Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы "Светофорик" в образовательной области "Познание" Тема: "Пересказ рассказа Е.Чарушина "Воробей" с использованием мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пономаренко Татьяна Александровна
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА  Е. ЧАРУШИНА "ВОРОБЕЙ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

1.     Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога.

2.      Учить детей пересказывать рассказ на основе метода моделирования.

3.      Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

4.      Учить правильно, изменять существительное в П., Т., Д., падежах.

5.      Воспитывать интерес к учебной деятельности: произвольное внимание, умение слушать и отвечать на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza_vorobey_.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 города Ейска муниципального образования Ейский район

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «СВЕТОФОРИК» В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»

ТЕМА: "ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА  Е. ЧАРУШИНА "ВОРОБЕЙ" С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

Воспитатель: Т. А. Пономаренко

г. Ейск, 2014г.

   Программные задачи:

  1. Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога.
  2. Учить детей пересказывать рассказ на основе метода моделирования.
  3. Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.
  4. Учить правильно, изменять существительное в П., Т., Д., падежах.
  5. Воспитывать интерес к учебной деятельности: произвольное внимание, умение слушать и отвечать на вопросы.

Словарная работа:

Щебет, повалился, комод, нахохленный.

Методы и приёмы:

Вводная беседа, выразительное чтение, действия с моделями, вопросы, подсказ, чтение стихотворения, оценка детей, поощрение, использование наглядности.

Предшествующая работа:

Пересказ других произведений с использованием моделей, работа с шаблонами.

Оборудование:

Фланелеграф, модели, шаблоны, листочки, карандаши, картинки с изображением птиц, грамзапись.

Ход занятия:

-Ребята, отгадайте загадку:

              Тает снежок, ожил лужок,

                 День прибывает.

                 Когда это бывает? (весной)

-Правильно, это весна.

-Какие признаки весны вы знаете? И почему так весело становится весной? Ответы детей (чтение стихотворения И. Никитина «Полюбуйся, весна наступает!»).

                  Полюбуйся, весна наступает,

                  Журавли караваном летят,

                  В ясном золоте день утопает,

                  И ручьи по оврагам шумят...

                  Скоро гости к тебе соберутся,

                  Сколько гнёзд понавьют, - посмотри!

                  Что за звуки, за песни польются

                 День-деньской от зари до зари!

-Ребята, весной прилетают птицы и своим весёлым пением пробуждают всю природу.

-Ребята, послушайте голоса весеннего леса.

Прослушивание грамзаписи «Голоса весеннего леса».

-Ребята, а что за голоса вы услышали? (Это пели-щебетали птицы).

-Ребята, посмотрите и назовите птиц, которые изображены на картинках.

Выставление картинок с изображением птиц.

-Кто это? (ответы детей).

-Эти птицы прилетают из дальних краёв.

-А какие птицы всю зиму проводят рядом с человеком и никуда не улетают?

     (воробей, сорока, синица)

     -Угадайте, про кого я загадаю загадку.

                          Маленький мальчишка

                          В сером армячишке

                          Собирает крошки

                          Он боится кошки (воробей).

     -А как можно назвать птенца воробья? (воробышек, воробьишко, Воробейчик)

     -Ребята, а теперь послушайте рассказ про одного такого маленького воробышка и вы узнаете, что с ним приключилось.

Чтение художественного произведения Е. Чарушина «Воробей».

     -О ком этот рассказ? (о воробье, о мальчике Никите...)

     -А как Никита нашёл воробья?

     -Как выглядел воробей? (маленький, нахохленный, коротенький хвостик, неуклюжий, беспомощный, клюв жёлтый).

     Послушайте ещё раз этот фрагмент рассказа. «И видит Никита, что это маленький воробышек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик, катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно ещё не умеет». В рассказе писатель сравнивает воробья с шариком. Послушайте, как мягко и нежно это звучит - «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком. Почему? (мягкий, круглый как комочек) Покажите.

     -Почему Никита назвал птенца не настоящим? Как объяснил папа Никите?(он был маленьким)

     -Почему Никита забрал воробья домой? (воробышек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода).

     -Хорошо ли жилось воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил летать, не обижал птенчика. Он любил его).

     -Для чего Никита стал учить воробья летать? (воробей - птица, он должен уметь летать, жить на воле).

     -А как, он учил его летать? (Никита разговаривал с птенцом, как с человеком и показывал, как надо летать).

