Развитие творческих способностей через художественное слово
статья по развитию речи по теме

Сухова Светлана Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_cherez.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

             Развитие творческих способностей через    

                            художественное слово.

   Дети очень рано начинают реагировать на песенки, стихи, потешки. Они вызывают у них эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

   Используя художественное слово в рисовании, можно добиться лучших результатов, особенно в области развития творческих способностей детей.

   На занятиях, когда малыши еще только знакомятся с карандашами, учу их видеть в бесцельно проводимых линиях конкретные предметы, явления, иногда подсказывая. В этом помогают небольшие стихи. Они просты, понятны и доступны детям. Например:

       Карандаш в руках держу,

       Я туда – сюда вожу.

       Я туда – сюда вожу

       И дорожку проложу!

       Проложу дорожку –

       Поведу матрешку!

   Несколько раз проговаривая эти строки, по очереди помогаю детям проводить линии карандашом. А затем даю возможность поиграть с матрешками.  

   Непосредственно рисование занимает мало времени. Больше отводится предварительной работе. Так, при подготовке к рисованию на тему «Солнечные зайчики» вношу зеркальце и куклу Таню дети ловят солнечного зайчика, а я читаю стихи:   Таня зеркальцем играла, зайчик зеркальцем поймала:

               «Зайчик, зайчик озорной, поиграй скорей со мной!»

                 Вмиг сорвался с места зайка, словно крикнул: «Догоняй – ка!»

                 Пробежался по стене, по кувшину на окне,

                 По веранде, по крыльцу, всех погладил по лицу…

                 «Озорной, веселый зайка! Ты в кармашек полезай – ка!

                  Мы немного отдохнем, а потом играть начнем!»

   Малыши ищут понравившегося зайчика, и я предлагаю нарисовать для куклы Тани много солнечных зайчиков.

   На одно из занятий приношу большую матрешку. Дети находят ей подружек, танцуют с ними, а потом раскрашивают сарафан куклы. Рисование сопровождается стихами, которые помогают детям не только выполнить задание, но и подойти к этому творчески:    Мы матрешек отыскали, с ними польку танцевали!

                                     А теперь большой матрешке нарисуем мы горошки:

                                     Желтый, красный, голубой – сарафанчик стал цветной!

   Отмечаю, что дети рисовали вместе, дружно и матрешке это очень понравилось.

   Обыгрывая предмет или игрушку, связанную с темой рисунка, меняя силу голоса, заостряю внимание на главном:

       Колобок, колобок! Круглый бочок!

       По дорожке катится, никуда не спрячется!

   В этом четверостишии выделяю слово «круглый».

   Готовый образец редко использую на занятии показ примеров рисования сочетаю со словом, например:

       Я полоску проведу, а потом другую.

       Ровно кисточку веду, лесенку рисую!

       Раз! Ступенька! Два! Ступенька!

       Отдохну-ка я маленько!

       А потом опять буду рисовать!

   Появляющиеся яркие линии, сопровождаемые стихами, завораживают детей.  У них возникает желание рисовать самим.

   Использую и такой прием:  даю установку, для кого дети рисуют  (для мамы, куклы и т.д.). Например,  вношу большую плоскостную куклу, обращаю внимание на ее платье, белое, ненарядное. Читаю стихи:

       Платьице для куколки разукрасим сами,

       Синими горошками, красными цветами.

       Новенькое платьице мы подарим Маше,

       Как наденет куколка, станет еще краше!

   Каждый ребенок с удовольствием разукрашивает платье своей куклы, проявляя при этом большую фантазию.

   Стихи помогают при анализе рисунков. Так, после рисования на тему «Лошадка» выставила все работы на мольберте и прочитала несколько четверостиший, например:

       Что за лошадка! Ее шерстка гладка,

       Черненький глазок, в яблоках бочок!

   Мы заметили, что малыши стали проявлять интерес к рисованию, приобрели необходимые навыки, стали самостоятельно использовать в одном рисунке две – три краски; обогатилась речь детей. При рассматривании предметов, игрушек они могли дать их описание, используя образные слова и выражения.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.

Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...

Развитие творческих способностей через художественную деятельность

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей,  радует их возможности самостоятельно...

Тема самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей через организацию художественного труда» 2019 - 2020 уч.год

Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей способствовует всестороннему развитию дошкольников, преемственности семьи и ДОУ в воспитании д...