"Откуда хлеб пришел"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Набиева Тунзала Фариз кызы

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_khleb_prishel.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Откуда хлеб пришел»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи в подготовительной группе.

Автор: Набиева Т.Ф., ГБДОУ «Детский сад № 20», г.  Санкт-Петербург.

Программные задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.

Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.

Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.

Развивающие (речевые):

Словообразование: хлеб – хлебороб, трактор – тракторист, комбайн – комбайнер, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной.

Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнер, агроном, взбороновать, серп, сеялка, сеятель, страда, гумно, снопы, молотилка, пекарь, мукомол, хлебокомбинат, хлебобулочные изделия

Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложений.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб.

Предварительная работа: 
- рассматривание картин,
- разучивание стихотворений,
- отгадывание загадок;
- чтение пословиц о хлебе, разъяснение их смысла,
- сюжетно-ролевые игры «Булочная», «Транспорт»,
- дидактические игры «Что нам осень принесла», «Четвертый лишний», «Что за чем?» и др.,
- чтение художественной литературы: Ю.Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную», РНС «Вершки и корешки», «Сказки бабушки Яги»; энциклопедии «Мир профессий»,
- беседы на темы: «Осень в деревне», «Машины-помощники», «Профессия агронома», «Весенние работы в поле», «Осенние работы в поле», «Полезные и вредители насекомые» и др.

Дидактический материал:

Иллюстрации с изображением посева, уборки урожая, пекарного цеха.

Рисунок с изображением агронома.

Рисунок с изображением серпа.

Колосья пшеницы.

15 жетонов (на 15 детей): 4 синих, 4 красных, 4 зелёных и 3 жёлтых.

Жетоны за правильные ответы.

Аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронцовой.

Зерно пшеницы и корзина с хлебом.

Поднос с хлебобулочными изделиями, самовар, кружки, салфетки, блюдца.

Перед занятием дети берут жетоны разных цветов: синий – пахота, вспаханная земля; красный – рост посевов, всходы на полях; зелёный – сбор урожая, созревшие колосья и зерно; белый – мука, пекарня.
Звучит песня «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронцовой.

Мотивация. (0,5 мин)

- Вы послушали куплет из песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронцовой. Сегодня мы с вами будем говорить о самом основном продукте на нашем столе. Он утром на нашем столе и в обед, и вечером. Как вы думаете, о каком продукте идет речь? (Сегодня на занятии пойдет речь о хлебе.)
- Правильно, о хлебе. Недаром говорится: «Плох обед, когда хлеба нет». Какие еще пословицы о хлебе вы знаете? (Хлеб– всему голова. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Без хлеба и медом сыт не будешь. Не хлебом единым сыт человек. Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Хлеб-соль и во сне хорошо. Без соли, без хлеба худая беседа. Пот на спине – так и хлеб на столе. Не оставляй на завтра дело, а оставляй хлеба).
На стол выложить зернышко и поставить корзину с хлебобулочными изделиями.
- Как хлеб на стол приходит? Как маленькое зернышко превращается в ароматный хлеб? Сегодня будем мы говорить о долгом пути зернышка к нашему столу, и о труде людей, вырастивших его.
- У вас в руках жетоны разных цветов.
- Что означает синий цвет? (Синий цвет означает вспаханное поле, пашню.)

Вспашка земли. (3 мин)

- Кто начнет рассказ о путешествии зернышка на наш стол?
Показ иллюстрации «трактор пашет».
- С чего начинается путешествие зернышка? Кто первым появляется в поле? (Весной выехали в поле трактора.)
- Кто управляет тракторами? (Ими управляют трактористы.)
- Верно. А чтобы трактора исправно работали, за ними следит, ремонтирует их механизатор.
- А как в далекие времена пахали? (Раньше пахали на лошади.)
Показ иллюстрации «Пахарь».
- А сейчас тоже на лошади пашут? (Нет. Трактора пашут землю: к трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его.)
- Правильно. Плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. В такую землю зерно бросать можно? (Нет. Нужно сначала ее разрыхлить или, еще говорят взбороновать.)
- Конечно. Бороновать – старинное слово, оно происходит от слова борона – сельскохозяйственное орудие, похожее на большие грабли, у нее острые стальные зубья.
Показ иллюстрации «борона».
- Трактор тянет борону за собой, она рыхлит пашню. Теперь земля готова к посеву, можно бросать в нее семена.
- Как это делали в старину? (Раньше это делали вручную: по полю шел человек - сеятель, брал зерно из мешочка и рассыпал его.)
Показ иллюстрации.
- А теперь? (Сейчас зерно сеют машины. И называются они сеялки.)
За правильные ответы выдаются жетоны.

