Составление рассказа из личного опыта «Наш дом»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Дятченко Елена Петровна

 

Задачи: Образовательные задачи: - обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт; - способствовать формированию развёрнутого связного высказывания; - закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

 Развивающие задачи: - развивать у детей логическое мышление и долговременную память; - развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова; - развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план; - развивать общую моторику.

 Воспитательные задачи: - развивать внимание, память; - воспитывать нравственные качества; - формировать положительную установку детей на участие в занятии, навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности.

Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов.

Ход занятия

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово (дом). Договариваривание за воспитателем окончание стихотворения: Жил – был маленький щенок – Он подрос, однако, И теперь он не щенок, А взрослая …(собака). Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…(конем). Бык – могучий великан В детстве был…(теленком). Этот важный кот Пушок Маленьким…(котенком). А отважный петушок Крохотным…(цыпленком).

Упражнение на развитие мимических мышц лица. — «Солнышко дразнится» - высовывание языка; — «Тигренок» – оскаливание зубов; — «Мы удивились» – приподнимание и опускание надбровных дуг.

Упражнения для губ, языка, нижней челюсти. «Вкусное варенье», «Футбол», «Заборчик». 

Вводная часть. Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово (дом). Дома бывают разные, давайте их назовём.

Игра «Назови, какой?»(выставляю картинки)

Цель:образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный), … из камня – (каменный), … из дерева – (деревянный), … из панелей – (панельный). (Убираю картинки, оставляю одну). - Каких домов не стало? (Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома) - Остался, какой дом? (панельный). Из каких частей он состоит? - Что можно о нём сказать, он какой? – многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….

Игра «Скажи наоборот»(с мячом)

Цель:усвоение антонимов.

Мой дом высокий, а мой дом (низкий). Мой дом светлый, а мой дом (тёмный). Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный). Мой дом большой, а мой дом (маленький). Мой дом старый, а мой дом (новый). Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги. Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Объявление темы.

У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Беседа по вопросам.

- На какой улице стоит ваш дом?

- Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

- Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

- Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

- Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой Был облезлый, скучный, голый – «красят» Стал нарядный и весёлый. « крыша » над головой

Составление рассказов. Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы, расскажите о своём доме.

Рассказы детей. (Дети составляют рассказы) Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».

Итог занятия. - Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Составление рассказов из личного опыта" Много у бабушки с нами хлопот"

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста..Формирование любви, заботы, доброты....

Составление рассказа из личного опыта «Моя мама».

Обучать детей составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама»; развивать связную речь; продолжать знакомство с хохломской росписью; закреплять умение создавать декоративный рисунок....

Составление рассказа из личного опыта «Моя мама».

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности....

Конспект на тему: Составление рассказа из личного опыта" Как я провёл лето".

Открытое занятие на РМО по  обучению рассказыванию, с использованием приёмов комментированного рисования....

НОД в старшей группе по составлению рассказа из личного опыта на тему: «Наши зимние забавы»

- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; учить развивать сюжет, начатый воспитателем, не повторяя рассказов других детей.- Совершенс...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...