Главные вкладки

    План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему: «Из настоящего в прошлое»
    план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

    Щукина Татьяна Владимировна

    Конспект по НОД в старшей группе по ознакоьлению с истрорией родного села. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему:

     «Из настоящего в прошлое»

    Интеграционные образовательные области: познавательная, коммуникативная.

    Виды детской деятельности: беседа, п/игра,

    Образовательные задачи: познакомить детей с историей своего села, пополнять словарный запас новыми словами, продолжать упражнять в составлении небольших рассказов; воспитывать любовь к родному краю (селу).

    Планируемый результат: знает и называет названия села, улиц, передает в рассказе свои знания о селе; рисует свою улицу, своё село.

    Продуктивная деятельность: рисуем своё село, улицу, (по выбору детей).   

    Атрибуты: сарафаны, косынки, рубахи, картузы (кепки), чугунки, кувшины, деревянные ложки,  макет русской печки, иллюстрации повозок,  запряженных лошадями, иллюстрации с домашними животными и птицей, полотенце, каравай, стульчики, маленький столик, ноутбук.

    Персонажи: крестьянин, крестьянка.

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    - Ребята, вы любите слушать  интересные истории и путешествовать?

    Ответы детей.

    Воспитатель:

    - Тогда предлагаю вам отправить в необычное путешествие – в прошлое на машине времени. Итак, усаживайтесь поудобнее – путь предстоит дальний. А отправимся мы сегодня в село Урик, только много – много лет тому назад.

    Дети,  сидя на стульчиках, закрывают глаза. Звучит музыка со спецэффектом. Дети по сигналу воспитателя открывают глаза.

    Воспитатель:

    - Что изменилось Церковь какая то, повозки, коровы, гуси и утки. !!!!Подскажите мне?

    Ответы детей.

    Воспитатель:

    - Да, теперь поняла. Мы с вами в Урике, только до нашего времени.

    На улицах вижу деревянные избы, нет машин (вместо них – лошади с повозками), вдоль дорог нет проводов. Да и люди какие- то непривычные.

    В это время в группу входят крестьянин и крестьянка (переодетые взрослые).

    Крестьянин:

    - Доброго здоровьица! Кто вы и из чьих будете? Зачем к нам Урик пожаловали?

    Воспитатель:

    -Мы, уважаемый крестьянин, дети старшей группы детского сада. Приехали к вам аж из 2012 года из России, и тоже из Урика, чтобы узнать, как жили наши предки в родном селе и чем занимались.

    Крестьянин:

    - Батюшки светы мои, из Урика, из 20…12 года!? Да это как же ж!

    Воспитатель:

    - Да вот так, на машине времени (показывает стульчики с пультом управления в виде ноутбука).

    Крестьянин:

    - Ой, Марья, гляди-ка какие чудеса в решете! Отродясь не видывал такого. Машина времени какая-то еще … А как они одеты, глянь-ка на них, Марья…

    Крестьянка:

    -- У нас, ребятушки так не ходят. Наши бабы и девки носят сарафаны и косынки, а мужики – штаны и рубахи, а на голове – картузы. Давайте как я вас переодену.

     Марья дает детям другую одежду.

    Крестьянка:

    - Иван, так люди поди ж проголодались с дороги и устали. Давай их в избу пригласим, да попотчуем.

    Крестьянин:

    -- Милости просим, чем богаты – тем и рады.

    Воспитатель и дети:

    - С удовольствием!

    Все проходят в избу (имитация избы – в ней макет русской печки, стол лавки, на столе кухонная утварь.)

    Крестьянка:

    -- У нас принято гостей встречать хлебом, солью. (Угощает детей и воспитателя караваем). Присаживайтесь (указывает на лавки).

    Воспитатель:

    -- Расскажите нам, как вы живете, где работаете, чем занимаются ваши дети?

