Формирование у детей представлений о правах ребёнка на основе литературных произведений
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Формирование у детей представлений о правах ребёнка на основе литературных произведений.
Обобщение ППО на районном педагогическом форуме.
Воспитатель: Жгулёва Галина Михайловна
…Ребенку для полного и гармоничного развития
его личности необходимо расти в семейном
окружении, в атмосфере счастья, любви и
понимания…. ( Конвенция ООН о правах ребенка).
Еще с давних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему детей. Так Антуан Де Сант
Экзюпери писал: « Мы в ответе за тех, кого приручили..»
С наступлением ХХI Века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально - экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Для нашего общества существует не день и не год защиты детей, а время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.
Вопросы защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым. Его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.
Изучив литературу и проведя анкетирование среди родителей, я выяснила, что родители мало интересуются правами ребенка. На вопрос: « Знакомы ли вы с Конвенцией о правах ребенка?» - положительный ответ дали 50%; не знакомы - 38%: 12 – затрудняются ответить.
Для себя поставила следующие задачи в работе с детьми:
- Сохранить и укреплять здоровья воспитанников.
- Формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности.
- Способствовать развитию правого мировоззрения и нравственных представлений.
- Воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность.
- Развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать коммуникативные умения и навыки.
- Знакомить воспитанников в доступной форме с основными документами по Защите прав ребенка.
В результате нескольких пробных занятий я составила проект по ознакомлению детей с правами и обязанностями.
В основу легли такие формы работы:
1. специально организованные занятия по правовому воспитанию: « Моя семья»,
« Если что у вас болит, вам поможет Айболит», « Цветик-семицветик», « Как важно грамотными быть», « Дети – планеты Земля» и др.
2. дидактические и сюжетно-ролевые игры: « Семья», «Больница», « Школа», «Мне хорошо, когда у меня есть…», « Как звери заботятся о своем потомстве» и др.
3. развлечения, досуги, инсценировки, театрализация, чтение сказок и художественных произведений: «Приключение Буратино», викторина по произведениям К.И Чуковского, сказки « Цветик - семицветик», « Золушка», « Три медведя», « Айболит».
4. рассматривание иллюстраций и изготовление альбома « Мои права».
Решая вопросы образовательно – воспитательной направленности, я решила, что ввести в проблему мне поможет « Старая сказка на новый лад». И это не случайно. Сказки, художественные произведения несут в себе потенциал народной культуры и делают ребенка обладателем национальной духовности. Каждое произведение содержит литературной материал, который сопровождают примерные вопросы, задания, игры, направленные на то, чтобы помочь проанализировать и оценить поступки, решать, как самому правильно поступать в данной ситуации.
Семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, позволяет ему стать полноценным членом общества. Я решила просветить родителей по данному направлению, определила основные задачи в работе с родителями воспитанников:
1. знакомить родителей с нормативно-правовыми документами и обязанностями самой семьи;
2. перестроить исходный взгляд на ребенка, имеющего право на собственные поступки и мнения;
- повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентности в воспитании ребенка;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка.
В родительский уголок поместила статьи о правах ребенка, указывая статьи, ее содержание.
Провела консультации: « Научите ребенка делать добро», « Проблемы детского труда и отдыха», совместно с психологом провели родительское собрание о правах ребенка « Мир глазами ребенка».
Для родителей и сотрудников, коллег детского сада подготовили и провели театрализованное представление «Сказочный суд».
Каковы же результаты всей моей проделанной работы по правовому воспитанию:
- расширились первоначальные знания детей о правах:
- сформировалось доброжелательно отношение к окружающим и сверстникам:
- повысилась речевая активность:
- у родителей сформировалось правильное отношение к правам своего ребенка.
Формируя у детей элементарные представления о своих правах и свободах, воспитывая уважение и терпимость к другим людям, я старалась не только давать знания, но и создавала условия для практического применения, вырабатывая у детей коммуникативные умения и навыки, опираясь на ведущую в этом возрасте деятельность – игровую и художественную.
Хочется закончить словами Альберта Лиханова «Права ребенка на жизнь и право и право на родительство – это неотъемлимые права любого человека поперед всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида обеспечат ему эти права, а мы, зрячие , - родители, соседи, прохожие, насколько мы, зрячие? …. это не простой вопрос».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по формированию нравственных качеств личности на основе литературных произведений в старшей группе
Тематическое планирование по формированию нравственных качеств личности на основе литературных произведенийв старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/05/picture-801030-1467715032.jpg)
Игровое моделирование на основе литературных произведений
Описание технологии игрового моделирования через использование сюжетов литературных произведений для детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-618010-1428250767.jpg)
Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу формирования у детей представлений о правах ребенка.
На сегодняшний день с введением ФГОС дошкольного образования проблема реализации прав ребёнка стоит особенно остро. Общество нуждается в социально зрелых свободных личностях, обладающих правовым...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/05/picture-476561-1409922994.jpg)
Педагогический проект на основе литературного произведения (по русской народной сказке «Заюшкина избушка»).
Чтение литературных произведений рассматривается сегодня ФГОС До как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала, творческой и социальной активности дошкольников в рамк...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-1283183-1603862150.jpg)
Мастер-класс для родителей «Обучение детей анализу ситуаций на основе литературных произведений как средство формирования социальной безопасности»
Мастер-класс для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-1283183-1603862150.jpg)
Мастер-класс для педагогов"Обучение детей анализу ситуаций на основе литературных произведений как средство формирования социальной безопасности"
мастер-класс для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-995111-1611593251.jpg)
«Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет на основе литературных произведений» 15.01.2024 г.
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...