Проект коррекционной /логопедической/ программы, Перспективный план работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи «Звуковичок.
презентация к занятию по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Чеботаева Марина Львовна

 

Перспективный план работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи

«Звуковичок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_po_ffn.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект коррекционной /логопедической/ программы в ДОУ № 40

   На современном этапе, в связи с проблемами ухудшения показателей речевого развития и  состояния здоровья детей дошкольного возраста в целом, остро встает вопрос о применении здоровьесберегающих, образовательных технологий в дошкольных учреждениях и всего того, что может помочь в ее решении.

Необходимость преодоления несовершенств детской речи.

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Хорошее знание русского языка ребенку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем – школы.

Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению  И.П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».

Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А.И.Сорокина).

Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот почему в основную задачу детского сада обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных ее недочетов (картавости, шепелявости, общего речевого недоразвития). Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

На начало 2012/2013 учебного года в нашем  ДОУ у двадцати одного ребенка было диагностировано  ОНР-III уровня и у семерых детей ФФН.

У 1/3  этих детей выявлен низкий уровень сформированности речевых умений и предпосылок к учебной  деятельности, а у троих детей выявлены  недостатки психофизического развития.

Главная проблема низкого уровня показателя развития заключена в серьезных нарушениях звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи у детей. О проблемах, имеющихся у детей,  зафиксировано  и в медицинских картах.

У 95% детей с отклонениями в речевом развитии,  в анамнезе отмечается ПЭП ц.н.с., у 1% детей она сочетается с неврологической симптоматикой  и еще у 3% детей констатируется синдром двигательных расстройств.

У 90% детей проявляются функциональные нарушения периферического отдела артикуляционного аппарата в разной степени ( это: нарушение строения зубно-челюстного ряда, приращение языка, др. дефекты);  так и нарушение его мышечного тонуса: ( недостаточность усвоения объема выполняемых движений, их последовательность и переключаемость;  в нарушении тонуса лицевых мышц и нарушенной  функции дыхания)  , что приводит к серьезным нарушениям звукопроизношения. У 10 детей нарушено более 20 звуков;  у 17-и из них  в диагнозе стоит стертая форма дизартрии.

По заключениям ПМПК этим детям рекомендовано коррекционное обучение Y вида.

 У них отмечается большая разница между активным и пассивным словарем. Низкий уровень сформированности предметного словаря («выпадают» из речи части предмета, обобщающие или абстрактные понятия), не сформирован словарь признаков: отсутствие в речи относительных, качественных, притяжательных прилагательных; отсутствие приставочных глаголов; предлогов, союзов, наречий. Неправильно употребляются названия детенышей животных, названия профессий людей.  Больше половины детей допускают грубые ошибки в употреблении множественного числа существительных, с трудом образуют уменьшительно-ласкательные формы слов. Фраза у детей неполная, наблюдается сильнейший аграмматизм;  отсутствуют средства внутрифразовой связи (примыкание, управление, согласование, союзы, предлоги и т.д.). Употребление и изменение падежных окончаний существительных отсутствует в речи. Поэтому в пересказах и составлении рассказов по картинкам дети пользуются повторными наводящими вопросами, не могут полностью передать содержание текста. Отсутствует логическая завершенность и последовательность изложения.

У некоторых детей имеет место нарушение голосообразования: у большинства детей голос тихий, напряженный, а у 3-их, наоборот:  громкий, пронзительный. Речь смазанная, нечеткая, невнятная, с преобладанием тахилалии. Окружающие не понимают таких детей.

У большинства детей с нарушенной речью низкий уровень развития пространственных и временных ориентировок, а также недостаточный уровень развития математического мышления.

