Формирование у детей представлений о правах ребёнка на основе литературных произведений
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Обобщение передового педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_rebenka.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей представлений о правах ребёнка на основе литературных произведений.

Обобщение ППО на районном педагогическом форуме.

Воспитатель: Жгулёва Галина Михайловна

                                                                                …Ребенку для полного и гармоничного развития

                                                                           его личности необходимо расти в семейном  

                                                                           окружении, в атмосфере счастья, любви и                    

                                                                           понимания…. ( Конвенция ООН о правах ребенка).

       Еще с давних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему детей. Так Антуан Де Сант

Экзюпери писал: « Мы в ответе за тех, кого приручили..»

        С наступлением ХХI Века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально  - экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем  самым генофонд нации? Для нашего общества существует не день и не год защиты детей, а время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

      Вопросы защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым. Его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.

        Изучив литературу и проведя анкетирование среди родителей, я выяснила, что родители мало интересуются правами ребенка. На вопрос: « Знакомы ли вы с Конвенцией о правах ребенка?» - положительный ответ дали 50%; не знакомы - 38%: 12 – затрудняются ответить.

       Для себя поставила следующие задачи в работе с детьми:

  1. Сохранить и укреплять здоровья воспитанников.
  2. Формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности.
  3. Способствовать развитию правого мировоззрения и нравственных представлений.
  4. Воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность.
  5. Развивать эмоциональную сферу ребенка,  формировать коммуникативные умения и навыки.
  6. Знакомить воспитанников в доступной форме с основными документами по Защите прав ребенка.

В результате нескольких пробных занятий я составила проект по ознакомлению детей с правами и обязанностями.

В основу легли такие формы работы:

     1. специально организованные занятия по правовому воспитанию: « Моя семья»,

« Если что у вас болит, вам поможет Айболит», « Цветик-семицветик», « Как важно            грамотными быть», « Дети – планеты Земля» и др.

     2. дидактические и сюжетно-ролевые игры: « Семья», «Больница», « Школа», «Мне     хорошо, когда у меня есть…», « Как звери заботятся о своем потомстве» и др.

      3. развлечения, досуги, инсценировки, театрализация, чтение сказок и художественных произведений: «Приключение Буратино», викторина по произведениям К.И Чуковского, сказки  « Цветик - семицветик», « Золушка», « Три медведя», « Айболит».

      4. рассматривание иллюстраций и изготовление альбома « Мои права».

      Решая вопросы образовательно – воспитательной направленности, я решила, что ввести в проблему мне поможет « Старая сказка на новый лад». И это не случайно. Сказки, художественные произведения несут в себе потенциал народной культуры и делают ребенка обладателем национальной духовности. Каждое произведение содержит литературной материал, который  сопровождают примерные вопросы, задания, игры, направленные на то, чтобы помочь проанализировать и оценить поступки, решать, как самому правильно поступать в данной ситуации.

      Семейное воспитание позволяет обеспечить  нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, позволяет ему стать полноценным членом общества. Я решила просветить родителей по данному направлению, определила основные задачи в работе с родителями воспитанников:

     1. знакомить родителей с нормативно-правовыми документами и обязанностями самой семьи;

     2. перестроить исходный взгляд на ребенка, имеющего право на собственные поступки и мнения;

  1. повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентности в воспитании ребенка;
  2. воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка.

     

В родительский уголок поместила статьи о правах ребенка, указывая статьи, ее содержание.

 Провела консультации: « Научите ребенка делать добро», « Проблемы детского труда и отдыха», совместно с психологом провели родительское собрание о правах ребенка « Мир глазами ребенка».

              Для родителей и сотрудников, коллег детского сада подготовили и провели        театрализованное представление «Сказочный суд».

              Каковы же результаты всей моей проделанной работы по правовому воспитанию:

  1. расширились первоначальные знания детей о правах:
  2. сформировалось доброжелательно отношение к окружающим и сверстникам:
  3. повысилась речевая активность:
  4. у родителей сформировалось правильное отношение к правам своего ребенка.

          Формируя у детей элементарные представления о своих правах и свободах, воспитывая уважение и терпимость к другим людям, я старалась не только давать знания, но и создавала условия для практического применения, вырабатывая у детей коммуникативные умения и навыки, опираясь на ведущую в этом возрасте деятельность – игровую и художественную.

          Хочется закончить словами Альберта Лиханова «Права ребенка на жизнь и право и право на родительство – это неотъемлимые права любого человека поперед всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида обеспечат ему эти права, а мы, зрячие , - родители, соседи, прохожие, насколько мы, зрячие? …. это не простой вопрос».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по формированию нравственных качеств личности на основе литературных произведений в старшей группе

Тематическое  планирование по формированию нравственных качеств личности  на основе литературных произведенийв старшей группе...

Игровое моделирование на основе литературных произведений

Описание технологии игрового моделирования через использование сюжетов литературных произведений для детей....

Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу формирования у детей представлений о правах ребенка.

На сегодняшний день с  введением ФГОС дошкольного образования проблема реализации прав ребёнка стоит особенно остро. Общество нуждается в социально зрелых свободных личностях, обладающих правовым...

Педагогический проект на основе литературного произведения (по русской народной сказке «Заюшкина избушка»).

Чтение литературных произведений рассматривается сегодня ФГОС До как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала, творческой и социальной активности дошкольников в рамк...

«Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет на основе литературных произведений» 15.01.2024 г.

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...