Конспект игры-путешествия "Из города в деревню"
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Тесленко Татьяна Александровна

Интгрированное занятие (игра-путешествие) для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект игры-путешествия

 «Из города в деревню»

(для детей подготовительной к школе группы)

Подготовила старший воспитатель

ГБДОУ д/с № 71 Калининского района

 Санкт-Петербурга

Тесленко Татьяна Александровна

2013 год

Цель игры-путешествия

  1. Уточнить и систематизировать имеющиеся знания у детей;
  2. Формировать у детей познавательную инициативу, умение различать и сравнивать город и деревню;
  3. Устанавливать простые связи и отношения между деревней и городом, упорядочивать свои представления об окружающем мире;
  4. Развивать наблюдательность, воображение, память у детей;
  5. Закрепить представление детей о городе, в котором они живут, уточнить знания полученные детьми ранее в непосредственно-образовательной и совместной деятельности;
  6. Закрепить представление детей о жилищах, их общих и отличительных особенностях, основываясь на истории развития жилища (пещера, шалаш, землянка, деревянная изба и тд.)
  7. Закрепить представление о внешнем облике Петропавловского собора.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картин: Б.Шаманов «Ужин в деревне», «Семья», О.Розанова «Городской пейзаж».
  2. Рассматривание иллюстраций к детским сказкам с изображением домов, дворцов, избушек и сказочных персонажей.
  3. Рисование дома для любимой игрушки, придумываем конструкцию своего дома, украшая дом деталями.
  4. Из детских работ, созданных на кануне, строили улицу для любимых игрушек, придумывали небольшие поздравления с новосельем.
  5. Беседа о том, чем отличается деревенский дом от городской квартиры.
  6. Размышляли о том, как отличия деревни и города связаны с образом жизни городских и сельских жителей.
  7. Рекомендуем семейные прогулки «Блистательный Петербург», подсказываем родителям возможные маршруты, которые приведут их вместе с детьми к ярким, интересным сооружениям, отражающим характер его жителей прежних и настоящих.

Словарная работа:

  1. пополнять словарный запас;
  2. активизировать и обогащать речь за счет слов;
  3. развивать диалогическую и доказательную речь;
  4. побуждать детей к речевым высказываниям.

        Дидактические игры:

  1. «Самый-самый»
  2. «Что не правильно?»
  3. «Цепочка из картинок»
  4. «Узнай по фрагменту»

Театрализованная игра: «В гостях у Деда и Бабки».

Музыкальная игра: «Новый дом по чертежу».

Развивающая игра: «Река времени» (собери слово).

Речевая игра: «Встретились город и деревня».

Материал:

  1. картинки с изображением различных жилищ человека;
  2. макет реки, конверт с привязанной к нему веревочкой;
  3. кубики с наклеенными на них картинками и буквами;
  4. рисунки с изображением строительства избы;
  5. указатель (картинка с изображением деревни);
  6. макет избы, куклы (би-ба-бо), скамейки;
  7. картинки с изображением транспорта (поезд, самолет, ковер-самолет, автобус);
  8. два одинаковых листа бумаги на одном изображение колокольни Петропавловского собора на другом пустом листе вырезают два окошечка небольшого размера;
  9. фланелеграф с набором деталей домов и воздушного транспорта;
  10. Крылов Объемные пазлы «Мельница».

                       Ход игры – путешествия:

Церемония «Солнечные лучики»

           Педагог с детьми становится в круг, детям предлагается вытянуть руки вперед и соединить их в центре круга.

Педагог: Каждый из вас солнечный лучик, который может согреть своего друга и отдать частичку своего тепла. Тихо постоим и попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

После церемонии, педагог обращается к детям.

Педагог: Сегодня, я хочу предложить вам отправиться в необычное путешествие, но прежде давайте с вами вспомним, как называется наша страна? (Россия)

- Значит мы с вами кто? (Россияне).

- Мы с вами живем в городе или в деревне? (городе).

- Значит мы кто? (горожане)

- А как называется наш замечательный город? (Санкт-Петербург).

- Значит мы кто? (Петербуржцы).

- Молодцы! Вы на все вопросы ответили правильно! И я могу вам открыть секрет, мы с вами сегодня, совершим путешествие их города в деревню. Вы назвали себя горожанами, петербуржцами, давайте вспомним правила поведения настоящего петербуржца.

       Дети повторяют правила настоящего петербуржца:

Настоящий петербуржец не будет:

  • людям досаждать;
  • в квартире прыгать и скакать;
  • громким голосом кричать;
  • дверь ногою открывать;
  • в лифте кнопками играть;
  • и на стенах рисовать;
  • сор на улицах бросать;
  • правила дорожного движения не нарушать.

Педагог: Молодцы! На каком транспорте мы с вами отправимся в путешествие?

Педагог предлагает детям картинки с изображением транспорта (самолет, поезд, автобус, «ковер-самолет»).

