Развитие коммуникативной компетентности дошкольника
консультация по развитию речи на тему

Рекомендации по работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnoy_kompetentnosti_doshkolnika.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Система ДОУ рассчитана на работу с детьми, имеющими разные личностные и физические особенности. С учётом этих обстоятельств в каждом дошкольном учреждении подбирается подходящая специализированная программа, как правило, уже с определённым режимом и фиксированной сеткой занятий. В связи с большим количеством и разнообразием необходимых развивающих, оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий у детей остаётся мало времени для свободного общения и развития коммуникативных навыков, тогда как этот аспект деятельности трудно переоценить.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Пользуясь речью, ребёнок вступает в общение, организует его и поддерживает. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. На количество и качество социальных контактов оказывают влияние различные факторы: темперамент ребёнка, его самооценка, самочувствие, социальная среда. Сегодня негативно влияют на формирование коммуникативных навыков также большая загруженность родителей на работе (как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье); усиленный поток информации через различные СМИ (который активно воздействует и угнетает нервнопсихическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность); социальное неравенство населения; не равномерный речевой статус детей; ослабленное здоровье. Всё это неизбежно сказывается на качестве межличностных отношений малышей: препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что при поступлении в школу дети с подобными личностными особенностями не могут наладить контакт с одноклассниками, учителями, не могут дать развёрнутый ответ на вопрос и, как следствие, часто попадают в разряд неуспевающих.

Характеризуя структуру коммуникативной компетенции, Л.В.Трубайчук  выделяет следующие её компоненты:  эмпатию – эмоциональное состояние ребёнка, его «вчувствование» в переживания другого человека; вежливость – умение соблюдать речевой этикет, употреблять в процессе общения вежливые слова; тактичность – хорошие манеры; гуманность – нравственное чувство, заключающееся в позитивном отношении к людям, являющееся проявлением человеколюбия и душевности; дружелюбие – способность проявлять интерес к людям, умение сделать им приятное; толерантность– способность проявлять терпимость, снисходительность в процессе взаимодействия с другими людьми, умение находить компромисс, приходить к согласию, договариваться. Умение устанавливать и сохранять доброжелательные отношения со сверстниками – важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно чувствовать себя в нём, развивать свой ум, способности и душевные качества. Сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребёнка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе совместной деятельности, приобрести бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни.

Для формирования коммуникативной компетенции необходима целостная система работы в этом направлении. Она включает в себя:

-  просветительскую и профилактическую деятельность,

-  психологическую и педагогическую диагностику,

-  развивающие и коррекционные занятия,

-  а также индивидуальное и групповое консультирование педагогов и родителей.

С целью психологического просвещения родителей и профилактики трудностей во взаимодействии используются следующие формы работы:

• тематические родительские собрания (пример собрания «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»);

• групповые консультации для родителей, обеспокоенных общей проблемой (пример групповой консультации с элементами тренинга «Секреты общения с детьми»);

• заочное консультирование  - стенды, «раскладушки» с регулярно обновляющимся материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-программа развития коммуникативной компетентности дошкольников

В данной  программе отражены цели, задачи, формы работы  по  формированию  коммуникативной  компетентности дошкольников....

Опыт работы по теме: "Развитие коммуникативной компетентности дошкольников логопатов".

Главной задачей ДОУ становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Эт...

Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников.

Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду явлется формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.Мной была подг...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников...

Игры на развитие коммуникативной компетентности дошкольников

Подборка игр для развития коммуникативных способностей детей...

Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника

Диагностическая направленность: изучение представлений о сверстнике (его социальных и личностных качествах), степень дифференцированности и эмоциональное отношение к сверстнику....