Конспект комплексно-тематической работы по развитию связной речи в 1-ой младшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Бородина Екатерина Александровна

ОО «Коммуникация»

Тема дня: «Новогодний праздник»

 

 

Конспект комплексно-тематической работы по развитию связной речи с интеграцией образовательных областей:

Составление рассказа по картине «Дед Мороз»

Возрастная группа: 1-ая младшая

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель. Развивать монологическую связную речь в процессе рассматривания картины «Дед Мороз». Формировать представления детей о новогоднем празднике.

Режим

Интеграция ОО

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Оборудование

Содержание

Примечание

Утро

Коммуникация

Социализация

Чтение

художественной литературы

Развивающая задача: обогащать словарь детей:

Существительными: снег, год, Дед Мороз, подарки;

Глаголами: идет, значит, придет, принесет;

Наречиями: скоро;

Местоимениями: нам, всем.

Воспитательная задача: способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; приучать внимательно слушать воспитателя, не перебивать его.

Воспитательная задача: приучать детей слушать стихотворение.

Стихотворение

Снег идет,   снег идет,
Значит скоро Новый год
Дед Мороз к нам придет
Всем подарки принесет!

(В. Гарлицкий).

Стулья.

Читаю детям стихотворение В.Гарлицкого «Снег идет, снег идет».

Перед чтением стихотворения говорю детям: «Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно, ведите себя спокойно, не мешайте друг другу слушать, никого не перебивайте».

Дети сидят на стульях полукругом, я сижу напротив детей.

НОД

Составление рассказа по картине «Дед Мороз»

Коммуникация

Социализация

Развивающие задачи: учить детей сосредоточиваться на рассматривании игрушки. Помогать детям, отвечать на простейшие («кто это?») и более сложные вопросы («во что одет?», «кто ждет на Новый Год Деда Мороза?»). Обогащать словарь детей:

Существительными: Дед Мороз, шуба, шапка, варежки, валенки, борода, год, картина;

Прилагательными: красную, черные, большая, белая;

Глаголами: одет, ждет, покажу, называется, хотите, посмотреть;

Местоимениями: кто, он, него, она, вам, вы, эту;

Предлогами: в, на, у.

Создать интерес к рассматриванию картины.

Воспитательные задачи: способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; развивать умение радоваться вместе красивым игрушкам; приучать внимательно слушать воспитателя, не перебивать его.

Игрушка Дед Мороз, стулья.

Вводная часть.

Я показываю детям игрушку Дед Мороз.

Во время рассматривания игрушки слежу за поведением детей. Напоминаю, что вести себя нужно спокойно, не мешать друг другу, рассматривать игрушку и отвечать на мои вопросы, не перебивать меня и друг друга, слушать внимательно мои вопросы и мой рассказ.

Рассматриваем игрушку.

Задаю вопросы детям:

«Кто это?» (Дед Мороз)

«Во что одет Дед Мороз?» (Красная шуба, красная шапка, красные варежки и черные валенки).

После всех ответов детей я описываю игрушку: «Это Дед Мороз. Он одет в красную шубу, красную шапку.  (Показ). На руках у него красные варежки, а на ногах черные валенки. (Показ). У Деда Мороза большая белая борода (Показ)».

Спрашиваю детей: «Ребята, а кто очень ждет на Новый Год Деда Мороза?» (Дети).

«А я вам сейчас покажу картину. Она называется «Дед Мороз». Вы хотите посмотреть эту картину?» (Да!)

Дети сидят на стульях полукругом, я сижу напротив. В руках держу игрушку Дед Мороз, на уровне глаз детей, таким образом, чтобы всем детям была видна игрушка.

Коммуникация

Социализация

Познание

Социализация

Развивающие задачи: учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному  на ней.  Помогать детям отвечать на вопросы по содержанию картины, учить рассказывать по картине совместно с воспитателем.

Обогащать словарь детей:

Существительными: картина, Дед Мороз, шуба, шапка, варежки, валенки, борода, посох, мешок, подарки, белка, мальчик, девочка;

Прилагательными: красная, белым, волшебный, большой, синий;

Глаголами: идет, шагает, несет, сидит, смотрит, радуется, кричит, думаете, испугалась, пройдет, не зайдет, успокойте, скажите, не волнуйся, заметил, не пройдет, скажет;

Наречиями: быстро, мимо, вдруг;

Местоимениями: эта, нем, они, она, ей, вас;

Предлогами: о, в, к, во, на, у, с, не, про.