     -Какие трудности испытывал птенец когда летал? (пытался перелетать через маленькие предметы: стол, стул..., трудно через забор, дом)

     -Вам понравился Никита? А чем понравился? (он взял птенца не просто ради забавы, он заботился, кормил, поил, учил летать, он заменил ему маму и всё же научил его летать, наш воробей теперь никогда не пропадёт).

     -Молодцы, правильно отвечали на вопросы. А сейчас послушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить.

Повторное чтение с временными пространственными моделями.

     -Ребята, а сейчас вы будете самостоятельно пересказывать рассказ, (дети пересказывают рассказ, используя модели).

     -Молодцы, подробно пересказали рассказ.

Физкультминутка.

  1. О чём поют воробушки (шагаем на месте)

 В последний день зимы? (руки в стороны - на пояс)

 -Мы выжили! (хлопаем в ладоши)

 -Мы дожили! (прыжки на месте)

 -Мы живы! Живы мы! (шагаем на месте)

  1. Вот летит большая птица,

           Плавно кружит над рекой (движения руками, имитирующие махи     крыльями)

           Наконец, она садится

           На корягу над водой (садятся в глубокий присед).                                                                                Ребята, а вы любите отгадывать загадки (да).

-Я буду загадывать загадки, а вы должны угадать о какой из птиц идёт речь.

  1. Я по дереву стучу,

          Червячка добыть хочу,

          Хоть и скрылся под корой

        - Всё равно он будет мой! (дятел).

  1. Спереди шильце,

      Сзади - вильце,

      Сверху - чёрное суконце,

      Снизу - белое полотенце (ласточка).

  1. Красногрудый, чернокрылый,

     Любит зёрнышки клевать

     С первым снегом на рябине

     Он появится опять (снегирь).

  1. Кто на ёлке на суку

      Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?» (кукушка).

  1. Белый бок, серый бок-

      Воркует нежно (голубок).

  1. Ты с модницей этой

      Конечно, знаком

        - Вертушке на месте

    Никак не сидится

  - Всё хвастает синим

    Своим сюртуком

    И шапочкой синей гордится (синица).

Отгадав загадку, ребёнок должен объяснить ответ (почему он так считает).

Д/и «У гнезда».

-Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «У гнезда». Вам нужно правильно закончить предложение, словом гнездо. Например:

    Птица прилетела к чему? (к гнезду).

    Птица сидит где? (в гнезде).

    Птица летит над чем? (над гнездом).

    Птица подлетает к чему? (к гнезду).

    Птица вылетела из (гнезда).

-Вам понравилась игра? (да).

-Ребята, давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Пять воробьев».

    Пять воробьёв на заборе сидело,

    Один улетел, а другие запели.

          И пели, пока не сморила усталость,

          Один улетел, их трое осталось.

          Сидели втроём и немного скучали,

          Один улетел, а двое осталось.

«Птички».

          Птички летели, крыльями махали

          На деревья сели, вместе отдыхали.

-Ребята, давайте пройдём к столу, перед вами лежат шаблоны птиц. Мы с вами сейчас обведём шаблон и полностью заштрихуем готовую форму. А теперь приступайте к работе.

-Все справились с заданием? Молодцы!

-Давайте, все ваши работы разложим на столике и посмотрим, какие же получились воробышки.

-Ой, какие красивые воробышки у вас получились, как в нашем рассказе. Молодцы! Я думаю, что если вы увидите беспомощную птичку, вы не пройдёте мимо, а возьмёте и поможете ей выжить, как это сделал Никита. Сегодня, вы правильно пересказывали рассказ: подробно и интересно, придумывали предложения, отгадывали загадки, красиво рисовали. Молодцы ребята! Наше занятие подошло к концу.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект НОД с детьми старшего возраста по образовательной области "Познание" на тему "Обитатели леса"

Это занятие помогает закрепить знания детей о диких животных, представления о внешнем виде животных, их образе жизни и жилищах, об их питании и детенышах. В ходе занятия у детей развивается умение ана...

Конспект НООД с детьми старшей логопедической группы в образовательной области «Познание» Тема: "Зимние гости" с использованием ИКТ

обобщить знания детей о зимующих птицах, выделив их отличительные общие признаки, поведение и условия  жизни.   воспитывать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема: «Исследуем свойства воздуха»Цели:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдв...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приемов мнемотехники

Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:•                    закрепить и расширить словар...