Конспект НОД "Волшебница зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бывальцева Валентина Ивановна

Интересное занятие для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Волшебница-зима»

Цель: расширение представлений детей о характерных признаках зимы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме.
  2.   Обучать детей составлять зимний пейзаж, используя технику коллажа.

Развивающие:

  1. Обогащать и активизировать речь  детей словами и словосочетаниями: мороз, иней, снегопад, сугробы, сосульки, волшебница - зима,  ледяные узоры; образными выражениями: пушистый снег, белое пуховое одеяло, белая перина,  белые шубы.
  2. Развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения, классификации.
  3. Формировать навык полных ответов на вопросы, упражнять в составлении предложений по картине, развивать речь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней,  умение видеть красоту окружающего мира.
  2. Формировать опыт общения детей в микрогруппах, умения договариваться, координируя свои действия с действиями партнеров.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Чтение», «Музыка», «Социализация».

Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор,  чемодан, костюм «Заяц белый», белая шаль (простыня), кормушка для птиц, белый шарф, конверты, картинки по теме, заготовки для коллажа, клей, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года: декабрь», фотографии по темам «Природа зимой», «Город зимой».

Ход занятия.

  1. Организационно-мотивационная деятельность.

Воспитатель быстро одевается, складывает в чемодан костюм «Заяц белый»,  белую шаль, кормушку для птиц.

Дети, заинтересовавшись действиями воспитателя, задают вопросы: «Что случилось? Куда Вы собираетесь?»

 Воспитатель: Ребята, мне пришло письмо от волшебницы - зимы, я не знаю, что мне делать. Помогите мне, пожалуйста! Слайд 2.

Слайд 3 . На зимнем фоне цветы.

- Посмотрите, ребята! Так разве бывает?

Ответы детей.

- Я здесь вообще ничего не понимаю!

Рассуждения детей. («Что будем делать?»)

-Волшебница - зима просит нашей помощи.

Анализируя ответы детей, воспитатель подводит их к выводу:

 - Действительно, художник в этой картине допустил ошибки. Что здесь неправильно?  

Ответы детей.

- А как должно быть? Какие еще приметы зимы вы знаете? А вы любите зиму? За что?

Ответы детей.

- Зима – удивительно красивое время года. Издавна поэты, композиторы, художники прославляли ее красоту в своих произведениях.

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов  (А.С.Пушкин)

(Воспитатель предлагает детям рассказать  стихотворения о зиме).

Чтение стихотворений.

-Волшебница - зима приготовила для вас, ребята, загадки. Давайте послушаем и угадаем.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… 
(мороз)Слайд  4

- Скажите, какой бывает мороз? (крепкий, сильный и пр.)

В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … 
(иней)Слайд 5

- Какое холодное слово. А назовите еще слова, от которых становится холодно. (Сосулька, лёд, льдина, снег, лавина, метель, ветер,  снежинки и т.д.).

Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? 
(Зима)Слайд 6

- А какая бывает зима? (снежная, морозная…)

Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… 
(снег)Слайд 7

- Какой бывает снег? (мягкий, пушистый) На что похож снег? (белая перина, мягкое пушистое одеяло, снежное покрывало …)

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках .Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Посмотрите, сколько ветер снега надул, а вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые.  Слайд 8.

Дети ищут, но не находят.

Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает.

Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.

 (Игра «Сдуй снежинку»)

(Снежинки лежат на подносе, дети пытаются их сдуть, часть снежинок улетает, а часть остается)

- А почему они не слетели? В природе так бывает? Если снежинки зацепятся друг за друга, что получится? (сугроб)

Игра  «Сугроб. Снежинка. Сосулька».

Дети изображают сугроб, снежинку, сосульку.

Воспитатель: Вы молодцы со снежинками справились. Снежинки разлетелись, сугроб растаял, но чтобы Вы не расстраивались, я подарю вам снежинки-сувениры (снежинки разных цветов)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: А вот и сюрприз  от волшебницы зимы (конверты с картинками для коллажа).  Но конвертов –то три? Что же нам делать? Как быть?

Задание: дети делятся на три подгруппы, открывают конверт, в котором находятся картинки для составления коллажей по темам «Зимние забавы», «Зимний лес», «Новогодний праздник». Также в конверте находятся и картинки, не относящиеся к темам.

- Достаньте все предметы из своего конверта и составьте из них свою зимнюю картину. Посмотрите, все ли картинки вам понадобятся? (ответы детей) А почему именно эта картинка лишняя?  Почему ты не взял эту картинку? (ответы детей)

- Посмотрите, что находится у вас на столах?  Создайте  свою зимнюю картину (самостоятельная работа детей, звучит музыка Чайковского, на экране анимационная картина зимнего пейзажа).

- Какие красивые зимние картины у вас получились, ребята. А что изображено на ваших картинах? (ответы детей)

- А что же мне теперь делать, надо ли ехать в лес? (ответы) Как вы думаете, волшебница - зима осталась довольна?

- Спасибо, ребята!  Давайте я вас сфотографирую и мы отправим волшебнице-зиме наши работы (воспитатель фотографирует работы детей, копирует фото в компьютер и отправляет письмо по электронной почте волшебнице-зиме)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...