    Крестьянин:

    -- Мы, мила девица, из простых. Живем просто, на печи щи, да кашу варим, в поле зерно сеем, репу. Скот пасем, коров доим, да молоко пьем. Зимой дрова рубим, да на санях из лесу вывозим. А ребятишки наши мал-мала меньше, кто дома сидит, кто в поле помогает, а кто Горелки играет.

    Воспитатель:

    - А давайте,  и мы тоже поиграем, ребята?

    Проводится игра «Горелки с платочком».

    Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
    Все хором:
    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Глянь на небо,
    Птички летят,
    Колокольчики звенят!
    Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

    Воспитатель:

    - Ну спасибо! Повеселили нас.

    Крестьянка:

    -Ну а вы как живете, и чем занимаетесь?

    Дети (Мы ходим в детский садик, а родители -  на работу,  лошадей у нас нет, мы ездим на автомобилях, велосипедах, автобусах. Еду мы покупаем в магазине и сами тоже умеем выращивать. А играем мы игрушками и смотрим мультики по телевизору).

    Крестьянка:

    -- Ишь, ты, как интересно. А что такое магазин?

    Дети поясняют и с помощью воспитателя рассказывают, какие магазины в Урике есть, и какой там товар продается.

    Воспитатель:

    -- Спасибо за угощенье, но нам пора. Мы еще не раз навестим вас дорогие Иван и Марья. Ребята, давайте нарисуем  Ивану и Марье наш детсад, свою улицу и подарим им рисунки.

    Дети рисуют цветными карандашами.

     Прощаются. Опять садятся в машину времени. Иван и Марья тихо уходят.


     



    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "Сказки домовёнка Кузи".

    Цель: 

    -закрепить знания  детей о крестьянском труде, вспомнить орудия труда и предметы крестьянского быта, уточнить в каких сказках о них  рассказывается; научиться изготавливать тряпичную куклу-пеленашку.

     -пробудить у детей  интерес к родной  истории через восприятие сказки;

     -развивать у детей интонационно-выразительную сторону речи;

     -развивать у детей логическое мышление, умение самостоятельно приходить к выводу;

     -прививать детям любовь к сказкам, воспитывать у детей трудолюбие на образе героев сказок, послушание, доброту.

     Словарная работа: ввести в лексикон детей слова: печь, лён, вытрепать, прясть, веретено, ткань, серп, чугун, ухват.

    Продуктивная деятельность: изготовление тряпичной куклы-пеленашки.

     Материал: карточки с загадками; рисунок косы; серп; макет русской печи; чугунок; ухват; мука, веретено (или его изображение); иллюстрация ткацкого станка, прялки; деревянный сундучок, кукла- домовёнок Кузенька; тряпичная кукла-пеленашка, демо-пособие «Процесс производства  льна»; заготовки из ткани в форме круга (по количеству детей)  диаметром 10 сантиметров (из  белой ткани для головы), диаметром  20 сантиметров (цветной ситец) – для туловища, полоски белой ткани длинной 10 см и шириной 5 см – для рук куклы, вата, суровые нитки.

    Ход занятия

     Воспитатель:

    Здравствуйте дети, меня зовут Татьяна Владимировна! Я приглашаю вас сходить в гости, но не к друзьям или соседям, а в такое  волшебное место, которое называется – сказка.

    Но что это я слышу? (раздается шум за дверью, кто-то громко чихает). Ребята, вы тоже это слышали? Давайте посмотрим, что там (указывает в сторону бутафорской русской печи).  

    Воспитатель подходит к печке, убирает заслонку – а там кукла – домовёнок Кузенька со своим сундучком.

    Воспитатель: ребята, кто же это такой?

    Дети: домовенок, он испачкался, потому что сидел в печке.

    Воспитатель: Ребята, давайте кА присядем, и во всем разберемся.

    (усаживаются на ковре в кружок вместе в Кузенькой).

    Воспитатель делает вид, будто домовёнок что-то шепчет ему на ухо. Потом обращается к детям:

    -- Оказывается, домовёнок Кузя  живёт в нашем детском саду. Частенько он заглядывает в группы, интересуется нашими делами. Но вы его ни разу не видели, потому что он прячется, чтобы  никому не мешать.  

