Развитие мелкой моторики у детей от 2 до 5 лет. Пальчиковые игры.
статья по развитию речи на тему

Гусенкова Наталья Ивановна

Рекомендации и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие мелкой моторики рук99 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей от 2 до 5 лет. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Проводя развивающие занятия с малышами, я обнаружила, что весёлых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно. Предлагаемые пальчиковые игры создавались для своих маленьких учеников, но, надеюсь, пригодятся родителям и другим педагогам.

Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию
.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Этоне только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

                                                                               

ПЧЁЛКИ

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.



Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

                 


                                                                                 
ЧЕРВЯЧКИ 

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: "Вот и обед!"

Глядь - а червячков уж нет!

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди


ПЯТЬ УТЯТ 

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

ВЕТЕР 

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.


А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.


Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.


А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.


Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.


А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.




Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.




Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.














Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

РЫБКИ 

Пять маленьких рыбок

Играли в реке,

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

“Нырять здесь легко!”

Вторая сказала:

“Ведь здесь глубоко”.

А третья сказала:

“Мне хочется спать!”

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула:

“Здесь крокодил!

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!”

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.


Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).


Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).


Быстро качаем ладонями (дрожь).



Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).


Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).


УЛИТКА

В домике она сидит,

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт

Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт,

Лепесточки погрызёт.

Рожки в голову втянула,

В домик спряталась, заснула.

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

"Улитка" раскачивается из стороны в сторону.


Ползёт вперёд по столу.

"Улитка" заползает на "цветочек".



"Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне".

ЧАСЫ

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”


Мышь скатилась кувырком.

Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки


Один хлопок над головой.

Руки "скатываются" на пол.

Два хлопка.

Три хлопка.

ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала.

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила (отшлёпала) всех

и отправила спать.

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Складываем ладоши "ковшом"
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

КОТЯТА

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

ТАРАКАНЫ

За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза)

Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.

За буфетом под пакетом девять тараканов.

За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза)

Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими.
Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот".


Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов

Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять.
И так далее.

У  ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.


У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.


На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.


А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.


На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Хлопаем по всему телу ладонями.


Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

ПОРОСЯТА

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.

Мизинцы.

Безымянные.

"Фонарики".

Сжимаем и разжимаем кулачки.
Средние.

Указательные.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Большие.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

ДВА КОЗЛИКА

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!
И с моста в водичку - плюх!

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

Роняем руки на колени. 

ЗАЙЦЫ

Десять серых зайцев
Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”

Двое закричали:
“Давайте убежим!”,

Двое прошептали
“Давайте помолчим!”,

Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”

А двое вдруг спросили:
"Он может сделать “Бах”?"

“Бах” - выстрелил охотник,

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
 

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Хлопаем в ладоши.

Бежим пальчиками по столу или коленям.

РАЗМИНКА

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть по приседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.


Головами покиваем,

...

Плечиками мы покрутим,

...
 

Выполняем подражательгые движения в соответствии с текстом.

Прижимаем указательные пальцы к губам.

Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.

Подпрыгиваем на месте в ритме текста.
Далее темп ускоряется.

ВЕСНА

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,

А из под старой травки
Уже глядит цветок...
А из под старой травки
Уже глядит цветок

Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна,

Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Движения повторяются.

Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

Ладони сомкнуты "ковшом".
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
Движения повторяются.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.

Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".

ЖУЧОК

Этот маленький жучок
По земле* гуляет,
Листик сладенький найдёт
И его кусает.

Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть

Этот маленький жучок
По траве* гуляет...

Этот маленький жучок
По кустам* гуляет...
Этот маленький жучок
Выше залезает,

Вот он ямочку нашёл,

Лёг и отдыхает.

Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать
.

Перебираем пальцами по ступням.

Щипаем ступни. 

Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).

Перебираем пальцами по коленям.

Перебираем пальцами по животу.

Перебираем пальцами по груди

"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.

Пальчики сжимаем в кулаки.
Опускаем голову вниз, глаза закрываем.
 

СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ

Как- то серенький козёл
В огород поесть зашёл.
Посмотрел по сторонам -
Есть еда и здесь и там.