Как растут посевы. (3 мин)

- На этом весенние работы закончены. Наступает черед лета. Солнышко пригревает, дождик поливает, зернышки начинают прорастать. Все поле становится красным. У кого красные жетоны? Расскажите, как растут посевы.
- Кто смотрит за их ростом? (За ростом едва проклюнувшихся из земли росточков наблюдает агроном.)
- Что это за профессия? Чем занимается этот человек? (Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать ему.)
- Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки-вредители – нужно их уничтожить, иначе погибнет весь урожай.
- Как агроном может помочь росткам? (Звонит агроном летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля, уничтожающее вредителей. Летит самолет над полем и разбрызгивает сверху это лекарство.)
Показ иллюстрации из книги Ю.Крутогорова «Про булку белую и кашу пшенную», стр.15.
- Кто дополнит? (А иногда угрожают посевам сорняки. Тогда агроном снова вызывает летчиков. Они с самолета посыпают поля порошком, от которого гибнут сорнячные травы, а пшеничка растет здоровой и сильной.)

Физминутка (2 мин)

- Поможем расти пшеничке? Позовем солнышко для тепла.
Свети, свети, солнышко,
На зелёное полюшко,
На белую пшеницу,
На синюю водицу.
Слова закличек сопровождаются движениями.
- Теперь надо дождик позвать, а то засохнут все посевы.
Дождик, дождик, поливай:
Будет хлеба каравай!
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!
- Убежим от дождика! (дети рассаживаются на места)

Уборка урожая. (3 мин)

- Вот вышел агроном в поле, смотрит: высокими стали колосья, а цветом стали золотистым.
Дорого-любо, кормилица-нива,
Видеть, как ты золотишься красиво!
(Н.Некрасов)
- Зернышки в колосьях потяжелели, и наклонились к земле. Надо вовремя хлеб убрать с полей, иначе всё зерно высыпется на землю, и растащут его мышки-полевки да птицы. Чтобы этого не случилось, необходимо собрать урожай.
- У кого зелёные жетоны? Кто начнет рассказ об уборке урожая?
- Начни с того, как убирали урожай в давние времена, когда не было машин-помощников. (Раньше это делали вручную – серпом жали пшеницу.)
Рисунок с изображением серпа
- Выходили косцы в поле и с утра до ночи косили хлебные колосья. А женщины вязали снопы. Потом везли пшеницу на гумно и там обмолачивали ее – били палками, чтобы зернышки высыпались.
- Правильно. Кстати, это время уборки хлеба называется страда.
- А как сейчас убирают урожай? (Урожай убирают машины. Это комбайны.)
- Как называется человек, который управляет комбайном? (Человек, который управляет комбайном называется комбайнер.)
- Какие работы выполняет комбайн? (Комбайн выполняет сразу много видов работ: большими острыми ножами он срезает колосья, косит их. Внутри комбайна есть молотилка. Она освобождает зерна от колосьев.)
- И вот зерно сыплется в кузов грузовой машины, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.
- Зачем? ( Потом и ее уберут – на корм домашним животным).
- А кто из вас знает, куда отвозит зерно водитель? (В большие зернохранилища, они называются элеваторами.)
Иллюстрация из книги Ю.Крутогорова «Про булку белую и кашу пшенную», стр.23)
- Зачем нужны элеваторы? (В них зерно хранится всю зиму. Его там сушат, проветривают, чтобы оно не заболело от сырости.)