 Дети выбирают: если выбор пал на самолет, поезд, автобус – педагог предлагает из стульчиков построить «салон». Если дети выбирают «Ковер-самолет», детям предлагается разместиться на ковре.

Дети рассаживаются, педагог предлагает:

Педагог: Пока мы с вами едем (летим), давайте поиграем в игру, «Самый-самый» .

Проводится дидактическая игра «Самый-самый» (по Санкт-Петербургу)

- Самый главный сад? (Летний сад)

- Самая главная река? (Нева)

- Самый первый постоянный мост? (Иоановский)

- Самая главная улица? (Невский проспект)

- Самый первый дом, построенный в Санкт-Петербурге? (Домик Петра)

- Самое высокое здание в нашем городе? (Колокольня Петропавловского собора)

- Самый первый архитектор Санкт-Петербурга? (Доминико Трезини)

- Самый первый губернатор Санкт-Петербурга? (Александр Меньшиков)

I вариант

   Вы очень хорошо знаете свой город, но смотрите, что-то показалось: дом, река.

Путешествуя, летим

Много мы узнать хотим.

Над Россией мы летим

На просторы поглядим.

Посмотрите влево,

Посмотрите вправо.

Стоп! Сморите прямо-

Что же перед вами?

Педагог выставляет иллюстрацию с изображением деревни. (Ответ детей)

Педагог:  Наш «ковер-самолет» приземляется, мы с вами культурные петербуржцы, поэтому..?

Дети:  девочкам подаем руку при выходе с «ковра-самолета»

II вариант

(Если дети выберут транспорт):

На экскурсию мы едем

Много мы узнать хотим.

Вдоль леса мы проедем

И в окошко поглядим.

Стоп! Смотрите прямо-

Что же перед вами?

Педагог выставляет иллюстрацию с изображением деревни , предлагает детям «погулять» по деревне, обращает внимание на дом, на реку.

Педагог:  Ребята! Давайте с вами немного разомнемся, потанцуем и споем.

Проводится музыкальная игра  «Вышли дети в сад зеленый погулять»…

Педагог:  Пока мы с вами пели и танцевали я представила, какой разговор вели, если бы встретились город и деревня?

Проводится речевая игра: Встретились город и деревня»

Дети выбирают, кто будет «изображать» город, а кто «деревню» (по желанию).

«Город» и «деревня» встают друг против друга и ведут диалог. Например:

«А у нас в деревне воздух чистый…», «а у нас в городе много больших зданий…» и т.д.

В игре участвуют все дети.

Педагог:  Спасибо вам «деревня», спасибо вам «город», вы нам очень много познавательного рассказали о себе. А теперь пройдем к дому, присядем на скамеечки и отдохнем.

Дети проходят к скамеечкам и рассаживаются.

Далее проводится игра «В гостях у деда и бабы».

Педагог:  Вы пока посидите, а я зайду в дом узнаю у хозяев, что интересного увидеть в этой деревне.

Педагог стучится в дом.

Слышится голос: заходите, дверь  открыта., педагог заходит в дом. На крыше дома появляется Дед (кукла би-ба-бо).

Дед:- Здравствуйте, гости дорогие! В гости к нам деревню приехали?

(ответы детей).

- А я крышу ремонтирую, вижу, как много детей.  Я уже старый стал, а раньше, когда силенок было много, я рубил избы, прочные, без единой щелочки.  Укладывал бревна, а между бревнами прокладывал полоски мха, чтобы хозяевам в таком доме тепло было и в самую суровую зиму. Между бревнами не только мох укладывали, но и секретики разные. Никогда не догадаетесь какие!

Дети отвечают, что знают про эти секретики: монеты, чтобы в доме было богатство; хлеб для домового, чтобы хорошо дом охранял; куски шерсти, чтобы в доме было тепло.

Дед: - И правда знаете, а вот если загадки загадаю, отгадаете? (Ответы детей).

- У меня есть рисунки, но я специально допустил несколько ошибок, попробуйте их найти и объясните, почему вы так думаете. А где ваша воспитательница? (Ответы детей).

- Сейчас спущусь в дом и свои рисунки отдам ей, чтобы она вам передала.

Дед уходит, появляется Бабка (кукла би-ба-бо).

Бабка: - Здравствуйте, детушки! (дети здороваются).

- Приехали отдохнуть к нам в деревню? (Ответы детей).

- А откуда же вы к нам приехали? (Ответы детей).

- Была я у вас в городе, ведь у нас с дедом внучок живет в Санкт- Петербурге.

Он к нам каждое лето приезжает погостить, такой озорник, привез мне картинку и говорит: «Бабушка отгадай, что это за здание, ты, когда в гости ко мне приезжала Санкт-Петербург, я тебя водил к этому зданию и тебе его показывал. А как же я отгадаю, картинка-то, вот какая интересная, с окошечками.  (Показывает в окно картинку).

