Логопедическая сказка на тему: « Звук «Ш», буква «Ш».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного  возраста по теме« Звук «Ш», буква  «Ш».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Цель: уточнение артикуляции звука «Ш», его акустических признаков,дифференциация «ш» - «с», языкового анализа; упражнение в образовании прилагательных от существительных, в употреблении приставочных глаголов; закрепление образа буквы ш,развитие слухового внимания, фонематического восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики,воспитание вежливому, доброму отношению к окружающим.

Материал: избушка с бабой Ягой, макеты деревьев, клубок, письма, схемы слов, колокольчик, сундук, мыльные пузыри, костюмы зверей (игрушки), музыкальное оформление,грибы со схемами слов, камешки, листочки.

ХОД  НОД.

1.Дети заходят в музыкальный зал.

Логопед:- Сегодня мы отправимся в сказку. Жили-были дед и баба. Была у них внучка Машенька. Пошла она с подругами в лес по грибы да ягоды, но отстала от них и заблудилась. Подруги кликали, аукали, не отзывалась Маша. Как быть? Что делать? Поможем  отыскать девочку?  Давайте скажем волшебные слова: «Дорога сказок раз, два, три, нас в гости к Маше приведи.» (играет музыка)

2. (Помощник забрасывает в зал клубок с письмом)

Логопед:- - Что это?  (Читаем)

- Здравствуйте, ребята. Пи-ет вам девочка Ма-а. Я гуляла с подру-ками и заблудилась. Вы-ла на опу-ку и увидела боль-ой дом, оказалось там живет Ле-ий. Он заставил меня  у него жить, звуки, буквы его учить. Но я и сама-то не все знаю. Помогите мне. Идите, куда покажет клубок.

Логопед:- -  Ребята, какую букву не знает Маша?   (Бросаем клубок, идем по направлению к избушке)

3.  (Подходим, логопед спрашивает)

Логопед:- -  Кто же здесь живет? Давайте вежливо поздороваемся и спросим, не знает ли баба Яга, где живет Леший.  (Дети спрашивают)  

Баба Яга: Фтоф, ребята, помогу, только незадаром.

                 К дому Лефему смогу указать дорогу.

                 Вы найдет свою Мафу, но а мне, старухе,

                 Расскажите, как у вас произносят звуки.

Логопед:- – Ребята, какой звук не умеет говорить Баба Яга? Давайте вспомним и расскажем, как произносить «ш».

 - Что делают наши губы? (округляются)

 - Где находится язык? ( за верхними бугорками)

 - Какой он? (в виде чашечки)

 - Где проходит воздушная струя? (по середине языка)

 - Произносим с голосом или нет? Значит он какой?  

 - Звучит он твердо или мягко?

 - Этот звук гласный или согласный?

 - Покажем Бабе Яге, как мы произносим этот звук.

 - На что похоже звучание «ш»? (листья шелестят, гусь шипит)

Баба Яга:  – ш-ш-ш. спасибо, я все поняла. Вот вам ковер-самолет. Становитесь на него и закрывайте глаза. Да не подглядывайте, а то упадете.  Летите.  ( Звучит музыка.Смена декораций: избушка уходит, появляются деревья).

4.Бежит заяц.

Заяц: – Ой, здравствуйте. Я бежал вместе с мишкой-шалунишкой, он куда-то подевался. Так вот, бежал я, а лес шумел: - аш-ош-уш. Я насторожился. (поднял свои ушки)

Логопед:- – Ребята, как лес шумел? Как зайчик насторожился?

Заяц: - Затем лес запел: - шта-што-шты. Я испугался. (присел)

Логопед:- – Как лес запел? Как зайчишка испугался?

Заяц: – Но тут листья запели: - шу-шу-шу. И я успокоился.

Логопед:- – Как листья запели?

Заяц: Со мной произошла такая история.

Вылезла из норки шишка,

На неё упала мышка.