На хлебозаводе. (3 мин)

- У кого жетоны белого цвета? Что означает белый цвет? (Это цвет муки.)
- Верно. С элеватора мы отправляемся на хлебокомбинат. Там есть несколько больших цехов. Об этом нам расскажет Кира.
Рассматривание иллюстрации «На хлебозаводе». Рассказывает подготовленный заранее ребенок.
- Кира, расскажи, какие цеха есть на хлебокомбинате, и что там делают. (На хлебокомбинате есть большой цех с мельницей, там из зерна сделают муку.)
- Скажи, Миша, кто работает на мельнице? (Мельник.)
- Верно, или по-другому – мукомол.
- Продолжи, Кира: куда отправится мука из мукомольного цеха? (Мука отправится в другой цех хлебозавода – в пекарню. В пекарне из муки делают тесто и пекут из него булки, плетенки, караваи, буханки.)
- А вы знаете, почему хлеб бывает разный: черный и белый, сладкий и обычный? (Потому что пекут хлеб из разной муки. Черный хлеб пекут из ржаной муки (ржаная мука получается изо ржи). А белый хлеб пекут из пшеничной муки, поэтому и хлеб называется пшеничным.)
- Конечно. И сладкие булочки тоже пекут из пшеничной муки, только в тесто добавляют побольше сахара.

В булочной. (3 мин)

Показ иллюстрации.
- Как же хлеб с хлебокомбината попадает к нам на стол? (Водители на грузовых автомобилях развозят хлебобулочные изделия в булочные. Мы приходим в магазин и выбираем красивую румяную булку).
Дети читают наизусть стих С. Погореловского: (3)

1. Вот он – хлебушко душистый Кира
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый!
Словно солнцем залитой!

2. В каждый дом, на каждый стол Ульяна
Он пожаловал-пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

3. Ведь не сразу стали зерна Кирилл
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

4. В нем – земли родимой соки, Даша
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!

5. Слава тем, кто хлеб растил, Артём
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас,
В добрый день, счастливый час!

8. Итог (3 мин)
- Посмотрите, ребята, еще раз на картинки и вспомните, какой длинный трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол хлебом. Как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб. Вот почему, ребята, я всегда говорю вам: «Хлеб надо беречь!» Это настоящее богатство нашего народа, нашей страны. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Посчитайте свои жетоны: у кого 1? 5? 9?
- Вот кто сегодня работал лучше всех! Похлопаем ребятам.
- Хотите напоследок поиграть в игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать стихотворение И. Лопухиной. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладоши. Если же он не из муки, стойте тихо.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
Ии плетенки, и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
- Вот теперь можно вволю насладиться хлебушком и всем тем, что пекари из муки испекли.

В группу входит младший воспитатель, или второй воспитатель-сменщица с разносом хлебобулочных изделий. Девочки накрывают на стол, помощник воспитателя разливает чай из самовара. Дети приглашают гостей к столу. Занятие заканчивается чаепитием.

Использованы были следующие методы: словесный, наглядный, практический, метод самоконтроля и контроля воспитателем.

Приемы, использованные на занятии:

Прием формирования познавательного интереса (мотивация: ситуация занимательности – зернышко и булка хлеба на одном столе, музыкальное сопровождение)

Прием постановки основных, дополнительных и наводящих вопросов

Прием обращения к художественному слову, русскому фольклору

Прием показа

Прием резюмирования

Прием активизации внимания

Прием изложения информации

Сюрпризный момент

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации \ Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Гой еси вы, добры молодцы: Русское народно-поэтическое творчество. \ Сост. П.С.Выходцев и Е.П.Холодова; - М.: Молодая гвардия, 1979. – 399 с., илл.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2007. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Круглый год: Для младшего школьного возраста \ ред. С.В.Орлеанская. – М.: Изд-во «Детская литература», 1971. – 432 с.

Крутогоров Ю. Про булку белую и кашу пшенную. – М.: Изд-во «Детская литература», 1979. – 36 с.

Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников.// Дошкольное воспитание N12, 2005.

Павлова Л. Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка. \\ Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Сказки бабушки Яги: Сборник сказок. – М.: «Детская литература», 2000. – 145 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Презентация " Откуда хлеб пришел?"

Презентация к конспекту И.А. Морозова Ознакомление с окружающим миром 5-6 лет....

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Проект "Откуда хлеб пришел"

Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращив...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....