НОД "Коммуникация" "Путешествие по сказке".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки «Цветик-семицветик», подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини.

- Продолжить работу по усвоению нравственных норм, воспитанию милосердия и отзывчивости.

- Связная речь: развивать способность передавать содержание сказки последовательно, выразительно. 

- Словарь, грамматика: активизировать использование в речи сложноподчиненных предложений; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетание по смыслу; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; учить подбирать однокоренные слова.

- Звуковая культура речи: тренировать в дифференциации звуков «с», «з» и «ц» в словах; отчетливо и внятно произносить читоговорки с этими звуками в разном темпе и с различной громкостью голоса; развивать чувство ритма и рифмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kommunikatsiya.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: «Путешествие по сказке» (Коллективный пересказ произведения В.П. Катаева Цветик - семицветик.)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная.

Цели:  - Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки «Цветик-семицветик», подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини.

- Продолжить работу по усвоению нравственных норм, воспитанию милосердия и отзывчивости.

- Связная речь: развивать способность передавать содержание сказки последовательно, выразительно.  

- Словарь, грамматика: активизировать использование в речи сложноподчиненных предложений; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетание по смыслу; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; учить подбирать однокоренные слова.

- Звуковая культура речи: тренировать в дифференциации звуков «с», «з» и «ц» в словах; отчетливо и внятно произносить читоговорки с этими звуками в разном темпе и с различной громкостью голоса; развивать чувство ритма и рифмы.

Материалы и оборудование: книга В.П. Катаева «Цветик-семицветик», фланелеграф, сюжетные картинки, цветок с семью лепестками, фишки (красного, зеленого, желтого цвета), кусочки ватки (снежинки), связка баранок, белый медведь, глобус, пазлы «Ваза», « клумба».

Предварительная работа: чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик».

Планируемые результаты: выражает свои эмоции  при прослушивании художественного произведения, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения.

Ожидаемые интегративные качества: «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы)».

Содержание непосредственно - образовательной деятельности.

  1. Введение игрового момента.

В-ль: Ребята, вы любите сказки, игры, загадки?

Дети: Да!

В-ль: Предлагаю вам игру-загадку «Угадай-ка»

Назовите мне цветок,

Чтоб исполнить вам помог

Все желания на свете,

Он волшебный - … (Семицветик)

В-ль: Вы отгадали, потому что правильно подобрали рифму, т.е. слово созвучное другому. Вы догадались уже о какой сказке пойдет речь?

Дети: Да. «Цветик-семицветик».

В-ль: Кто назовет автора этого произведения?

Дети: В.П. Катаев.

В-ль: Если сказку придумал народ, она какая?

Дети: Народная.

В-ль: А если у нее есть автор, то она какая?

Дети: Авторская.

В-ль: Кто главный герой этого произведения?

Дети: Девочка Женя.

В-ль: Ребята, а вы хотели бы попасть в эту сказку, увидеть все своими глазками, услышать все своими ушками, а потом рассказать другим эту удивительную историю.

Дети: Хотим.

В-ль: Тогда закрывайте глазки. (Выставляет «Цветик-семицветик».) Раз, два, три - смотри! Открылись глазки – мы очутились в сказке!

(На фланелеграфе перепутанные картинки)

В-ль: Ребята, посмотрите на картинки-иллюстрации. к нашей сказке Они перепутались, давайте разложим их по порядку.

Игра «Разложите по порядку».

В-ль:  А теперь скажите, с чего все началось? Как многие сказки начинаются?

Дети: Жили-были…жила была девочка Женя

В-ль: Ребята,  у нас на столе разные предметы. Как вы думаете, что нужно выбрать для начала сказки?

Дети: Баранки.

В-ль: Сколько их купила Женя? Какие?

Дети: 7 баранок купила Женя, 2 - с тмином, 2 - с маком, 2 - с сахаром и1 маленькая розовая.для братика Павлика

Игровое упражнение «Пальчики-ладошки» (дети  загибают пальчики считают и хлопают 7 раз)

В-ль: Ребята, смотрите, а что делает Женя?

Дети: «Идет,  по сторонам зевает, ворон считает».

В-ль: Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей.) А что в это время делает собака? (Ответы детей.) Сколько баранок съела собака?

Дети: Собака съела семь баранок. (Ответы индивидуальные и групповые  с выделением звука «С»

В-ль: Последнюю доедает облизывается

Упражнение для языка.

В-ль: Ребята, а мы смогли бы с вами изменить ситуацию?

Игра «Хорошо-плохо». 

Варианты ответов детей: прогнать собаку (хорошо), но не будет продолжения сказки (плохо) и т.д.

В-ль: Ребята, а Женя убежала, придется ее догонять. Куда мы попали? Понюхаете, какой аромат! Выставляется «клумба»

Дети: В сад, пахнут цветы.