Логопед:- Ребята, такое может быть?

Заяц: Под кустом сидели шишки,

           На сосне висели мышки.

В воздухе летала кошка,

Молоко лакала мошка.

(Дети исправляют ошибки)

Заяц: – Значит я все перепутал.

5.(Вбегает мишка)

Мишка:– Здравствуйте. Я по лесу шел и волнушку  (дети образовывают слова) (нашел). Дальше в лес (пошел). В чащу леса я (зашел). Потом к избушке (подошел). Я туда (зашел). Никого там не  (нашел). Дальше я (пошел). К дереву я (подошел). Там я сладкий мед  (нашел). По тропинке я (пошел), к вам (пришел).

Заяц: Когда мы с Мишкой шли, белка с ветки в свой домишко

                                                             Перетаскивала шишку.

                               Белка шишку уронила,

                                                            Прямо в Мишку угодила.

                                                             Застонал, заохал Мишка.

Мишка:-  На носу вскочила шишка.

Логопед:- - Давайте успокоим Мишку.

Мишка: – Шишка-то пройдет, но я все время путаю, где нужно говорить звук «ш», а где «с».

Логопед:- А давайте вместе потренируемся различать эти звуки. Я буду называть слова, а вы, если услышите «ш», топайте ногами, «с» - хлопайте в ладоши (играют).

Мишка: Хорошо. Я все понял. Мы покажем вам дорогу к Лешему. Она трудная, поэтому идем друг за другом. (Звучит музыка)

Логопед:- - По узкой дорожке; по широкой побежали; по камешкам через ручеек; перешагиваем через высокую траву; по веревочке через речку.

6. (Подошли к пеньку. На пеньке письмо. Читаем)

«Придумайте слова со звуком «ш» в начале слова, в середине, в конце.»

Логопед:- - Ребята, давайте каждый из вас придумает такие слова. Следующее желание Лешего прочтем. 

«Покажите, как пишется буква ш»

Логопед:- Но как мы ее напишем? Карандашей нет. Есть только камешки, листочки, цветочки, семена. Выложим буквы из этих предметов. Мы написали  эту букву, Леший обязательно увидит.

7. (Зазвонил колокольчик)

Мишка: – Выполнили задания Лешего, теперь пойдем на звук колокольчика.

(Идем. Колокольчик звенит 4-5 раз).

8. (Подошли к домику. Стоит сундук с очередным письмом)

Заяц: – Следующее письмо должно быть в сундуке. Давайте посмотрим.

Логопед читает. «Придумайте мне, Лешему, добрые слова от слов: ласка, послушание, смелость, красота, смех, радость, пушок»

«Выложите перед собой столько камешков, сколько звуков в словах: ах, шум, кыш, ваш,  Маша, школа.»

«Подберите шляпки к грибам»   (На шляпке картинка. На ножке схема слова)

«Выложите из кубиков название вашего детского сада»

Логопед:- - Возьмите каждый по кубику. Какая первая буква?

9. Из домика выбегает девочка Маша.

Маша:- Здравствуйте. Спасибо, что спасли меня.

10. Логопед:- -  Давайте расскажем Маше, какие задания нам пришлось выполнить, чтобы найти её.

  Маша:  - Чтобы вернуться домой, нужно подуть в мыльные пузыри. (Достает из сундука и раздает детям. Звучит музыка.)

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедическая сказка16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме: « Звук «Ш», буква  «Ш».

Автор: Пономарёва Татьяна Ивановна, учитель-логопед ,МКДОУ Детский сад №10 «Ивушка»,Волгоградская обл., г.Фролово.

Описание: предлагая вашему вниманию  логопедическую сказку для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста по теме «Звук «Ш», буква «Ш». Данный материал будет полезен воспитателям логопедической группы и логопедам. Этот конспект познавательного занятия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного  возраста по теме« Звук «Ш», буква  «Ш».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Цель: уточнение артикуляции звука «Ш», его акустических признаков.