Воспитательные задачи: способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;  воспитывать чувства детей: желание утешить, успокоить; приучать внимательно слушать воспитателя, не перебивать его.

Образовательная задача: закрепить знание основных цветов: красный, синий.

Развивающая задача: создать мотивацию у детей к совместному рассказыванию по картине.

Игрушка Дед Мороз, картина «Дед Мороз» из  серии сюжетных картин Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Подставка для картины. Стулья.

Основная часть.

Показываю детям картину «Дед Мороз».

Во время проведения основной части слежу за поведением детей. Напоминаю, что вести себя нужно спокойно, не мешать друг другу, рассматривать картину и отвечать на мои вопросы, не перебивать меня и друг друга, слушать внимательно мои вопросы и мой рассказ.

Рассматривание картины по плану от главного объекта к второстепенным.

Основной прием при рассматривании картины - вопрос.

Задаю вопросы детям:

«О чем эта картина?»  (Дед Мороз идет в гости к детям).

«Во что одет Дед Мороз?» (На нем красная с белым шуба и шапка, красные варежки, на ногах валенки).

«А что у Деда Мороза в руке?» (Волшебный посох).

«Что несет Дед Мороз?» (Большой мешок с подарками).

«А какого цвета мешок?» (Синий).

«Кому несет подарки Дед Мороз?» (Детям).

«А кто сидит на мешке?» (На мешке сидит белка).

«Что делает белка?» (Смотрит на детей).

«А где дети?» (В детском саду).

«Что они делают?» (Смотрят в окно).

«Мальчик радуется, что – то кричит. Что кричит мальчик? Как вы думаете?» (Ура! Дед Мороз идет!)

«А девочка испугалась. Чего она испугалась?»  (Дед Мороз быстро шагает, вдруг мимо пройдет, не зайдет в детский сад к детям).

«Успокойте девочку, скажите ей: «Не волнуйся, Дед Мороз заметил вас. Не пройдет мимо. Ему белочка про вас скажет».

А теперь мы будем рассказывать по картине Деду Морозу (игрушке). Можно я первая начну.

Описательный рассказ по картине «Дед Мороз».

«Мимо окон детского сада шагает Дед Мороз. На нем красная с белым шуба и шапка, красные варежки, на ногах валенки. У Деда Мороза большая белая борода.                  В руке у Деда Мороза волшебный посох. Дед Мороз несет большой синий мешок с подарками для детей. На мешке сидит белка. Она смотрит на детей. Дети находятся в детском саду. Они смотрят в окно. Мальчик радуется и кричит: «Ура! Дед Мороз идет!» А девочка испугалась, что Дед Мороз быстро шагает, вдруг мимо пройдет, не зайдет в детский сад к детям. Но мы ее успокоим, скажем, ей: «Не волнуйся, Дед Мороз заметил вас. Не пройдет мимо. Ему белочка про вас скажет».

Использую приемы обучению рассказывания: игровой прием и совместное рассказывание.

Я говорю: «Ребята, давайте расскажем нашей игрушке Деду Морозу, что мы увидели его на картине, о том, что он делает на картине».

Я повторяю рассказ еще раз. Дети помогают рассказывать. Начинаю предложения, интонационно побуждая детей завершить фразу.

Анализирую ответы детей и их участие в совместном рассказывании по картине.

Определяю, кто из детей справился с поставленной мною задачей, а кто испытывает затруднения.  (С детьми, которые испытывают затруднения провести индивидуальную работу).

Дети сидят на стульях полукругом, я сижу напротив.

Из спальной комнаты приношу картину и располагаю ее на специальную подставку, на уровне глаз детей, чтобы всем детям было видно, что изображено на картине.

Коммуникация

Социализация

Познание

Развивающая задача: помогать детям, отвечать на простейшие («что это?») и более сложные вопросы («кому?»).

 обогащать словарь детей:

Существительными: праздник, Елочка, мешок, звери,  животные, медведь, заяц, лиса, белка, подарки, конфета, морковь, бантик, шапочка;

Прилагательными: нарядные, большой;

Глаголами: наступит, будет, будете петь, танцевать, придет, подарит, посмотрите;

Наречиями: совсем скоро;

Местоимениями: вас, вы, все, вам;

Предлогами: у, к, на, с, для, от. Игровая задача: правильно ответить на вопрос «что это?» - назвать предмет, который лежит в коробочке; распределить подарки между животными.

