Артикуляционная гимнастика. Тренинг речевых мышц.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Титова Антонина Павловна

Содержание раскрывает одно из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков - это подвижность и точность работы органов артикуляции, одним из которых является язык. Именно от него зависит качество произношения звуков, и , именно, к нему, как, к наиболее рабочему органу относится большая часть упражнений  артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika._trening_rechevykh_myshts.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика. Тренинг речевых мышц.

      Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции.

     Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

     Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), может подниматься за верхние зубы (звуки т, д, н), может прижиматься к альвеолам (звук л), может вибрировать под напором выдыхаемой струи воздуха (звук р).

     Передняя часть спинки языка без участия кончика языка может подниматься к альвеолам, образуя с ними щель (звуки с, з, ц), может подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (звуки ш, ж, щ).

     Средняя часть языка не так подвижна. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу, это движение необходимо при произнесении звука й и всех мягких звуков.

     Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки к, г), или образовывать с ним щель, при образовании звука х.

     Боковые края языка могут приподниматься, прижимаясь к внутренней поверхности коренных зубов, и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (звуки с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р), могут опускаться и пропускать воздушную струю (звук л).

     Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у), могут округляться (звук о), растягиваьтся в улыбку (звуки и, ы). При произнесении звуков с, з, ц, л и др. губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесении звуков ш, ж. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки п, б, м, в, ф.

     Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.

     Мягкое небо может опускаться, тогда выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и образует носовые звуки. Если мягкое небо поднято, то маленький язычок прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос. Так образуются все ротовые звуки.

     При произнесении различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата. Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально, в соответствии с его дефектом речи. И если при дислалии нет жесткой необходимости в большом количестве упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые собственно речевые движения для произнесения звука, то при других речевых нарушениях работа по развитию подвижности речевой мускулатуры занимает много времени, ведется систематически и кроме общего комплекса артикуляционой гимнастики включает в себя массаж, специальные упражнения с сопротивлением, упражнения для мимических мышц лица и др.

     Упражнения артикуляционной гимнастики многократно, очень подробно описаны в логопедической литературе. Там же можно найти основные рекомендации по ее проведению:

     1. Не удивляться и не сердиться, если некоторые упражнения не будут получаться с первого и даже второго раза.

     2. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

     3. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

     4. Упражнения выполнять перед зеркалом. Когда ребенок будет уверенно выполнять их, зеркало можно убрать. Иногда (если ребенок согласен) полезно бывает делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к возникающим ощущениям в органах артикуляции. Иногда (особенно, если ребенку уже очень надоела артикуляционная гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе, подражая друг другу.

     5. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал. Придерживаться общепедагогических принципов - идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в

медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно.

     6. Вам придется показывать упражнения ребенку, поэтому нужно научиться правильно их выполнять.

     7. Занятия обязательно проводить в игровой форме, привлекать любимые игрушки, рассказывать сказки и веселые истории про «непослушный», «озорной» язычок или про язык-«путешественник». Придумывать свои игры, перестраиваться на ходу, подхватывать идеи ребенка, следить, чтобы он не заскучал. Результат Ваших занятий во многом будет зависить от того, сможете ли Вы превратить утомительную, однообразную, тяжелую работу в увлекательную игру.

     8. Вам не нужно выполнять с ребенком весь комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, если в этом нет необходимости.