-Поможете мне? (Ответы детей).

- Тогда я отдам вашей воспитательнице, она вам ее передаст.

 Бабка срывается в доме, выходит педагог, в руках у нее задание от Деда и Бабки.

Педагог:  Ребята мне бабушка сказала, что есть у них река, посмотри, что же это за волшебная река.

Педагог с детьми подходят к «реке».

Педагог:  Какая необычная река. Как же она называется? Смотрите, какие интересные камни лежат на берегу, на каждом камне нарисованы картинки, буквы. Наверное, эти камни нам хотят подсказать название реки. Кто у нас знает буквы и умеет читать?

Выбираются читающие дети, им дается задание подобрать к каждой изображенной на кубике картинке, первую букву, а затем собрать по буквам слово и прочитать его.

Остальным детям предлагается поделиться на две подгруппы:

1 группа - дети находят ошибки в рисунках Деда и объясняют почему они считают что это ошибки.

2 группа – детям предлагается по фрагментам (2 фрагмента) отгадать, какое здание изображено на картинке,  назвать этот объект.

Дети приступают к работе, педагог оказывает посильную помощь. После того, как дети справились с заданием, обращает внимание детей на «речку».

Педагог:  Ребята! Что это за веревочка в воде плавает? Видимо кто-то бросил, ее в воду, давайте уберем веревочку, очистим речку.

Один из детей тянет веревочку и вытягивает конверт, в котором лежат картинки с изображением разных жилищ.

Педагог:  Сколько в конверте картинок, посмотрите, что на них изображено? (Разные дома).

Дети рассматривают, картинки называя изображенные на картинках жилища человека.

- «Доносится» голос «реки» (в микрофон слова «реки» произносит музыкальный руководитель).

Река: Здравствуйте, дети! Давно я за вами наблюдаю. Понравились вам мои картинки? (ответы детей).

Река: Хочу вам дать задание, слушайте внимательно! Расставьте картинки с изображением домов в таком порядке, в котором они совершенствовались.

Дети выполняют задание.

Педагог:  Ребята, а что обозначает эта картинка? Посмотрите, здесь нарисована красная стрелка и знак вопроса. Ничего не пойму. Может быть спросим у речки, что обозначает эта картинка.

Дети задают вопрос речки.

Река: Вы, правильно расставили картинки, но здесь не хватает еще одного дома, догадайтесь какого? Поторопитесь, у вас осталось совсем немного времени, ваш (называет транспорт) вас ждать не будет (улетит или уедет) без вас.

 

Педагог:  Ребята, как вы думаете, какого дома здесь не хватает, давайте вспомним, как называется река? (Река времени).

Педагог:  А какое бывает время? (прошлое, настоящее, будущее).

 Педагог:  Дома прошлого у нас есть? (пещера, землянка). Дома настоящего времени у нас тоже есть. Это? (изба, пятиэтажный дом и т.д.). Какого же дома не хватает? (дома будущего).

Река: Поторопитесь, у вас совсем немного времени осталось.

Далее дети на фланелеграфе выкладывают дом будущего, подбирая для него окна, двери, колонны и т.д. Собранный дом будущего «отдают» «реке».

Река: Какой прекрасный дом у вас получился, я принимаю его, и хочу вам подарить подарок. Потяните, за веревочку и к вам приплывет мой подарок. Прощайте дети.

Дети тянут за веревочку, из «реки» появляется коробка с объемными пазлами «Мельница». Дети говорят спасибо и прощаются.

Педагог предлагает пройти в транспорт, дети рассаживаются.

Педагог:  Вам понравилось наше путешествие? Жаль расставаться с деревней, но нам пора возвращаться домой. Завтра на рисовании вы нарисуете, что вам больше всего запомнилось и понравилось, договорились? (ответы детей).

- А ваши рисунки мы отправим деду и бабке в деревню. Ну, вот мы и прилетели (приехали).

Дети становятся в круг, проводится церемония прощания. Дети берут друг друга за руки и прощаются: «Спасибо за приятное путешествие!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие из города в деревню".

Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие из города в деревню" разработан для детей младшего дошкольного возраста....

Конспект НОД на тему "Ехали дети из города в деревню!"

Приобщение детей к истокам русской национальной культуре....

Конспект интегрированного занятия «Мы живем в городе, в деревню едем в гости»

Программное содержание. Уточнить знания детей о жизни в городе и деревне, их особенности и различия, упражнять в подборе определений. Развивать диалогическую речь: учить активно, участвовать в беседе,...

Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Город и деревня"

Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Город и деревня"...

Конспект по ПДЦ "Путешествие из деревни в город" (старшая группа)

Продолжать знакомство с правилами дорожного движения.Закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах поведения на улицах и дорогах города.Развивать речь, логическое мышление, память, умение обосн...

Конспект конструкторской игры : город и деревня

Образовательные задачи:•   учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей;•   формировать умение выполнять постройку в определенной...