изображением игрушек, натуральные предметы (игрушки), «сухой бассейн» с крупами, карточки с заданием, мольберт. 

Ход занятия

Организационный момент 
Педагог: Дети, я сегодня шла в детский сад и кого-то встретила, он тоже шёл в детский сад,  отгадайте загадку, кто же это
Он любитель грызть морковку.
Ест капусту очень ловко.
 Скачет он то тут, то там.
 По полям и по лесам.
 Серый, белый и косой.
 Кто, скажите, он такой? 
Дети: заяц. 
Педагог  от лица зайчика: Здравствуйте, ребята! Какой у вас красивый детский сад. 
А вы любите ходить в детский сад? А что вы любите делать в детском саду? 
Педагог: Все дети любят играть с игрушками.
Зайчик: А я вам принёс полную коробку игрушек, давайте рассмотрим их.
 Ой, а игрушек нет, куда же они подевались? Я и не знаю, какие там игрушки лежали, их вам звери лесные передали, а я хотел, чтобы вы мне всё про игрушки рассказали и научили с ними играть.
Основная часть
Педагог: Наверное, там лежала игрушка, у которой есть кузов, кабина, четыре колеса, как называется эта игрушка? (машинка)
- Другая игрушка состоит  из разноцветных колечек, её можно собирать и разбирать. (пирамидка)
- Она деревянная, по форме похожа на грушу, игрушка – одна, а фигурок в ней много. (матрёшка)
- Он может быть большой и маленький, круглый, резиновый, прыгучий, может быть разных цветов? (мячик)
Педагог: Мы сможем с вами увидеть изображения игрушек. Давайте рассмотрим их в замочную скважину.  Двигая замочную скважину, не поднимая её высоко, попробуйте  рассмотреть, что за игрушки находились в коробке. Назовите их.
Дети называют увиденные ими игрушки: юла, кукла, матрёшка, машинка, мишка, барабан.
Педагог: Давайте внимательно рассмотрим картинки и расскажем зайчику, какие игрушки на них изображены и как сними играть. 
Дети составляют описательные рассказы об игрушках.
Физ. Минутка
Вправо, влево покружись и в (лошадку, машинку, мячик, паровозик) превратись.
Дети имитируют движения игрушек.
Педагог: Дети, а может игрушки спрятались в сухом бассейне, давайте проверим. Найдите, что там лежит и достаньте. 
Дети достают геометрические фигуры и называют их.
Педагог: Дети посмотрите на мольберт и скажите:
- На какую геометрическую фигуру похожи колёса у коляски?
- Парус у корабля похож на какую геометрическую фигуру?
- А зеркало? 
- А кузов у машины?
Зрительная гимнастика по глазодвигательному тренажёру В. Базарного.
По лабиринту мы пойдем, и игрушки там найдём.
Вот и куколка найдётся, по лужку она пройдётся.
По дорожке красной, гладкой скачет весело лошадка.
Зелёную дорожку знаем, там машинку мы встречаем.
Самолёт всех охраняет, по восьмёрке пролетает.
Педагог: Сейчас мы зайчику расскажем, как игрушек можно ласково называть.
Педагог бросает детям мяч и называет игрушки, а дети произносят ласковое название игрушек.
Педагог: Зайка, а когда наступает ночь, то игрушек не видно, а видно только тень от них. Дети наши могут определить какой  игрушке, какая тень.
Пальчиковая гимнастика
Есть у нас игрушки:
Это – погремушка
Это – толстый мишка
Это – чудо-книжка
Это – неваляшка
Это – зайка Пашка
1,2,3,4,5 Будем снова мы считать.
Дети сличают  силуэтные  изображения и соотносят их с реальными изображениями. 
Педагог: Мы зайчику всё рассказали об игрушках, а игрушки не нашли. Может мы плохо смотрели в коробке. Проверим. Нет игрушек? Может, какое то волшебство должно произойти. Мы знаем волшебные слова: Чипс, чапс, чопс. Давайте произнесём их медленно, быстро, громко, тихо.
Дети хором произносят волшебные слова, появляются игрушки.
Зайчик: Как хорошо, что игрушки нашлись, и вы мне всё рассказали о них, какие они, как с ними играть. Пора мне в лес, побегу, расскажу всем в лесу, какие вы умные, сообразительные.
Заключительная часть
Оценка детской деятельности.
- Молодцы дети, справились с заданиями, нашли игрушки.
- Тяжело или легко было их искать?
- Какое задание больше понравилось?



