развитие речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи по теме

Калинина Елена Николаевна

Данная статья может помочь правильно развить речь детей младшего дошкольного возраста, избежать некоторых ошибок в общении с детьми. Здесь предложены некоторые упражнения по развитию речи детей, дыхательные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста

( из личного опыта работы)

        Хочу поделиться своим опытом работы с детьми раннего возраста. Надеюсь, что эта статья может  заинтересовать и родителей, и начинающих педагогов.

       Я работаю воспитателем в детском саду уже 6 лет с детьми 2-3 лет и часто слышу при разговоре с родителями нотки огорчения, опасения за речь своего ребенка : «Почему мой ребенок плохо разговаривает? У других дети вон какие болтуны! Может обратиться к логопеду?» Необходимо знать, что каждый ребенок имеет свою индивидуальную программу развития. Одни дети раньше начинают сидеть, другие ходить, третьи говорить. Все этапы развития у ребенка чисто индивидуальны. Не существует каких-либо определенных четких границ рамок развития ребенка, есть ориентировочные сроки и нормы базового развития. Развитие речи ребенка раннего возраста - сложный процесс, который зависит от нескольких факторов, в первую очередь, генетические особенности и условия воспитания, окружающая среда. Если на генетические особенности мы повлиять не можем, то условия воспитания и развития ребенка целиком и полностью зависят от нас, от людей которые окружают ребенка и прежде всего, конечно, от родителей. Ведь, думаю, ни для кого не секрет, что дети из неблагополучных семей отстают в развитии, в том числе речевом – они начинают поздно говорить, читать и т.д. Все это связано с тем, что ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не разговаривает, не занимается, его некому научить. Если такого ребенка поместить в благоприятные условия, то он достаточно скоро начнет говорить.

        Речь ребенка можно и нужно развивать и это достигается не только путем непосредственного общения с ребенком, но и посредством использования специальных упражнений. Напрасно некоторые мамы и папы считают, что упражнения по развитию речи это удел логопеда, который занимается с детьми, имеющими проблемы с речью. На самом деле это не так. Все родители, без исключения, могут делать дома с детьми совсем не хитрые упражнения. Так для развития речи очень полезно дуть, тем самым вы развиваете артикуляционный аппарат ребенка, поэтому почаще пускайте со своим малышом всеми любимые мыльные пузыри, играйте с вертушками, пусть малыш дует на них, изображая ветер. Можно придумать много игр на развитие дыхания, например, взять кусочек ваты – это снежок, положить его на стол и сдувать. Или налить в таз воды и дуть на бумажный кораблик и т.д. Самое главное следить за тем, чтобы вдох ребенок делал через нос, а выдох через рот.

       Неоценимую помощь в развитии речи вашего малыша могут оказать потешки. Их существует огромное множество: для отхода ко сну, для умывания, для расчесывания, для одевания и т.д. Выучите по несколько потешек для разного вида деятельности и каждое действие сопровождайте ими, и совместная деятельность ваша с ребенком будет интересной. Ваш малыш будет с большим удовольствием, например, умываться под веселую потешку, а со временем начнет ее повторять вместе с вами.                                                                                                                                                                               Используйте при общении с ребенком различные пальчиковые игры, ведь известно, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно связаны между собой. Используйте развивающие игрушки (шнуровки, логические кубы, мозаики, конструкторы), учите ребенка рисовать, лепить. Ребенок все должен потрогать, пощупать, ощутить. Пускай ваш малыш, пока вы заняты на кухне, складывает кастрюли одна в другую, пусть подбирает крышки к банкам, пускай раскладывает ложки и т.д. Эти занятия стимулируют развитие мелкой моторики пальцев рук, а, соответственно, помогают развивать речь.

      Многие проблемы возникают из-за неправильного общения взрослых с детьми. Сюсюканье, неправильное произношение – это первые предпосылки к неправильной речи вашего ребенка. Маленькие дети очень точно и четко поглощают всю информацию и правильную, и неправильную. Поэтому, уважаемые взрослые, следите за своей речью, какая речь у вас, такая будет и у вашего ребенка.

        Не нужно сюсюкать с малышом, разговаривайте с ним как с взрослым. Говорите с ребенком всегда и везде, говорите о том, как вы его любите, что испытываете, комментируйте любое свое действие, движение. Моете ребенку ручки – проговариваете, что делаете, зачем. Накрываете на стол – говорите, называйте предметы. Разбираете пакеты после похода в магазин – называйте овощи, фрукты,  которые выкладываете из пакета их  цвет, форму и т.д. Все свои действия необходимо озвучивать, проговаривать.

        Следите за своей речью, за тем, чтобы правильно и четко произносить слова. Если вы будете коверкать слова – ребенок будет делать то же самое.

Побуждайте ребенка говорить, стимулируйте его речь. Задавайте вопросы:

«Как лает собака?», « Где наш красный мячик?». Помогайте ребенку отвечать на вопрос (но не отвечайте за него, не забывайте о том, что ребенок учится говорить, а не вы), со временем малыш будет сам отвечать на вопрос. Отвечая на вопросы, ребенок не только учится разговаривать, но и мыслить.  

        Не будьте строги к ошибкам в речи ребенка, ведь без них не обойтись, а ваши критические замечания могут привести к тому, что малыш будет бояться сказать неправильно  и будет просто молчать.

        Все мы прекрасно знаем, как наши дети могут получить все что хочется не прибегая к речи. Им бывает достаточно указать пальчиком и сказать «дай!». Вы-то, близкие люди, его, конечно, понимаете, но ведь вашему ребенку предстоит общение с другими людьми и ему необходимо научиться, чтобы и они его понимали. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, фразы и предложения.

        Читайте ребенку книги, учите стихи, пойте песенки, т.к. слушая, запоминая, повторяя их, ребенок изучает новые для себя слова, тренирует память, внимание. Даже,  когда вы едете с ребенком в детский сад, не молчите, рассматривайте, что происходит за окном, задавайте ребенку вопросы: какого цвета машина, что она делает, какие деревья, какого цвета на них листья и т.д. Помогайте малышу, побуждайте его говорить.

        Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос «умничкой», то, прежде всего, развивайте речь, ведь речь и мышление – это процессы неотделимые друг от друга. Развиваете речь – развиваете мышление. Нужно запомнить, что общение с ребенком должно быть непрерывным, разговаривайте везде, обо всем. Так, ваш ребенок не только будет чувствовать свою значимость, но и получать важную и полезную информацию, и, естественно, будет происходить развитие речи вашего любимого малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...