Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по разделу «Развитие речи»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме

Федосеева Валентина Анатольевна

 

 

Месяц

Тема НОД

Задачи

Методическое обеспечение

Количество часов

Сентябрь

Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду»

19.09.

Упражнять детей в составление рассказа по плану, предложенному воспитателем, учить самостоятельно строить сюжет; упражнять в образовании формы родительного падежа, словообразовании; развивать речи, воспитывать умение слушать друг друга.

Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация»

Стр.23.

1

«Домашние животные»

26.09.

Напомнить детям некоторые ситуации из жизни домашних животных , помочь объяснить,  почему эти животные называются домашними; прочитать рассказ  Е.Чарушина «Корова»; продолжить учить детей воспринимать небольшое по объему литературное произведение, умение объяснять литературные слова, ставить вопросы к тексту, учить выражать свои эмоции.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр.152

1

Октябрь

Составление рассказа «Как животные готовятся к зиме»

03.10.

Упражнять детей в составление рассказа, закрепить название животных, их детенышей; выделить отличительные признаки «диких» и «домашних» животных;  закрепить понятие «обобщающее слово»,  упражнять в подборе слов-определителей, слов-родственников к определенным словам, развивать речи, мышление.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр.54

1

Составление описательного рассказа «Возраст человека. Мой возраст»

10.10.

 

Сформировать понятие «возраст человека»,  обучать составлению рассказа по теме «Мой возраст»,  учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать речи, мышление, внимание.

Апресова А.Г.  Окно в школьный мир (Технология ТРИЗ)

Стр.106.

 

1

«Стихотворение, как литературный жанр»

17.10.

 Познакомить детей со стихотворением как литературным жанром, дать понятие «рифма»,  учить находить рифмующиеся слова в стихотворении, придумывать рифмы самостоятельно;   учить детей  различать смысловое  значение слов «комплименты», «лесть», развивать речи, мышление, воспитывать культуру поведения.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр.118

1

Пересказ рассказа К.Ушинского «Каждой вещи свое место»

24.10.

Учить детей передавать содержание небольшого по объему литературное произведение,  использую для пересказа лексику, встречающуюся в рассказе; Учить детей задавать вопросы  к тексту произведения и отвечать на вопросы,  логически правильно выстраивать ответ,   развивать мышление, речь; воспитывать аккуратность, чистолюбие.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр.113

1

Составление загадок «Органы чувств»

31.10.

Учить детей подбирать сравнения, основанные на анализаторах  восприятие человека (обонянии, осязании, зрении, вкусовом и тактильном ощущениях) и использовать их при составлении загадок;  повторить имена признаком объекта и алгоритм составления загадок; развивать  словарный запас, мышление, воображение.

Апресова А.Г.  Окно в школьный мир

(Технология ТРИЗ)

Стр.110.

 

1

Ноябрь

Пересказ «Такие разные профессии»

07.11.

Закрепить знания о значении некоторых профессий,  продолжить учить моделировать текст и запоминать его с помощью модели, мотивировать желание при пересказе передавать интонацией характер текста;  развивать речи, внимание, память.

Апресова А.Г.  Окно в школьный мир

 (Технология ТРИЗ)

Стр.107.

 

1

Рассказ по портрету с опорной таблицей «Поступки и характер человека»

14.11.

Учить детей считывать настроение и свойство характера по портрету. Продолжать учить составлять связный рассказ по портретам, обращая внимание на свойство характера героя. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к занятиям.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир»

(Технология ТРИЗ)

стр.116.

1

Рассказывание на заданную тему

21.11.

Учить составлять небольшие рассказы на заданную тему,  активизировать употребление  прилагательных, упражнять в подборе  слов близких и противоположных по значению, учить определять предмет по его  основным признакам, развивать связную речь, внимание.

 

Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация»

Стр.56.

1

 Заучивание стихотворения «Мир людей – это похожая разность»

28.11.

 Учить моделировать текст и запоминать его с помощью составления  пиктограмм, формировать понятие: люди на земле – это «похожая разность»; закрепить знания о некоторых символах других стран, развивать речь, память, воспитывать интерес к миру.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир»

(Технология ТРИЗ)

стр.116.

1

Декабрь

Коллективное рассказывание «Заяц»

05.12.

 Учить составлять небольшие рассказы на заданную тему,   упражнять детей  в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе,  учить подбирать однокоренные слова, развивать речь, мышление, воспитывать любовь к природе.

Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация»

Стр.19.

1

Понятия «диалог», «монолог»

12.12.

Познакомить детей с понятиями «диалог», «монолог»,  на примере отрывка из сказки Н.Сладкова «Белка и медведь», попробовать пересказать  с передовом прямой речи в косвенную, развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр.139,

1

Драматизация сказки В.Сутеева «Мышонок и карандаш»

19.12

Продолжить знакомство детей и понятиями»диалог», «монолог», «косвенная речь»,  чтение и драматизация сказки В.Сутеева  «Мышонок и карандаш», учиться пересказывать  с передовом прямой речи в косвенную, развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр. 143.

1

«Моделирование процессов»

(Заучивание стих-я)

26.12.

Закрепить знания детей о том, что объекты неживой природы имеют три состояния, учить моделировать эти состояния, продолжить учить запоминать текст с помощью зарисовки его содержания, развивать речь, память, мышление.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир»

(Технология ТРИЗ)

стр.159

1

Январь

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»

09.01.

Учить детей передавать  текст  последовательно и точно,  учить разным способам  образования степеней сравнения прилагательных и наречий,  подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам, учить произносить текст с разными интонациями, развивать внимание, память, связную речь, воспитывать любовь к природе.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр. 45

Бондаренко Т.М. «Коммуникация»

Стр.18.

1

Решение творческой задачи «Забота о моем здоровье. Правила на всю жизнь»

16.01.

Формировать умение видеть и решать проблемы, используя  приемы антологии из личного опыта; дать понятие о том, что в любой проблеме надо найти объект и сформировать противоречие а его признаках, развивать связную речь, память, мышление, воспитывать культуру ЗОЖ.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир»

(Технология ТРИЗ)

стр.108.

1

Придумывание  рассказа «Как Миша варежку потерял»

23.01.

Учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем, активизировать в речи детей союзы и союзные слова, упражнять в употреблении слова «варежка» в разных падежных формах, упражнять в дифференцировании звуков «ш» и «ж»,  в использовании вопросительной и повествовательной интонаций.

Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация»

Стр.37.

1

Анализ литературного произведения

«Обработка информации, речь»

30.01.

Продолжить учить детей находить смысл литературного произведения путем анализа «проблемы героя»,  закрепить понятие о том, что человек должен решать проблемы, сначала  подумав, как это сделать, развивать речь, мышление.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир»

(Технология ТРИЗ)

стр.111.

1

Февраль

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой»

06.02.

Продолжать учить детей передавать  содержание небольших по объему  литературных произведений, используя выразительные средства автора; обратить внимание на слова образованные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, упражнять в подборе синонимов и  антонимов, развивать связную речь, память, воспитывать самостоятельность.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр. 45

Бондаренко Т.М. «Коммуникация»

Стр.57

1

Составление рассказа по серии картин

13.02.

. Упражнять детей в умении обозначать цепочку действий, Упражнять детей в умении находить общие объекты на картинках. Обозначать действия и цель этих действий. Определять время и место происходящего.Продолжать учить выстраивать в логической последовательности серии картинок, объединенных одной тематикой и составлять на этой основе развернутые рассказы.

Учебник 2007

Стр.216

1

«Зимующие птицы» Эмпатия

20.02.

Закрепить знания детей о зимующих птицах, познакомить с жизнью некоторых из них, учить  детей образовывать глагольные формы множественного числа, закрепить понятие «слово-действие»,  познакомить детей с приемом «эмпатия»,  развивать монологическую речь, внимание, память.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр. 87,88,90

 

1

Чтение рассказа Е.Чарушина «Сова»

27.02.

Учить детей передавать  текст  последовательно и точно,  учить разным способам  образования степеней сравнения прилагательных и наречий,  подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам, учить произносить текст с разными интонациями, развивать внимание, память, связную речь, воспитывать любовь к природе.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр. 92

 

1

Март

Составление фантастического описательного рассказа

06.03.

Используя метод фокальных объектов ТРИЗ составить описательные рассказы. Закрепить умение описывать объекты по признакам; развивать умение наделять объект неприсущими  («чужими») признаками,  развивать воображение, мышление, связную речь, прививать интерес к фантазированию.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр. 123, 124

1

Пересказ рассказа М.Пришвина «Ёж»

20.03.