Предварительный просмотр:

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы

Программное содержание:

учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;

продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

закреплять навык самоконтроля за   произношением в самостоятельной речи;

закреплять употребление существительных в родительном падеже;

активизировать словарь по теме «Насекомые»;

развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;

воспитывать устойчивый  интерес к жизнедеятельности насекомых.

 

Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема(взята из Интернета, автор – MaksFro95), картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых (Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай», издательство «Страна фантазий», автор – Светлана Вохринцева).

Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок  К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки  «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин, с изображением насекомых.

Ход занятия

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- Жук, пчела, муравей, кошка;

- слон, бабочка, шмель, гусеница;

- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- ёлка, таракан, муха, кузнечик;

- паук, бабочка, комар, кровать.

Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.

  После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:

- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему?    (Зимой насекомых не бывает).

- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:

Проводится  пальчиковая игра «Пчела»

Прилетела к нам вчера 

Полосатая пчела.

(делают маховые движения кистями рук)

А за нею шмель-шмелек -

И веселый мотылек, 

Два жука и стрекоза,

(загибаем пальцы, начиная с большого).

                    Как фонарики глаза.

(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),

Пожужжали, полетали (машем ладошками),

                    От усталости упали (роняем ладони на стол).

А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека).

Физминутка

 

Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

(Дети выполняют движения по тексту)

Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).

А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.

- Какие насекомые уселись на ромашку?

- Давайте расскажем, кто где находится?

И поиграем в игру «Закончи предложение».

Муравей сидит около…(цветка)

Божья коровка ползёт по… (листу)

Шмель спрятался под…(листом)

Гусеница сидит на… (цветке)

Бабочка порхает над…(цветком)

Жук сидит под…(цветком)

Стрекоза летает около…(цветка)

- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?

Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)

Итог: Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему «Игрушки» в средней группе

Цель: отработка умения образовывать прилагательные; соотносить существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;Расширение и систематизация словарного запаса;Словарь: резиновый, железный, стекл...

Конспект занятия по развитию речи «Моя любимая игрушка

Конспект занятия по развитию речи «Моя любимая игрушка...

Конспект занятия по развитию речи Моя любимая игрушка

Конспект занятия по развитию речи Моя любимая игрушка...

План-конспект занятия по развитию речи на тему "Игрушки"

Занятие позволит ребенку расширить словарный запас: изучаются прилагательные, описывающие различные материалы, из которых созданы игрушки. Изучение новых слов происходит в игровой форме, что позволяет...

Конспект занятия по развитию речи "Зайчик в гостях у ребят"

Цель: развитие умения составлять повествовательный рассказ об игрушках.Задачи:- упражнять детей составлять с помощью воспитателя рассказ об игрушках;- формировать умение отвечать на вопросы;- акт...

Конспект занятия по развитию речи: "Рассматривание богородской игрушки «Зайчик с барабаном»"

Сформировать представление о богородской игрушке, познакомить с богородской игрушкой «Зайчик с барабаном», привлечь внимание детей к характеру игрушки, формировать умение отвечать на вопро...

Конспект занятия по сенсорному развитию «Поможем зайчику разложить игрушки»

Сенсорное воспитание:-помогает считывать информацию, чтобы в дальнейшем её правильно обрабатывать-развивает наблюдательность и внимание-упорядочивает представления ребёнка о внешнем мире через пониман...