     Кузенька  услышал, что мы собираемся пойти  в гости в сказку -  не удержался и немедленно появился.  Всё дело в том, что сказки ему очень нравятся. А вы любите сказки? Почему? (Ответы детей).

    Воспитатель загадочным голосом начинает рассказывать:

     -- Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при свете свечи дети - кто на лавке, кто на печи - слушали бабушкины сказки.

     В сказке много чудесного, фантастического, вымышленного. И вместе с тем они всем хорошо понятны, ведь в них говориться о стремлении человека к счастью, о доброте, дружбе, осуждаются жадность, зависть, трусость. Как вы думаете, кто сочинял сказки? (Ответы детей) .

     Да, многие сказки сочиняли простые люди, а потом сказывали их, то есть рассказывали. Такие сказки называются народными. Читая их, мы узнаём о жизни крестьян в старину, об их труде.

    Кузенька предлагает вспомнить такие сказки.  Дети с помощью воспитателя называют их, если ребята затрудняются, педагог дает им подсказки.  ("Мальчик с пальчик", "Мужик и медведь", "Петушок и жерновцы", "Жихарка", "Крошечка- Хаврошечка".)

    Вот первое задание от Кузи.  Скажите, что делал отец Мальчика с пальчик на поле, когда тот принёс ему еду? (Отец пахал землю). Чем он пахал землю? (Ответы детей). Воспитатель наклоняется к Кузе, делает вид, что слушает его шёпот.) Кузенька  говорит: "Правильно, отец мальчика с пальчик пахал сохой, в которую была впряжена лошадь. " (педагог демонстрирует  иллюстрации с изображением пахаря и сохи.)

     Соха-орудие деревянное, только внизу на остриях - железо. Вот какое есть про неё стихотворение:

     Деревянные рожки,

     Железные ножки,

     Шла ковыляла,

     Спину гнуть заставляла.

     Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть

     спину.

     Вспомните, как заканчивается сказка "Мальчик с пальчик"? (Мальчик с пальчик обманывает купившего его жадного барина и возвращается к отцу.)

     А как можно назвать Мальчика с пальчик? Какой он? (Сообразительный, находчивый.) Почему вы так думаете? (Рассуждения детей).

     

    А с помощью чего крестьяне убирали  урожай вы узнаете, если отгадаете Кузину загадку(воспитатель загадывает загадку):

     "Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку. " (Коса.)

     В старину мужики косили косой не только траву, заготавливая сено для скота, но и пшеницу. (Показываю иллюстрацию.)

     А как они назывались? (Косари.) Мальчики, давайте мы представим, что вышли в поле косить траву:

    Физминутка  «Косари»

     Тишина стоит вокруг.

     Вышли косари на луг.

     Взмах косой туда-сюда!

     Делай "раз" и делай "два".

     Женщины убирали пшеницу - жали с помощью серпа. (воспитатель показывает серп.) А как называли таких женщин? (Жницы.)

     Правильно, про серп говорили: "Маленький, горбатенький по ниве пробежал, каждый колос задрожал".

     Девочки, давайте покажем Кузеньке, как мы умеем  работать серпом. (Девочки вместе с воспитателем изображают движения жницы. В руках у воспитателя серп.)

     Кузе понравилось,  как вы работали, ребята, он мне говорит, что вы умелые косари и жницы. И он хочет, чтобы вы ответили, а для чего люди  сеяли пшеницу, что из неё получали? (ответы детей).

    Правильно, конечно же - муку. (педагог показывает муку в красивой мисочке).

    А что можно приготовить из муки? (дети рассуждают).