Наряду со всеми перечисленными недостатками  усиливается картина психического недоразвития. У большинства  детей понижена работоспособность; они легко истощаемы, у них слабая память, снижено внимание, они легко «соскальзывают» с рассматриваемого вопроса на быстро возникающие побочные ассоциации. Эти трудности усугубляются  слабостью  осмысления материала, недопониманием логики событий, нарушением временных связей, причинно-следственных зависимостей, быстрой истощаемостью мотивов речи, слабостью замыкательной функции между 1-ой и 2-ой сигнальными системами, нарушением эмоционально-волевой сферы, дефицитом любознательности и т.д.

Так, в непосредственно-образовательной деятельности одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.

 Отклонение от нормы у таких детей проявляется и в игровой, бытовой и прочей деятельности. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.

 Имеющиеся у детей отклонения речевого и психофизического развития  приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов  коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредования, в частности – вербализации,  искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта,  изменениям в становлении личности.

Перед педагогическим коллективом ДОУ возникла  острая потребность в разработке системы действенных средств коррекционной направленности на преодоление речевой, психофизической недостаточности развития и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.

 Это было определено тем, что дети, с нарушениями речевого развития, испытывают затруднения при прохождении общей программы;  не в полном объеме могут  усваивать  программный материал  М.А.Васильевой. Следующим шагом в этом направлении было повышение педагогического мастерства воспитателей, работающих в группе с такими детьми и привлечение внимания  родителей к речевым  проблемам своих детей, в оказании им помощи.

  Благодаря такой слаженной работе всех структур и звеньев нашего коллектива мы написали свою программу работы с детьми с диагнозом ФФН.  Разработали перспективное  планирование,  создав комплекс мероприятий по преодолению у детей общего недоразвития речи и коррекции психофизического развития и совершенства личности с учетом подготовки детей к обучению в школе.

 Специалисты  ДОУ вносят системный подход в организацию педагогического процесса (новыми разработками планирования, более совершенными методами и формами работы, постоянно совершенствуясь в применении новых технологий),  используя фронтальные, подгрупповые  индивидуальные коррекционные задания в вечернее или утреннее время  и домашние задания  родителям, что позволяет в комплексе расширять, закреплять и развивать ребенка, помогать подняться ему на следующую ступень развития, а также,  применяя более разнообразные методы и формы работы с родителями, самыми заинтересованными участниками образовательного процесса. Применяем следующие формы работы:

общие родительские собрания;

экспресс-исследование;

анкета (опросник) для родителей;

беседы (консультации);

мастер-класс;

папки-передвижки;

информационные листы;

аудио и видеозаписи детей в разных видах деятельности (в которых отражена речевая деятельность детей);

фотовыставки (с участием родителей и педагогов);

Дни открытых дверей;

участие в городских праздниках и конкурсах;

участие родителей в подготовке к концертам и т.д.;

праздники («День семьи», « День рождения»), игротека, конкурсы, театральная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых.

    Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы  М.А.Васильевой,  которая для нашего  ДОУ  остается приоритетной.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

  Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

  Цель коррекционной программы: корректировать речевой дефект, получить возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении; предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевыми нарушениями.

  Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. Коррекционная работа для детей с ОНР в соответствии с ФГТ направлена на создание системы подготовки детей к обучению в школе.

            В связи с этим  коррекционная направленность в работе с детьми общего недоразвития речи решает следующие образовательные задачи:

  1. Совершенствовать речь детей в процессе коррекционной деятельности, развивать коммуникативную функцию речи.
  2. Подготовить артикуляционный аппарат к правильному звукопроизношению (формирование артикуляционных навыков).
  3. Формировать фонематический строй речи.
  4. Совершенствовать грамматический и лексический строй речи.
  5. Заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения.
  6. Развивать навыки связной речи.
  7. Развивать зрительное внимание, память, совершенствовать словесно-логическое мышление.
  8. Развивать выразительность речи, мимику, навыки общения.
  9. Развивать мелкую моторику рук.  

Исходя из этого, коррекционная направленность программы способствует развитию познавательных способностей, развитию необходимых умений и навыков для успешного обучения детей в школе.

   Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

    Ещё одним механизмом  реализации коррекционной работы – является  социальное  партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодейcтвие  образовательного учреждения с внешними ресурсами (Диагностический Центр).            

Социальное партнёрство включает:

- сотрудничество ДОУ с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, здоровьесбережения детей с ОВЗ;

- сотрудничество ДОУ с родительской общественностью.

 

Взаимодействие педагогов – специалистов коррекционного сопровождения – стратегическое направление деятельности ДОУ.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (по данным отечественных и зарубежных ученых).

Взаимодействие педагогов и медицинского персонала в воспитании и обучении дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на реабилитацию и социальную интеграцию воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Взаимодействие специалистов позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.

Перспективный план работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи

«Звуковичок»


Сентябрь

1 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового внимания

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц. гимнастика (статические упражнения)

«Улыбка» («Заборчик»)

«Домик»

Игра «Надули губки»

Игра «Угадай, где постучали?»

Пальчиковая гимнастика

«Фонарики»

Чистоговорки

Та-та-та – хвост пушистый у кота.

Бы-бы-бы – в лесу растут грибы.

У Кати кукла Ната, у Наты кукла Катя.

Месяц, неделя

Направление работы

Цели коррекц. воздейств.

Вид деятельности

2 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

«Улыбка» («Заборчик»)

«Хоботок» («Трубочка»)

Игра «Дует ветер» (на звук «у- у…»).

Игра «Дружные ребята» (закрепление глагольных понятий и согласованное  выполнение  действий со словами).

Чистоговорка

«У Кати кукла Ната, у Наты кукла Катя.

Катаю куклу Лялю в новом одеяле»

3 неделя

Совершенствование речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Развитие слухового внимания

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

«Лопатка»

«Трубочка» (язычком)

«Хоботок»

«Улыбка»

«Домик»

 (чередование выше указанных  упражнений, 2-3 раза)

Игра «Подними руку» (Из всех произносимых, тихих и громких звуков, ребенок поднимает руку только на громкий звук.)

Пальчиковая гимнастика

«Заготавливаем капусту»

Скороговорка

«У бабы бобы, у деда дубы»

«Скажи наоборот» (У деда дубы, у бабы бобы)

«4 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания

Развитие внимания, памяти, мышления.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

«Любопытный язычок»

«Лягушка»

«Зайчик»

Игра «Сдуй листочек с ладошки» (красный, желтый, зеленый)

Игра «Что забыл нарисовать художник?» или «Недостающие детали»

Скороговорка

«Дед Данила делил дыню: дольку Диме, дольку Дине»

«Тома дома? – Дома Тома.

Октябрь

1 неделя

Совершенствование речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

Сказка «Зоопарк»

«Бегемотики»,

«Лягушки», «Слон»,

 «Змея», «Лошадка»

Пальчиковая гимнастика  «Моем руки», «Месим тесто»

Осенний легкий ветерок:

«У-у-у-у-у-у-у» (тихо).

Заблудились мы в лесу,

Закричали мы: «Ау!» (громко, затем тихо).

Осенние листочки на веточках висят. Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и» (повт. 2-3 раза)

Запомни!

Осень! Листья облетели.

Птицы к югу улетели.

В огородах все убрали.

Люди зонтики достали.

2 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания

Координация движений в сочетании с речью

Развитие внимания, памяти, мышления.

Артикуляц.гимнастика

«Окошко»

«Язык здоровается с подбородком»

«Язык здоровается с верхней губой»

Игры на поддувание

«Подуй на полоску (на шарик, на ватку, на карандаш)

Игра «Петушок»

Игра «Найдите подходящие заплатки к каждому коврику»

3 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

«Улыбка»

«Хоботок»

Сказка «Зоопарк»

«Обезьянка» «Бульдог»

«Прятки»«Хомяк»

Пальчиковая гимнастика  «Месим тесто»

Скороговорки (Слушай и все запоминай!)