Воспитательная задача: Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; развивать умение играть рядом со сверстниками, не мешая им.

Образовательная задача: закреплять умение узнавать в игрушках диких животных (медведь, заяц, лиса, белка) и называть их.

Игрушки  – дикие животные: медведь, заяц, лиса и белка; 4 коробочки. В коробочках упакованы подарки: конфета, игрушечная маленькая морковь, бантик, маленькая шапочка. Стол.

Заключительная часть

Я говорю: «Ребята, совсем скоро наступит Новый Год! У вас будет праздник! Вы все нарядные будете петь, и танцевать возле Елочки! К вам на праздник придет Дед Мороз с большим мешком подарков! И всем вам подарит подарки! А сейчас, посмотрите, Дед Мороз принес подарки для зверей!».

Провожу д/игру «Подарки для зверей от Деда Мороза».

Слежу за поведением детей во время игры. Напоминаю, что играть нужно вместе, дружно, не толкаться, не мешать друг другу и не отнимать игрушки.

Ход игры.

На столе стоят игрушки – дикие животные: медведь, заяц, лиса и белка; 4 коробочки с подарками для зверей от Деда Мороза.

Дети открывают коробочку, я спрашиваю: «Что в ней лежит?» Дети говорят, что в ней лежит, например, морковка.  Я спрашиваю: «Кому мы подарим морковку?»  Дети говорят: «Зайчику!»

Итог игры.

Я хвалю детей за то, что они правильно назвали все предметы – подарки для зверей и дали подарок каждому животному: медведю, зайцу, лисе и белке. Животные очень радуются подаркам от Деда Мороза!

Дети сидят на стульях полукругом, я сижу напротив.

Дети подходят к столу, на котором стоят игрушки звери и коробочки с подарками для зверей. Дети встают вокруг стола. Я сажусь на стул, чтобы быть на уровне детей.

Прогул     ка

Коммуникация

Социализация

Познание

Чтение

художественной литературы

Коммуникация

Физическая культура

Социализация

Музыка

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Физическая культура

Социализация

Безопасность

Музыка

Развивающие задачи: помогать детям, отвечать на мои вопросы в процессе наблюдения за елкой. Обогащать словарь детей:

Существительными: елка, участок, ствол, макушка, иголки, снег;

Прилагательными: гладкий, шершавый, высокая, низкая, зеленые, колючие, красивые, новогодней, серебристая;

Глаголами: нарядили, растет, попробуйте, дотянуться, получается, достать, потрогайте, говориться, падает, блестит;

Местоимениями: мы, вами, нас, наша, вас, нашей, он;

Предлогами: с, у, в, на, о, до.

Воспитательная задача: способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; приучать внимательно слушать воспитателя, не перебивать его.

Образовательная задача: помогать детям обследовать елку (ствол, иголки), выделяя цвет и свойства иголок (зеленые, колючие), величину елки (высокая). Закреплять представление о зимних природных явлениях: идет снег, он ложится на ветки елки, снег блестит на солнце.

Воспитательная задача: помогать детям, замечать красоту природы зимой.

Воспитательная задача: приучать детей слушать стихотворение.

Развивающая задача: обогащать словарь детей:

Существительными: хоровод, лес, шарики, шишки, пряники, бусы;

Прилагательными: маленькой, цветных, розовых, золотых;

Глаголами: знает,  подпевать, взяли, повесили, встали, встретим;

Наречиями: холодно, весело.

Развивающая задача: формировать умение ходить, не наталкиваясь друг на друга.

Развивающая задача: развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в мало - подвижные игры с простым содержанием.

Воспитательная задача: приучать детей слушать песню в моем исполнении.

Развивающая задача: вызывать активность детей при подпевании; развивать умение подпевать фразы в песне (совместно со мной).

Развивающая задача: помогать детям, отвечать на вопросы по содержанию игры. Формировать умение составлять и рассказывать с моей помощью рассказ из 2-3 предложений. Обогащать словарь:

Существительными: снежки, елочка, цвет, форма, шар;

Прилагательными: белого;

Глаголами: выкладываем, выложили;

Предлогами: из, с, на.

Воспитательная задача: способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; приучать внимательно слушать воспитателя, не перебивать его.

Игровая задача: выложить по образцу елочку из снежков.

Образовательная задача: закрепить умение определять форму шар; закрепить представление о снежках – они белого цвета, формы шар.

Развивающая задача: обогащать словарь детей:

Существительными: зайчата, хвост, лапки, лисички, стороны, лес, бок, елочка;

Прилагательными: холодный,  хитрой;

Глаголами: замерзли, согреться, поплясать, потирать, согревали, стучали, присели, сидят, глядят, веселиться;

Местоимениями: всех, всем, нам, все, своей.

Развивающая задача: развивать физические качества детей. Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики).

Развивающая задача: развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием.

Воспитательная задача.

Знакомить детей с элементарными правилами поведения во время подвижной игры на площадке: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль, не толкаться. Играть  аккуратно, чтобы не натолкнуться на другого ребенка, не упасть.

Воспитательная задача: приучать детей слушать песню в моем исполнении.

Развивающая задача: продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые мною.

Живая елка, по размеру, чуть выше взрослого человека.

Стихотворение

Красивые иголки
У новогодней ёлки.
Стоит она пушистая,
От снега серебристая!

                                     Живая елка. Текст песни «Маленькой Елочке холодно зимой».

                   

Самодельные снежки, коробка под снежки.

                   

Игрушка Дед Мороз, текст песни «Ой, зайчата как замерзли».

Провожу наблюдение за елкой в стихотворной форме.

Говорю: «Ребята, мы с вами уже нарядили елку у нас в группе. А давайте посмотрим, какая елка растет у нас на участке».

Я вам сейчас прочитаю стихотворение о елке, а вы слушайте меня внимательно. Стойте спокойно, не толкайтесь, не мешайте друг другу слушать стихотворение и наблюдать за елкой.

Читаю стихотворение  о елке.

Использую прием – вопросы к детям.

«Посмотрите, ребята, какой ствол у елки. Потрогайте, он гладкий или шершавый?» (шершавый).

«А наша елка высокая или низкая? Попробуйте дотянуться до макушки. Получается у вас достать макушку?» (Нет) «Значит, наша елка высокая».

«Посмотрите, ребята, а у нашей елки какие иголки? Потрогайте». (Достаю из мешочка и даю детям потрогать иголки, заранее мною подготовленные). (Иголки зеленые, колючие).

«А в стихотворении говориться, что Красивые иголки
У новогодней ёлки.

А у нашей елки красивые иголки?» (Да, красивые!)

«А  наша елка пушистая?» (Да, пушистая).

«А что значит От снега серебристая?»

Выслушиваю ответы детей, затем объясняю детям: «Зимой на елку падает снег. Он блестит на солнце. Елка очень красивая в снегу».

Провожу с детьми  мало - подвижную игру «Хоровод вокруг Елочки» с исполнением песни «Маленькой Елочке холодно зимой».

Перед началом игры я объясняю детям: «Сейчас мы возьмемся за руки и встанем в хоровод вокруг елки. Мы будет ходить по кругу в одном направлении. Ходите аккуратно, не толкайтесь, не падайте. А я буду петь для нашей Елочки песню. Вы слушайте меня внимательно. Кто знает слова этой песни, может мне помогать, подпевать».

Я с детьми образую хоровод, хожу вокруг Елочки и пою песню:

Маленькой елочке
Холодно зимой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.

Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Розовых пряников,
Шишек золотых!

Бусы повесили,
Встали в хоровод.
Весело - весело
Встретим Новый год.
Весело - весело
Встретим Новый год.

Провожу с детьми д/игру «Выполни рисунок из снежков».

Ход игры

Группе детей из 3-5 человек предлагаю из самодельных снежков выложить елочку. Сначала я выкладываю елочку сама, создаю образец для детей. Затем раздаю снежки детям и прошу их повторить. Помогаю детям, которые испытывают затруднения.

Во время игры слежу за поведением детей. Напоминаю, что играть нужно рядом, не мешать друг другу, не толкаться, не отнимать друг у друга снежки, не перебивать меня и друг друга, слушать внимательно мои вопросы и мой рассказ.

Во время игры задаю вопросы детям, с которыми по итогам НОД наметила индивидуальную работу:                                               «Арсений, из чего мы выкладываем елочку?» (Из снежков).

«Даша, какого цвета снежки?» (Белого).

«Арсений, какой формы снежки?» (Шар).

Когда елочка будет готова, спрашиваю: «Посмотрите, что мы с вами выложили из снежков? На что похоже?» (На елочку).

