АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (тренинг для педагогов)
консультация по развитию речи на тему

Шемякина Ирина Васильевна

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

(тренинг для педагогов)

         Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

         Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Органы артикуляции

     Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи  и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

    Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости.

    Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы занимают (принимают) при движении.

Виды артикуляционных упражнений

   Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

   Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

  • Артикуляционную гимнастику можно разделить на:
  • Упражнения для нижней челюсти
  • Упражнения для щёк
  • Упражнения для губ
  • Упражнения для языка
  • Упражнения для мягкого нёба.

Организация работы

        Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

      Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

     Педагог рассказывает о  предстоящем  упражнении,  используя игровые приемы.

  • Показывает выполнение упражнения.
  • Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

(тренинг для педагогов)

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

         Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Органы артикуляции

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи  и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости.

Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы занимают (принимают) при движении.

Виды артикуляционных упражнений

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

  • Артикуляционную гимнастику можно разделить на:
  • Упражнения для нижней челюсти
  • Упражнения для щёк
  • Упражнения для губ
  • Упражнения для языка
  • Упражнения для мягкого нёба.

Организация работы

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

  • Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  • Педагог рассказывает о  предстоящем  упражнении,  используя игровые приемы.
  • Показывает выполнение упражнения.
  • Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Чтобы создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнастики, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказку необходимые упражнения.

Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопровождается показом соответствующей картинки. Набор наглядности для артикуляционной гимнастики можно приобрести в книжном магазине или изготовить самостоятельно.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

  1. Позевывание.
  2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
  3. Полоскание горла.
  4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  5. Покашливание.
  6. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки. 

Упражнения для нижней челюсти.

  1. Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
  2. Жевательные движения.
  3. Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

  1. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
  2. Перегонка воды из одной щеки в другую.
  3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ.

  1. Улыбнуться, не обнажая зубы.
  2. «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
  3. «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
  4. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
  5. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
  6. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
  7. Вибрация губ (фырканье лошади).
  8. «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево-вправо.
  9. Чмоканье.
  10. Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
  11. Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

  1. «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
  2. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  3. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
  4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
  5. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
  6. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
  7. Слизывание капель сладкой воды кончиком  языка с вогнутой поверхности ложек.
  8. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
  9. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
  10. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
  11. «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
  12. Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.
  13. «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.  
  14. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
  15. «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
  16. «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
  17. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
  18. «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

 (выполняются с закрытым ртом).

  1. Опускание головы вниз.
  2. Запрокидывание головы назад.
  3. Поворот головы вправо-влево.
  4. Наклоны головы вправо-влево.
  5. Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
  6. Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Предлагаю литературу по данной теме

  1. Татьяна Куликовская: Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников. Издательство: АСТ, 2009 г.
  2. Е. С. Анищенкова Название: Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников
    Издательство: АСТ Год: 2006
  3. Артикуляционно - пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Автор/составитель: Лазаренко О.И. Издательство: АЙРИС – ПРЕСС, Год: 2011
  4. Артикуляционная азбука. Гимнастика для губ и язычка. Логопедический материал
    Автор: Куликовская Т.А. Издательство: Карапуз Год издания: 2005
  5. Куликовская Т.А.  Название: Артикуляционная гимнастика в считалках Издательство ГНОМ и Д
    Год: 2008
  6. Название: Артикуляционная гимнастика  Автор: Е.А. Пожиленко  Издательство: КАРО, 2009. + речевая гимнастика
  7. Наталия Нищева: Веселая артикуляционная гимнастика Издательство: Детство-Пресс, 2012 г.
  8. Артикуляционная гимнастика Косинова Елена Михайловна Серия: Завтра в школу Издательство: ОЛИСС, Эксмо (2007)
  9. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей Авторы: Т. А. Куликовская Издательство: Гном и Д Год: 2007
  10. Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Автор:        Костыгина В.  Издательство: Карапуз книги издательства Карапуз   Год:2007
  11. Ирина Волошина: Артикуляционная гимнастика для девочек Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.
  12. Артикуляционная гимнастика для мальчиков Авторы: И. А. Волошина Издательство: Детство-Пресс Год: 2011
  13. Название: Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2-4 года  Автор: В. Н. Костыгина Издательство: Карапуз  Год издания: 2001


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика

Слайд 3

Виды артикуляционной гимнастики

Слайд 5

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает выполнение упражнения. Организация работы

Слайд 6

Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д . Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы . Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Слайд 7

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Слайд 8

Сказки веселого язычка

Слайд 9

Показом соответствующей картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика. Тренинг речевых мышц.

Содержание раскрывает одно из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков - это подвижность и точность работы органов артикуляции, одним из которых является язык. Именно от него за...

Тренинг для педагогов по артикуляционной гимнастике.

План проведения тренинга для педагогов по артикуляционной гимнастике и развитию речевого аппарата дошкольников....

Артикуляционная гимнастика (тренинг для воспитателей)

Артикуляционная гимнастика (тренинг для воспитателей)...

Презентация на тему: "Артикуляционная гимнастика в работе педагога"

В презентации описано:Что такое артикуляционная гимнастикаКак выполнять артикуляционную гимнастикуОсновные упражнения артикуляционной гимнастики...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс для педагогов " Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по формированию правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики. Цель- передача опыта путем прямого и комментированного показа последовате...

Артикуляционная гимнастика (консультация для педагогов)

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики...