Формирование связной речи и развитие логического мышления
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Куликова Ирина Николаевна

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной речи и развитие логического мышления

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является речь.                                

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а имено умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.                                                                                    Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связных предложений.  

        Подготовительный этап

Время, содержание и объем предварительной работы зависит от уровня речевого развития детей. Но завершение подготовительного этапа однозначно определяется сформированностью фраз, умением самостоятельно пользоваться фразовой речью в речевом общении.                                                                                                                                                           Работа  по обоим направлениям: развитию речи и развитию мышления – проводится параллельно и в основном индивидуально или небольшими подгруппами в форме игр и специальных развивающих упражнений.                                                                                         Развитие мышления, овладение мыслительными операциями способствует формированию связных с мышлением других познавательных процессов (восприятие, представления, памяти, внимания), косвенного влияет на развитие речи (обогащение лексики, усвоение грамматических форм) и одновременно испытывает обратное воздействие речи на мышление.                                                                                                                            Формирование фразы, являющейся первым шагом к овладению связной речью, в определенной последовательности:                                                                                                                                             а) договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок, по образцу, данному воспитателем и без образца;                                                                                                                  б) составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по данному образцу и без образца;                                                                                                                       в) составление предложений сначала по 1-фигурным, затем многофигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов и без них, по опорным словам, по образцу и самостоятельно; г) заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, составленных по сюжетной картинке, связанных по смыслу.                                                                      

Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию связной речи:                                                                                                                      - преобразование деформированной фразы;                                                                                                                    - составление предложений по опорным словам;                                                                                             - распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;                                                    - преобразование предложений путем изменение лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.

Начальный этап формирования связной речи – овладение диалогической речью                                                                    Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу: отвечать на вопросы, а также задавать вопросы собеседнику, что значительно труднее.                                                         В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:                                                                         1)научить детей отвечать на поставленные вопросы;                                                                                      2)научить постановке вопросов;                                                                                                                         3) воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу

        Обучение умению отвечать на вопросы

По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов.                                                                      Репродуктивные вопросы наиболее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями. Перечень их ограничен: кто? Кто это? Что: что это? Что делает? Кто это? – Мальчик. Что это? – Мячик. Что делает? – Спит.                                                                                                                                                Постепенно ответы следует усложнять, начинать ответ с последнего слова пороса, тем самым осуществляя переход к двухсловным предложениям.                                                                Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространенных предложений. Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, которых начинается вопросом: где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?                                                                                                          Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями почему? Зачем?                                                                    Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное – по содержанию, так как требует определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.                                                                                                                           В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога как форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос. Постепенно, как и в обычной речевой практике людей, на занятиях, в повседневной жизни и деятельности детей используются все виды вопросов и различные по структуре ответы, имеющие разное назначение в дальнейшем развитии связной речи и логического мышления детей:                                                                                                                                                - репродуктивные вопросы помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти;                                                                                                           - репродуктиные вопросы помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти;                                                                                                                                        - поисковые развивают наблюдательность и внимание;                                                                                                                              - проблемные, помогая устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связной контекст.                                                                            Следующей и более сложной ступенью в овладении диалогической речью является обучение детей постановке вопросов. Умение ставить вопрос вырабатывается довольно медленно. Необходима дополнительная и кропотливая работа и соблюдение двух взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов:                                                                                                        1) постепенное уменьшение помощи воспитателя и возрастание самостоятельности детей;                                      2) последовательное усложнение дидактического материала.

Основной и завершающий этап развития связной речи – формирование   монологической речи

Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание. Работа по формированию связной монологической речи проводится по двум направлениям:                                                                     - обучению пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного текста;                                                                                              - обучение составлению рассказов по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме.

Некоторые наиболее общие моменты в работе по обучению связной речи

1.Систематические тесно связанные с темой высказывания (сказки, басни, рассказы) речевые тренинги.

а) обязательные лексические упражнения (подбор признаков и действий к предметам, синонимов, родственных слов) обогащающие активную лексику;

б) грамматические упражнения, способствующие овладению грамматическим строем языка;

в) постоянный фонетический контроль, сочетающийся по мере надобности с фонетическими упражнениями, особенно закрепляющими произношение слов звуко - слоговой структуры;

г) совершенствование диалогической речи (упражнение в ответах на различные по сложности вопросы, использование в ответах разнообразных по типу и сложности предложений).

2.Опора на взаимное влияние и постоянное взаимодействие речевых и познавательных процессов, плановая комплексная работа по одновременному совершенствованию тех и других.

3.Обучение планированию законченного речевого высказывании, структурированию содержания текста, композиционному оформлению.

4. Непосредственное обучение рассказыванию.

5.Особого внимания заслуживает четкое предварительное планирование, предшествующей подготовительной работы и последующего закрепления, в частности тщательное, продуманное формулирования каждого вопроса с учетом содержания, структуры, жанра пересказываемого или составляемого рассказа, законов и норм литературного языка и, что не менее важно, ожидаемых, предполагаемых ответов детей на вопросы взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».

Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...

Создание проблемных ситуаций в процессе формирования ЭМП как средство развития логического мышления.

Презентация- докад о значении  проблемных ситуаций при формировании элементарных математических представлениях. Рассмотрены виды проблемных ситуаций, их примеры, пути решения, методическая литера...

План самообразования на тему"«Современные подходы в формировании связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

План самообразования на тему"«Современные подходы в формировании связной речи посредством  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»....

плоскостное конструирование - как способ формирования связной речи и развития аналитико-синтетической деятельности разных категорий детей в условиях логопедического пункта.

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию плоскостного конструирования в формировании и развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, которые педагог использует в...