В-ль: В саду-цветник. «В цветнике цветут цветы» (дети повторяют скороговорку в разном темпе и с разной силой голоса, выделяя звук «ц» хором и индивидуально)

В-ль: Тс… Кажется, кто-то подошел к девочке и они о чем-то беседуют. (Дети продолжают пересказ сказки)

В-ль: Ребята, цветок, который подарила старушка Жене. исполняет желания, значит он  какой? Слова какие? Сказка какая?

Дети: Волшебный, волшебные, волшебная.

В-ль: А как можно назвать старушку?

Дети: Волшебница.

В-ль: А где наша Женя, что она делает?

Дети: (Продолжают пересказ)

В-ль: Женя не знает, как вернуться домой. (Решение проблемной ситуации)

Дети : Покажем ей дорогу, проводим ее.

В-ль: Мы попали в гости. Чем занимаются мама и Женя?

Дети: (продолжение пересказа).

В-ль: Женя разбила вазу, что делать?

Дети: Можно склеить. ( пазлы «Разбитая ваза»).

В-ль: Мама отправила Женю во двор. Пойдемте прогуляемся. Что мы видим во дворе.

Дети: (Продолжение пересказа).

В-ль: Что-то сейчас произойдет, давайте обратимся к нашим волшебным вещам. (Дети выбирают глобус, белого медведя, «снежинки», «льдину») Ой, как темно, холодно… Что случилось? (Упражнение на развитие напора воздуха, дыхание «Подуй на снежинку» и «Ветер»).

В-ль: Кто-то появился из-за льдин, да он не один. (Дети считают медведей).

В-ль: Пока мы считали, Женя совсем замерзла. Она одета по-летнему, да и мы не готовы к таким сюрпризам. Плачь не плачь - слезами горю не поможешь. Как можно было предотвратить эту ситуацию?

Дети: Рассказать Жене о севере, остановить ее.

В-ль: Как хорошо, мы опять во дворе, лето, тепло.

Дети: (Продолжение пересказа).

В-ль: «Зависть и жадность до добра не доведут».

           Сколько игрушек! Женя испугалась и убежала.

          Бежим скорее по лестнице, на балкон, на чердак, на крышу…

         Ух, давайте передохнем.

Игра - физминутка «Цветок».

Наши нежные цветы

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

В-ль: О чем же еще мечтает наша Женя? Пока она придумывает желания, мы опять поиграем:

Игра «Назови слово»

( слова со звуками «с», «з» и «ц», которые встретились в сказке).

Дети: Продолжают пересказ.

В-ль: Много желаний, но сама Женя понимает - что в них толку,

Значит желания какие?

Дети: Бестолковые, неважные, незначительные.

В-ль: Ребята, а кто там сидит на скамейке?

Дети продолжают пересказ,

В-ль: Вот и закончилась наша сказка, мы вернулись в детский сад.

Давайте вспомним волшебные слова, которые нужно произнести, чтобы исполнилось желание:

Дети: «Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

 Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по - моему вели».

В-ль: Ребята, сколько  желаний исполнилось?

В-ль А чего еще было семь?  

Дети: Баранок, медведей, ворон, лепестков.

В-ль: Как вы думаете, случайно ли это?

Дети: Да, нет, другое.

В-ль: В древности люди считали число «семь» священным, магическим. Это объяснялось тем, что человек воспринимает окружающий мир через семь отверстий в голове. Число семь – символ тайны.

Как вы считаете, все ли желания  были нужными, важными, полезными?

Дети: Ответы.

В-ль: Можно ли сказать о последнем желании, что оно волшебное ?

Дети: Да, нет, другое.

В-ль: Произошло чудо. А вы умеете творить чудеса?

 Дети: Да, нет, другое.

 В-ль На протяжении всей сказки мы были рядом с Женей, если бы у нее не было волшебного цветка, вы могли бы помочь ей?

Дети: Ответы.

В-ль: Каждый из вас - волшебный цветок, а ваши дела, поступки - лепестки этого цветка. А может быть и наш цветок волшебный и сможет исполнить наши желания? Давайте проверим, но нужно помнить, что каждый из вас  загадает только одно желание Оно может быть для себя или для родных, близких а может быть адресовано совсем незнакомому человеку и даже всем людям на земле. Поэтому хорошенько подумайте, что важнее нужнее, значительнее всего для вас.

Музыка.

Игра «Пожелания друг другу отправляются по кругу»

Дети берут по одному лепестку и собирают цветок в обратном порядке, высказывают свои желания и получают фишки: красные- желание для себя, желтые- для близких, зеленые - для незнакомых людей.

В-ль: А я хочу всем вам пожелать – чтобы вы научились думать и размышлять, понимать, чувствовать, любить не только себя, но и тех, кто рядом, отзываться на чужую беду, боль, не дожидаясь, когда вас об этом попросят. Хочется, чтобы вы выросли добрыми, отзывчивыми, милосердными и тогда, я думаю, вы будете по-настоящему  счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...