     Правильно, хлеб, пироги, оладьи. В знакомой вам сказке маленький человечек Жихарка (ударение на первый слог) очень умело пёк хлеб в печке, варил вкусные щи. В чём Жихарка варил щи? (Ответы детей.) Да, в чугунке. Покажите его среди этих предметов в группе. (Дети находят чугунок.) В печке горячо, руками чугун туда не поставишь. Как он будет ставить чугунок? С помощью ухвата, (воспитатель показывает ухват и читает загадку):

     "Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. Людям отдаёт, а сам на отдых идёт. " Как можно назвать Жихарку? (Умелый, трудолюбивый. Ответы детей.)

     Правильно, он работящий, умелый.

     Проводится физпауза "Жадный пёс "

     

    Жадный пёс,

     Дров принёс,

     Печь затопил,

     Воды наносил,

     Тесто замесил,

     Испёк пирожок,

     Отнёс в уголок и  съел сам! Ам!

     Дети, а кто помнит сказку, в которой говорилось о хорошей доброй девочке, коровушке и трех сестрах? Да, верно, в сказке "Крошечка-Хаврошечка" рассказыватся о девочке, которая была, как и Жихарка, очень трудолюбива. Но жилось ей не сладко: она и варит, она и прибирает,  она и ткёт, и прядёт. Кто жалел девочку и помогал ей прясть, ткать и белить полотно? (Коровушка.)

    А какие задания для нас ещё приготовил Кузьма? (следующая карточка с загадкой.)

    Синий цветочек,

     Мал-малёчек,

     В землю малый ушёл,

     В синей шапочке пришёл. (Лён.)

     Кузя вам подсказывает, что - это лён. Для чего нужен лён? (предположения детей).

    А сейчас я вам расскажу, как изо льна получается ткань. Посмотрите, у Кузи есть вот такие карточки, на которых показано, как травинки льна превращаются в ткань. (демонстрация пособия «Процесс производства льняной ткани).

     Изо льна получают льняные нитки. Если нитка длинная, она легко запутывается. Чтобы этого не произошло, люди придумали простое приспособление. Отгадайте какое:

     Чем больше я кручусь,

     Тем толще становлюсь.

    Кузя  принёс веретено, чтобы вы его хорошенько рассмотрели.

    А ещё Кузьма, к нам пришел не один, а со своей любимой игрушкой (педагог достает из сундучка тряпичную куклу). В старину, такая незатейливая куколка была в каждом крестьянском доме, да не одна. Кузя приглашает вас  в свою сказочную мастерскую. Хотите, он научит вас делать такую симпатичную куколку?  (Дети садятся за столы и делают куклу по инструкции воспитателя.)

     Как хорошо вы сегодня поработали, как много всего узнали и вспомнили! Теперь можно отдохнуть и поиграть.

    Народная игра «Ручеёк».

     Итог занятия 

    Вот и подошло к концу наше путешествие в сказку. Домовёнок Кузя предлагает вспомнить, что мы сегодня делали, что нового узнали?

     А ещё (воспитатель наклоняется к домовенку, прислушивается) Кузя говорит, что он больше не будет прятаться от вас и просит разрешения жить в вашей группе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой».

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: «Поможем  птицам  зимой». 1. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественн...

    Непосредственная образовательная деятельность с детьми в старшей группе на тему: « Азбука здоровья »

    Формируем у дошкольников представления о здоровом образе жизни.Знакомим с понятием здорового образа жизни.Развиваем познавательную активность детей.Учим рассуждать, делать выводы.Воспитываем вол...

    Непосредственная образовательная деятельность с детьми в старшей группе на тему: «Страна треугольников»

    Обучаем распознавать геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки с элементами мнемотехники.Развиваем логическое, ассоциативное мышление, речь.Развиваем слуховое внимание. Закрепление...

    План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе общеразвивающей направленности Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

    План-конспект  интегрированной непосредственно образовательной деятельности с  дошкольниками в старшей группе общеразвивающей направленности по теме «Путешествие в прошлое бумаги»...

    План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в старшей группе

    Данный конспектпоможет вам научить детей различать инструменты и соотносить из названия с изображением, называть действия с ними, подбирать эпитеты по смыслу, а так же развивать умения изменять сущест...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»....

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука».

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»....