Речевые :дифференциация «ш» - «с», языкового анализа; упражнение в образовании прилагательных от существительных, в употреблении приставочных глаголов; закрепление образа буквы ш.

Развивающие: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики.

Воспитательные: воспитание вежливому, доброму отношению к окружающим.

Демонстрационный материал: избушка с бабой Ягой, макеты деревьев, клубок, письма, схемы слов, колокольчик, сундук, мыльные пузыри, костюмы зверей (игрушки), музыкальное оформление.

Раздаточный материал: грибы со схемами слов, камешки, листочки.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог.

ХОД  НОД.

1.Дети заходят в музыкальный зал.

Логопед:- Сегодня мы отправимся в сказку. Жили-были дед и баба. Была у них внучка Машенька. Пошла она с подругами в лес по грибы да ягоды, но отстала от них и заблудилась. Подруги кликали, аукали, не отзывалась Маша. Как быть? Что делать? Поможем  отыскать девочку?  Давайте скажем волшебные слова: «Дорога сказок раз, два, три, нас в гости к Маше приведи.» (играет музыка)

2. (Помощник забрасывает в зал клубок с письмом)

Логопед:- - Что это?  (Читаем)

- Здравствуйте, ребята. Пи-ет вам девочка Ма-а. Я гуляла с подру-ками и заблудилась. Вы-ла на опу-ку и увидела боль-ой дом, оказалось там живет Ле-ий. Он заставил меня  у него жить, звуки, буквы его учить. Но я и сама-то не все знаю. Помогите мне. Идите, куда покажет клубок.

Логопед:- -  Ребята, какую букву не знает Маша?   (Бросаем клубок, идем по направлению к избушке)

3.  (Подходим, логопед спрашивает)

Логопед:- -  Кто же здесь живет? Давайте вежливо поздороваемся и спросим, не знает ли баба Яга, где живет Леший.  (Дети спрашивают)  

Баба Яга: Фтоф, ребята, помогу, только незадаром.

                 К дому Лефему смогу указать дорогу.

                 Вы найдет свою Мафу, но а мне, старухе,

                 Расскажите, как у вас произносят звуки.

Логопед:- – Ребята, какой звук не умеет говорить Баба Яга? Давайте вспомним и расскажем, как произносить «ш».

 - Что делают наши губы? (округляются)

 - Где находится язык? ( за верхними бугорками)

 - Какой он? (в виде чашечки)

 - Где проходит воздушная струя? (по середине языка)

 - Произносим с голосом или нет? Значит он какой?  

 - Звучит он твердо или мягко?

 - Этот звук гласный или согласный?

 - Покажем Бабе Яге, как мы произносим этот звук.

 - На что похоже звучание «ш»? (листья шелестят, гусь шипит)

Баба Яга:  – ш-ш-ш. спасибо, я все поняла. Вот вам ковер-самолет. Становитесь на него и закрывайте глаза. Да не подглядывайте, а то упадете.  Летите.  ( Звучит музыка.Смена декораций: избушка уходит, появляются деревья).

4.Бежит заяц.

Заяц: – Ой, здравствуйте. Я бежал вместе с мишкой-шалунишкой, он куда-то подевался. Так вот, бежал я, а лес шумел: - аш-ош-уш. Я насторожился. (поднял свои ушки)

Логопед:- – Ребята, как лес шумел? Как зайчик насторожился?

Заяц: - Затем лес запел: - шта-што-шты. Я испугался. (присел)

Логопед:- – Как лес запел? Как зайчишка испугался?

Заяц: – Но тут листья запели: - шу-шу-шу. И я успокоился.

Логопед:- – Как листья запели?

Заяц: Со мной произошла такая история.

Вылезла из норки шишка,

На неё упала мышка.

Логопед:- Ребята, такое может быть?