Учить детей передавать  текст  последовательно и точно,  переводя прямую речь в косвенную, подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам, учить произносить текст с разными интонациями, развивать внимание, память, связную речь, воспитывать любовь к природе.

Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация»

Стр.46.

1

Решение творческой задачи «Принятие точки зрения другого человека, умение его понять»

27.03.

Уточнить представление детей об особенных средствах коммуникации (речь, мимика, жест) и учить анализировать их с точки зрения другого человека; развивать коммуникативные навыки детей  при решении творческой задачи, закрепить понятия «ключевая проблема», развивать мышление, речь, воспитывать культуру поведения.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир»

(Технология ТРИЗ)

стр.111.

1

Апрель

Придумывание сказки на заданную тему «Голубая весна»

03.04.

Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику  сказочного жанра;  учить с помощью интонации различные чувства (радость, огорчение, безразличие), упражнять в словообразовании однокоренных слов, развивать речь, мышление, воспитывать любовь к природе.

Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация»

Стр.49

1

Анализ литературного произведения «Правила достойной жизни в мире людей»

10.04.

Учить выделять противоречия в смоделированных  ситуациях из литературного текста, делать выводы, уточнять текст «Загадок» и составлять  собственные;  формировать  понятия о достойном и недостойном поведении, развивать речь, мышление, воспитьвать культуру поведения.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир»

(Технология ТРИЗ)

стр.121

1

Составление рассказа по серии картин

17.04.

Упражнять детей в умении обозначать цепочку действий, Упражнять детей в умении находить общие объекты на картинках. Обозначать действия и цель этих действий. Определять время и место происходящего.Продолжать учить выстраивать в логической последовательности серии картинок, объединенных одной тематикой и составлять на этой основе развернутые рассказы.

Учебник 2007

Стр.216

1

Пересказ рассказа В.Бианки  «Купание медвежат»

24.04.

Развивать умение детей  последовательно и  выразительно  передавать литературный текст, небольшой по объему - В.Бианки  «Купание медвежат»,  упражнять в подборе  синонимов и антонимов к  прилагательным и глаголам,  учить  объяснять непонятные слова встречающиеся в тексте, развивать монологическую речь, память.

Аджи А.В.  Конспекты интегрированных занятий

Стр. 47

Бондаренко Т.М. «Коммуникация»

Стр.20

1

Май

 «Зависимость существования объектов живой природы друг от друга» (Заучивание стихотворения)

08.05.

Помочь детям понять роль человека в жизни  представителей живой природы, а так же зависимость жизни  человека от живой природы; продолжить учить формулировать противоречия и находить способы их разрешения, упражнять в  запоминании  текста путем его моделирования, развивать память, связную речь.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир»

(Технология ТРИЗ)

стр.152

1

Составление описательного рассказа «Взгляд в  свое личное будущее»

15.05

Учить составлять  связный рассказ о своем ближайшем будущем, самостоятельно анализируя изменения в себе в зависимости от возраста; упражнять в образовании формы родительного падежа, словообразовании; развивать речи, воспитывать умение слушать друг друга.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир»

(Технология ТРИЗ)

стр.138

1

ИТОГО ЧАСОВ

33

 

 

Литература

  1. Апресова А.Г.  Окно в школьный мир. Программа и методическое  обеспечение  интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ), 2010. – 232с.
  2. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского садка. Позновательное развитие. Развитие речи, 2008. – 333с.
  3. Бондаренко Т.М.  Организация непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Коммуникация», 2012. – 192с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по разделу «Развитие речи», (1-е полугодие), «Подготовка к обучению грамоте» (2-е полугодие)

Рабочая  программа для детей 4-5 лет   составлена  на основе  примерной общеобразовательной программы  воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста «Детс...

Перспективный план для подготовительной группы по разделу "Развитие речи"

Перспективный план для подготовительной группы по речевому развитию...

Перспективное планирование по разделу "Развитие речи" подготовительная группа по программе "Детство"

Перспективное планирование по разделу "Развитие речи" подготовительная группа по программе "Детство"...

Перспективное планирование образовательного процесса НОД по развитию речи

Перспективное планирование образовательного процесса...

Перспективное планирование образовательного процесса НОД по развитию речи

Перспективное планирование образовательного процесса НОД по развитию речи...

Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж»

Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)Задачи:Образовательные...