Дудку дал Додону дед,

Дед, которому сто лет.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа

4 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Гимнастика для губ, щек

Развитие мелкой моторики рук

Развитие фонематического слуха

Координация движений в сочетании с речью

Развитие внимания, памяти, мышления

«Толстячки – Худышки»

«Шарики» «Самовар»

Пальчиковая гимнастика  «Печем блины»

Игра «Барабанщик» (воспроизведение ритма с прохлопыванием в ладоши)

- Внимательно послушай и точно повтори: хх; Ххх; хх-хх; хХх; ххХ; ххХххх.

Игра «Гусь гуляет по дорожке…»

Игра «Найди такой же»

Ноябрь

1 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек

Развитие речевого дыхания

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

Сказка «Зоопарк» (продол.)

«Расческа» «Часики»

«Шарики»

«Шлепаем губами»

(па-па-па…

«У быка губа тупа, па-па-па»

Пальчиковая гимнастика  «Флажки»

«Запомни и четко проговори скороговорки»

-От топота копыт пыль по полю летит.

-Костя ходит в гости.

В гости ходит Костя.

-Тут и там топает гиппопотам.

За гиппопотамом по пятам

Топает гиппопотам.

Топает гиппопотам тут и там.

2 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания

Развитие силы голоса (на укрепление дыхания)

Координация  движений в  сочетании с  речью

Развитие внимания, памяти, мышления.

«Домик» «Улыбка» «Кружок»

«Покусаем язык» (вначале середину, затем боковые края)

«Чистим зубы снаружи»

«Загоним мяч в ворота»

«Поезд»

Игры «Часики», «Ходят в нашей речке раки»

Игра «Найдите ключик к замочку»

3 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие фонематического слуха

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

«Домик» «Улыбка»

«Лопаточка»

«Дуем на лопаточку»

Пальчиковая гимнастика  «Шарик»

«Внимательно слушай и запоминай скороговорки»

Фаня в гостях у Вани.  

(У Вани в гостях Фаня.)

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Булку, баранку, батон и буханку

Пекарь испек спозаранку.

Кукушка купила ушат,

Решила купать кукушат.

4неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания

Координация движений в сочетании с речью      

Развитие внимания, памяти, мышления.

Артикуляц.гимнастика

«Горка»

 «Ветерок дует с горки»

(длительно произносить с-с-с-с… - на выдохе)

«Мостик проложим – Мостик уберем»

«Чистим нижние зубки»

(с внутренней стороны)

Игра «Буратино»

Игра «Чего не хватает?»

Декабрь

1 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики языка

Развитие фонематического слуха

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

Сказка «Веселая прогулка язычка»

«Домик» «Ежик, цветы»

«Футбол» «Качели» «Индюк»

Игра «Слушай звуки, запоминай и точно повторяй»

Пальчиковая гимнастика  «Ежик» «Собака»

«Запомни и четко проговори скороговорки»

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

(В сетях сом с усами у Сони и Сани.)

У маленького Сани сани едут сами.

(Сани едут сами у маленького Сани.)

Топают гуськом гусак за гусаком.

Смотрит свысока гусак на гусака.

2 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания.

Координация  движений в  сочетании с  речью.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Артикуляц.гимнастика

Сказка «Веселая прогулка язычка», продолж.

«Месим тесто» «Блинчики»

«Вкусное варенье»

Игра «Чья снежинка дальше улетит»

Мы шагаем   – 2 раза

Выше ноги поднимаем.

Через камушки и кочки, Через ямки и пенечки;

Раз, два, три, четыре

Мы в лесу, а не в квартире...

Игра «Найдите отличия в предметах»

3 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

Сказка «Веселая прогулка язычка», упражнения:

«Чашка» «Чистим зубки»

«Снеговики радуются снегу и морозу»

«Грустные снеговики весной»

Пальчиковая гимнастика  «Пальчик – мальчик», «Цепочка»

«Запомни и четко проговори скороговорки»

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

У зайки Бубы заболели зубы.

(Заболели зубы у зайки Бубы.)