Заяц: Под кустом сидели шишки,

           На сосне висели мышки.

В воздухе летала кошка,

Молоко лакала мошка.

(Дети исправляют ошибки)

Заяц: – Значит я все перепутал.

5.(Вбегает мишка)

Мишка:– Здравствуйте. Я по лесу шел и волнушку  (дети образовывают слова) (нашел). Дальше в лес (пошел). В чащу леса я (зашел). Потом к избушке (подошел). Я туда (зашел). Никого там не  (нашел). Дальше я (пошел). К дереву я (подошел). Там я сладкий мед  (нашел). По тропинке я (пошел), к вам (пришел).

Заяц: Когда мы с Мишкой шли, белка с ветки в свой домишко

                                                             Перетаскивала шишку.

                               Белка шишку уронила,

                                                            Прямо в Мишку угодила.

                                                             Застонал, заохал Мишка.

Мишка:-  На носу вскочила шишка.

Логопед:- - Давайте успокоим Мишку.

Мишка: – Шишка-то пройдет, но я все время путаю, где нужно говорить звук «ш», а где «с».

Логопед:- А давайте вместе потренируемся различать эти звуки. Я буду называть слова, а вы, если услышите «ш», топайте ногами, «с» - хлопайте в ладоши (играют).

Мишка: Хорошо. Я все понял. Мы покажем вам дорогу к Лешему. Она трудная, поэтому идем друг за другом. (Звучит музыка)

Логопед:- - По узкой дорожке; по широкой побежали; по камешкам через ручеек; перешагиваем через высокую траву; по веревочке через речку.

6. (Подошли к пеньку. На пеньке письмо. Читаем)

«Придумайте слова со звуком «ш» в начале слова, в середине, в конце.»

Логопед:- - Ребята, давайте каждый из вас придумает такие слова. Следующее желание Лешего прочтем.  

«Покажите, как пишется буква ш»

Логопед:- Но как мы ее напишем? Карандашей нет. Есть только камешки, листочки, цветочки, семена. Выложим буквы из этих предметов. Мы написали  эту букву, Леший обязательно увидит.

7. (Зазвонил колокольчик)

Мишка: – Выполнили задания Лешего, теперь пойдем на звук колокольчика.

(Идем. Колокольчик звенит 4-5 раз).

8. (Подошли к домику. Стоит сундук с очередным письмом)

Заяц: – Следующее письмо должно быть в сундуке. Давайте посмотрим.

Логопед читает. «Придумайте мне, Лешему, добрые слова от слов: ласка, послушание, смелость, красота, смех, радость, пушок»

«Выложите перед собой столько камешков, сколько звуков в словах: ах, шум, кыш, ваш,  Маша, школа.»

«Подберите шляпки к грибам»   (На шляпке картинка. На ножке схема слова)

«Выложите из кубиков название вашего детского сада»

Логопед:- - Возьмите каждый по кубику. Какая первая буква?

9. Из домика выбегает девочка Маша.

Маша:- Здравствуйте. Спасибо, что спасли меня.

10. Логопед:- -  Давайте расскажем Маше, какие задания нам пришлось выполнить, чтобы найти её.

  Маша:  - Чтобы вернуться домой, нужно подуть в мыльные пузыри. (Достает из сундука и раздает детям. Звучит музыка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

логопедическое занятие. Дифференциация звуков и букв «С-З».

логопедическое занятие в подготовительной группе. Дифференциация звуков и букв «С-З»....

Домашние логопедические задания (гласные звуки и буквы)

Предлагается материал, который может быть использован для домашних заданий  при знакомстве с гласными звуками и буквами (а, у, о, и, ы, э)...

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Звук и буква А»

Конспект по развитию фонетико-фонематических функций. Ознакомление со звуком "А"...

Логопедическое занятие "Приключения звука и буквы [С]"

Конспект логопедического  занятия в подготовительной группе ...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.Тема: «Звук и буква Й»...