Под копытами - трава,
А над головой – листва

Наклонись - капусту кушай

А вверху - большие груши

Сзади огурцы растут,

Впереди кусты цветут

Слева - молодой лучок,
Справа - вкусный кабачок.

Здесь - сто ягодок, там - двести,
Козлик крутится на месте.

И, пока он выбирал,
Пёс его в сарай прогнал.

Указательные пальцы выпрямлены,
пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.

Поворачиваемся то в одну,

 то в другую сторону.

Опускаем подбородок.
Поднимаем подбородок вверх.

Наклоняемся вниз.
Встаём на носочки, тянемся вверх

Поворачиваемя назад.
Возвращаемся обратно.

Полуобороты вправо-влево.

Наклоны вправо-влево.
Крутимся.


Наклонив голову, убегаем от "пса".

ЗМЕЙКА

Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!


По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.

Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.

Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Не лягушек, не стрекоз,
А ребёночка за нос.

Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".

Медленно вращаем кистью руки

Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).

Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).

Волнообразные движения рукой

"Змея" хватает за нос партнёра по игре. 






.


ГВОЗДИ

Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.

Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.

Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. 


Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Эти пальчики щипают,

Эти пальчики гуляют,

Эти - любят поболтать,

Эти - тихо подремать,

А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Указательный и средний "идут" по другой руке.

Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

Крутим большим пальцем вокруг мизинца. 

В КОМНАТЕ

Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,

Мышка подбирает крошки под столом.

Кошка коготками лавочку скребёт,

Курочка рябая пол крылом метёт.

Катя варит кашу для зверят своих


Кашки наварила, с ложки кормит их

Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев.

Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.

Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.

Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.

"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят). 






ДОМ

Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.
Солнце было,

Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл

Руки над головой "домиком".

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

"Стряхивающие" движения
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
 


КРОЛИК

Маленький кролик с большими ушами,
Розовым носом,
Смешными усами
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.

Чистит он шёрстку себе
Или спит.
Кролик ушами всегда шевелит.


Слышит шаги и лисиц, и волков,       Прячется в норку свою от врагов.

Кисти прижать к голове, как ушки.
Указательными пальцами дотронуться до носа.
Указательные пальцы прижаты к губам.

Роем норку (колени).

"Чистим шёрстку".
Руки складываем, кладём под щёку.
Шевелим "ушами".

Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.



ЧЕРЕПАШКА

Моя черепашка в коробке живёт,
Купается в ванне,

По полу ползёт.

Её на ладошке я буду носить,

Она не захочет меня укусить

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Волнообразные движение кулаком в воздухе.

"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Руки возвращаются в исходное положение.

Руки возвращаются в исходное положение.

Отрицательный жест головой. 


ГОРШОК

Под крышкой -
Маленький горшок,

Открыли крышку -
Мышка - скок!

Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.
Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.
Поворачиваем "крышку" ладонью вверх.
Резко поднимаем большой палец.

РАДУГА

Гляньте: радуга над нами,

Над деревьями,

Домами,

И над морем, над волной,

И немножко надо мной.

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Руки сложены над головой крышей.
                                                                      Нарисовать волну рукой.
                                                                         Дотронуться до головы.



МОИ ВЕЩИ

Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним


Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.

А вот моя книжка,
Могу почитать,
Могу вам картиночки                                     В ней показать.

Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Его я бросаю
Над головой.

А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
Раскрываем ладони "книжечкой".

Руки вытягиваем, ладони открыты. 
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

Поочерёдно гладим одну руку другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по физическому воспитанию "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр"

Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой  пальцевой моторики. В послед...

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»

Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, развиваются структуры и функции головного мозга, что ра...

Статья «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»

Данная статья раскрывает раскрывает необходимость развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры....

Занятие по развитию мелкой моторики во второй младшей группе Тема: « Пальчиковые игры с Петрушкой»

Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".

План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....

Дидактическая игра для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Пальчиковый твистер»

Цель: развивать координацию движений пальцев рук, мелкую моторику, межполушарное взаимодействие, внимание, закреплять понятия: большой-маленький, цвета и их оттенки; ориентировка в пространстве: ...