Зоя везла на возу

Козленка, козла и козу.

4 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания, памяти, мышления.

Артикуляц.гимнастика

«Домик» «Улыбка» «Лопатка» «Горка» «Катушка» «Блинчик»

«Чашечка» «Вкусное варенье»

Игра «Угадай, кто это?» (заяц, медведь, лиса; по сказке «Колобок»)

 

Игра «Найди одинаковые»

(снежинки)

Январь

1 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

«Ступеньки» (чередов. движений язычка:

на верхн. губку;

на верхн. зубки;

за зубки)

«Катушка» «Блинчик»

«Вкусное варенье»

Игра «Подуй на снежинку»

Пальчиковая гимнастика  «Лыжник», «Мы во двор пошли гулять»…

«Запомни и четко проговори скороговорки»

У Зины болит зуб,

Она не может есть суп.

Идет козел с косой козой,

Идет козел с босой козой.

Идет коза с косым козлом,

Идет коза с босым козлом.

В грязи у Олега

Увязла телега.

Сидеть тут Олегу

До самого снегу.

2 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Гимнастика для губ, щек

Развитие мелкой моторики рук

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания, памяти, мышления

Игра «Экскаватор роет котлован» («оскал»- «трубочка» - «воронка»)

«Кувшины с узким и широким горлышком»

«Самовар»

Пальчиковая гимнастика  «Дом»

Игра «Будь внимателен!»

Игра «Что сначала, что потом?»

3 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания

Координация  движений в  сочетании с  речью

Формирование навыков правильного звукопроизношения

Артикуляц.гимнастика

«Фокус» «Не разбей чашечку» «Чистим верхн.зубы» ( с внутр.стор.)

«Маляр»

Игра «Чей шарик выше улетит»

Игра «Топотушки»

«Запомни и четко проговори скороговорки»

Две разноцветные курицы

Бегают на улице.

Зацепила из криницы краса-девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы

Попросил воды напиться.

Скворцы и синицы – веселые птицы.

4 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Гимнастика для губ, щек

Развитие мелкой моторики

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания, памяти, мышления

Игра «Наш малыш»

«Малыш сосет соску»

«Малыш отказывается пить горячее молоко»

«Малыш захотел кушать»

«Прощание»

«Толстячки – худышки»

Пальчиковая гимнастика  «Стул», «Стол»

«Ножницы», «Вилка»

Игра «Эхо»

Игра «Кто больше назовет»

Февраль

1 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Развитие речевого дыхания

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

«Барабанщик» «Лошадка»

«Кучер» «Грибок»

Игры: «Надуваем мыльные пузыри»

«Веселый Буратино»

Игра «Кто дальше докатит снежный ком (ватный шарик)»

Пальчиковая гимнастика  «Сарай», «Ворота»

Шапка да шубка –

Вот он наш Мишутка.

Маша под душем моет шею и уши.

На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапой кошка.

Ждут воробьи у кормушки кормежки,

Принес им Маркушка в кармане морошки.

2 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания и голоса

Координация  движений в  сочетании с  речью.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Артикуляц.гимнастика

«Моем окна»

 «Красим крыльцо»

«Красим потолок»

«Ковш экскаватора»

«Укладываем полы»

Игры: «Ветер срывает оконную занавеску»

«Приколачиваем оконные рамы» (произносить звуки: т-т-т; д-д-д…)

«Шагаем по этажам»

«Тук – тук, что за гром?

Муха строит новый дом…»

Игра на пространственную ориентировку «Что где находится»

3 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

«Парус» «Иголочка»

«Маятник» «Змейка»

«Индюшонок»

 «Индюки «болбочут»» (индюк из города идет, индюшку за собой ведет: бл-бл-бл…)

«Клювы домашних птиц» (петуха, селезня)

Пальчиковая гимнастика  «Улитка» «Пчела» «Лягушка»

Речевые потешки.