Я говорю: «Мы выложили елочки из снежков. Снежки белого цвета, формы – шар».

Затем прошу повторить детей совместно со мной еще раз, что мы сделали.

Сначала прошу повторить Арсения и Дашу, потом остальных детей, которые не испытывают затруднений в совместном рассказывании.

Итог игры.

Хвалю детей за то, что они правильно выложили елочку из снежков.

Провожу с детьми подвижную игру «Зайчата» с исполнением песни «Ой, зайчата как замерзли».

В завершении прогулки я показываю детям игрушку Деда Мороза, которую мы рассматривали в вводной части НОД и говорю: «Ребята, давайте покажем нашей игрушке Деду Морозу, как мы умеем весело играть! Давайте с вами поиграем в зайчат. Расходитесь, друг от друга, чтобы никому не мешать, играйте аккуратно, не толкайтесь. Я буду петь песню, а вы внимательно слушайте, я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной».

Я сажаю игрушку Деда Мороза на скамейку.

Я пою песню и показываю движения одновременно.

1. Ой, зайчата как замерзли, и у всех холодный нос (Дети закрывают нос ладошками).

Ой, зайчата как замерзли и у всех холодный хвост (Дети закрывают воображаемый «хвостик» ладошками).

Припев: Чтобы зайчикам согреться, нужно всем нам поплясать (Дети подпрыгивают на месте, ручки держат у груди (как зайчики)).

Чтобы зайчикам согреться, нужно лапки потирать (Дети хлопают в ладоши: одна рука – вверх, другая – вниз).

2. Зайки лапки согревали и вот эдак и вот так (Дети скрещивают руки, чтобы ладошки касались плеч и слегка похлопывают по плечам).

По коленочкам стучали и вот эдак и вот так (Дети ладошками хлопают по коленям).

Припев.

3. Вот присели все зайчата и тихонечко сидят (Дети садятся на корточки).

Нет ли хитрой здесь лисички, во все стороны глядят (Сидя поворачивают голову влево – вправо).

Припев: Но в лесу все очень тихо, зайки прыгают опять

Очень любят наши зайки веселиться и играть (Дети подпрыгивают на месте, ручки держат у груди (как зайчики)).

4. Лапку в бок, лапку в бок, ножкой топ, ножкой топ (Дети сначала кладут правую руку на пояс, затем - левую. Затем топают, сначала правой ногой, затем - левой).

Покружились веселей, возле елочке своей (Дети кружатся).

Припев: Чтобы зайчикам согреться, нужно всем нам поплясать (Дети подпрыгивают на месте, ручки держат у груди (как зайчики)).

Чтобы зайчикам согреться, нужно лапки потирать (Дети хлопают в ладоши: одна рука – вверх, другая – вниз).

После проведения игры я беру в руки игрушку Деда Мороза, говорю: «Ребята, Деду Морозу очень понравилось, как вы играли!».

Подвожу детей к елке на участке. Дети встают полукругом, лицом к елке. Я стаю лицом к детям.

Дети вместе со мной берутся за руки и встают в хоровод вокруг елки, за которой мы наблюдали.

Дети выкладывают елочку из снежков на веранде.

Дети стоят врассыпную на участке в свободной зоне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексно-тематической работы по развитию связной речи в 1-ой младшей группе

ОО «Коммуникация»Тема дня: «Новогодний праздник»  Конспект комплексно-тематической работы по развитию связной речи с интеграцией образовательных областей:Составление рассказа по картин...

МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок» НОД развитие связной речи «Сочиняем сказку» Второй младшей группы Байкова Замира Худайбердиевна Восп

МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок» НОД развитие связной речи«Сочиняем сказку» Второй младшей группы...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач...

Сообщение для родительского собрания на тему: «Развитие связной речи детей во второй младшей группе»

Материал содержит краткую характеристику о развитии связной речи детей 3-4х лет, с конспектом занятия по развитию речи " Рассказывание по набору игрушек."...

Конспект занятия по развитию связной речи для дошкольников второй младшей группы "Докажем мишке, что это - яблоко".

Формирование связной речи у дошкольников второй младшей группы на основе "доказательства", сенсорного восприятия....

презентация опыта работы по теме "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей 2 младшей группы.

презентация опыта работы по теме "Театрализованная  деятельность   как  средство развития  связной речи у детей  2 младшей группы....