«Курица, цыплята» «Утка»

Речевая зарядка

«Цыпленок»

«Запомни и четко проговори скороговорки»

Кукушка кукушонку купила  капюшон.

Надел кукушонок капюшон

Как в капюшоне он смешон.

Саша шапкой шишки сшиб,

Получил на лбу ушиб.

4 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие внимания, памяти, мышления.

Развитие мелкой моторики рук.

Артикуляц.гимнастика

«Домаш.животные»

«Корова и теленок жуют»

«Котенок зевает»

«Бульдог сердится»

«Собака сердится»

«Фырканье лошади»

«Кошка лакает молоко»

Звукоподражание животным (корова – теленок; кошка – котенок; теленок – котенок)

«Отгадай загадки» (о животных)

«Найди отличия в картинках»

Пальчиковая гимнастика «Кошечка» «Коза»

Март

1 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Координация  движений в  сочетании с  речью

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

Сказка «Приключения язычка»

«Лягушка и слоник»

 «Качели»

 «Киска сердится»

«Зайчик»

«Сердитый волк»

«Медвежата в чаще жили»

«Запомни и четко проговори скороговорки»

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком.

Стриж со стрижихой и стрижонком.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

У крошки матрешки

Пропали сережки.

Сережки Сережка

Нашел на дорожке.

2 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Гимнастика для язычка

Развитие речевого дыхания

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания, памяти, мышления

Артикуляц.гимнастика

«Мама испекла блинчики»

«Мама испекла пирожки с разной начинкой»

«Дразнилки»

«Чашечка для сока, для кофе»

Игры «Пьем коктейль через трубочку»

«Дуем на горячий чай»

Игра «Пыхтящий чайник»

(пых – пах – пох;

пых – пих – пых -  пих)

 Игра на формирование логического мышления

«Найди пары похожих картинок» (кн.» Радуга-дуга» стр.24

3 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

 Сказка «Приключения язычка» (продолж.)

«Парус» «Пароход»

«Дом» «Маляр»

«Красим крыльцо»

«Красим потолок»

Пальчиковая гимнастика

«Домик»  «Птичка летит» «Цветок»

«Запомни и четко проговори скороговорки»

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

(Жил журавль Жура на крыше у Шуры.)

Хорош пирожок – внутри творожок!

У ежа – ежата,

У ужа – ужата,

Ужата – у ужа,

Ежата – у ежа.

В живом уголке

Жили ежи да ужи.

4 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания, памяти, мышления.

Веселые игры для язычка

«Лесные жители»

 «Белочка собирает грибы»

«Белочка цокает»

«Ежик фыркает»

«Мишка слизывает мед»(с прочтением стихотворения:

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет…)

Игра с вертушками:

 «Дует легкий ветерок

Ребят на улицу зовет»

Игры: «Кто как голос подает» (пых-пых-пых: ежик пыхтит;

У-у-у-у: волк воет;

Цок-цок-цок: белочка цокает;

Ры-ры-ры: медведь рычит)

«Разговор лисы и зайца»

«-Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, -Зайка, где ты был?»

 - «В -лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

Игра «Найди, кто спрятался?» (узнавание животных: лисы, зайца в наложенных изображениях)

Апрель

1 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Координация движений в   сочетании с  речью

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

Сказка «Приключения язычка» (окончание)

«Дятел» «Комарик»

«Гармошка» «Заведи мотор»

Игра «Капли звонко капали»

«Запомни и четко проговори скороговорки»

Течет речка, печет печка.

- Расскажите про покупки.

- Про какие про покупки?

-Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

На дворе – трава,

На траве – дрова.

2 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания

Развитие мелкой моторики рук

Развитие внимания, памяти, мышления.

Игры артикуляционной гимнастики

«Весеннее пробуждение»

«Медведь проснулся после зимней спячки»

«Исхудавшие за зиму зверята»

«На реке трескается лед, плывут льдины»

«Сосулька тает»

«Капель стучит по крыше» (тдд-тдд-тдд)

«Диалог Зимы и Весны»

(проговаривание фраз на одном выдохе)

Пальчиковая гимнастика  «Лодочка», «Пароход»

Отгадай загадку, продолжи ряд (различные виды транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный)

3 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Игра «Веселая прогулка Язычка» (рассказывание сказки словами по картинкам, а затем выполнение этих упражнений)

Пальчиковая гимнастика  «Деревья», «Корни»

Под деревом тетерев тетерева встретил:

- Тетерев, тетерев, как твои тетеревята?

Тетерев тетереву в ответ:

-Мои тетеревята – здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет.

4 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Гимнастика для губ, щек

Развитие речевого дыхания

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания, памяти, мышления

Игра «Птицы на крыльях весну принесли»

«Клювы разных птиц»

«Аист»

«Голодные птенчики»

«Птенчики глотают пищу»

«Мама-птица прогоняет от птенцов куницу»

«Птенчики ждут пищу» (регулировать свободное дыхание)

«Очень вкусная пища»

(с произношением звука а на выдохе)

Игра:«Птицы поют. Запомни, повтори»

Удод: «Уп-уп-уп-уп»

Щегол: «Пить-пиль-пить»

Снегирь: «Фью- фью-фью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг»

Игра: «Произнеси названия птиц на одном выдохе»: сова, снегирь, синица, чиж;

аист, грач, соловей, дрозд и т.д. (с использованием наглядности и без).

Игра «Где сидит птица?» (определение местонахождения с использованием предлогов: на, в, около, у за, под, перед, между, т.д.)

Май

1неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Упражнения на повторение

«На картинку посмотри, упражнение покажи»

Пальчиковая гимнастика  «Птенчики в гнезде», «За работу»

«Запомни и четко проговори скороговорки»

Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали,

Да не вылавировали.

2 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Гимнастика для губ, щек

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания, памяти, мышления

Координация  движений в  сочетании с  речью

Игра «Мы едем- едем!»

«Пыхтит паровоз»

«Лодочка»

«Лодочка качается на волнах»

«Гребем веслом»

«Гудит пароход»

«Самосвал высыпает груз»

«Прокололась шина у машины»

«Насос»

«Машины едут по мокрой мостовой»

«Гудит поезд»

Игра «Повтори, произнеси все звуки»

(«ш-ш-ш; с-с-с; ша-шу-ши-шо; ту-ту-ту»)

Игра на развитие наглядно-образного мышления «Собери картинку из частей» (по теме «Транспорт»)

«На лошадке ехали …»

3 неделя

Совершенствование  речевого развития

Развитие артикуляционной моторики.

Гимнастика для губ, щек.

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Артикуляц.гимнастика

Упражнения на повторение

(по картинкам, на звуки: ш, ж, ч, щ, л, р)

Пальчиковая гимнастика  «В гости»

Итоговая сказка «Давай дружить!»

«Запомни и четко проговори скороговорки»

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Потеряла Маргарита

Маргаритки во дворе.

Был баран белорыл,

Всех баранов перебелорылил.

4 неделя

Коррекционно-развивающий блок

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания, памяти, мышления.

Игра «Теремок»

«Лягушка» «Зайчик»

«Ежик» «Волк» «Медведь»

Игра «Угадай, кто это говорит?»

Воспитатель изображает по очереди волка, лису и всех остальных, а дети угадывают животных по интонации.

Игра «Это правда или нет?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей (старшая группа)

План составлен в виде таблицы. В плане указана тема занятия, навыки формирования фонематических процессов, количество занятий, лексико-грамматические категории....

Перспективный план работы развития мелкой моторики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Представлен перспективный план работы развития мелкой моторики у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)

Перспективный план работы  в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...

Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образован...

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих общее недоразвитие речи III уровня

В данном материале представлено планирование на один учебный год по формированию речевой деятельности детей с ОНР, в которое включено: лексико - грамматический строй речи и связная речь....