Конспект НОД по развитию речи в подготовительной логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Дубинина Валентина Михайловна

НОД по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umka_-_belyy_medvezhonok.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию речи в подготовительной логопедической группе

МДОУ Д/с №1

Воспитатель: Дубинина В.М.

Тема: «Умка – Белый медвежонок».

Программные задачи:

Коммуникация: Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа. Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения. Учить детей строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью. Расширять словарный запас детей;

Познание: упражнять детей различать и называть животных Севера, познакомить их с внешним видом, характерными особенностями, повадками белого медведя;

Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость;

Социализация: развивать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать, заботиться о малышах - зверятах.

Оборудование:

Игрушки – белый медвежонок Умка, рыбка, тюлень, глобус. Предметные картинки из серии «Животные Севера»: морж, тюлень, песец, черно-бурая лиса, нерпа, северный олень, белый медведь, морской котик. Картина «Белый медведь», «Бурый медведь». Простые и цветные карандаши, картинки-схемы для составления описательного рассказа на всех детей, фильм о белом медведе.

Предварительная работа:

Беседа «Кто живет на Севере?». Знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками.

Чтение рассказов: И. Сосновский «Белый медведь», В. Снегирев «Кто властелин».

Разучивание загадок о белом медведе.

Аппликация «Белый медведь» (сделанная методом обрывания).

Ход занятия:

- Вы слышите какие-то необычные звуки? Прислушайтесь, что вы слышите? (кто-то плачет).

Появляется маленький медвежонок.

- Кто это к нам пришел в гости?

- Как его зовут? (Умка, белый медвежонок).

- Почему медвежонок плачет, как вы думаете, что с ним могло произойти? (ответы детей)

- Умка, ты, наверное, голодный?

- Чем бы вкусным его угостить? Может сладкой конфетой?

- Нет, медведи любят мелкую рыбу, морские водоросли.

- На тебе, Умка, рыбку, не плачь.

- Поможем Умке найти своих родителей?

- Как же мы узнаем, где они живут? (прочитать из энциклопедии, найти на карте, посмотреть на глобусе).

- Посмотрим на глобус, где живут белые медведи?

- На чем же можно отправиться на Северный Полюс? (на поезде, автобусе, собачьих упряжках, самолете).

- Самолет, он быстрее и надежнее! Но у нас нет самолёта (Мы можем  его построить из стульев) Полетели!

- Чтобы  белый  медвежонок и мы тоже не скучали,  поиграем в игру «Цепочка северных слов» (снег, холод, ледник, айсберг, морж, тюлень, северное сияние).

- Вот мы с вами и прилетели на Северный Полюс. Выходите, дети поеживаются.

- Что-то я немного замерзла. А вы, ребята, не замерзли?

- Посмотрите, а нашему Умке ну ничуть не холодно. Почему же белый медвежонок не мерзнет? (Летом под шкурой накапливается толстый слой жира).

- Расскажите, какая шкура у медведя? (Теплая, жесткая, длинная, белая).

- У нас в гостях маленький белый медвежонок, а какой же большой медведь?

Он черный, нет, он белый.

Он слабый, нет, он сильный.

Он медлительный, нет, он быстрый

Он травоядный, нет, он хищник.

Он неуклюжий, нет,  он ловкий.

- Скажите, есть ли у медведя враги? (нет)

- Кто для него самый опасный? (человек)

- С кем медведь живет по соседству? (морж, тюлень, морские котики, песец, нерпа)

- У меня есть знакомый художник, он нарисовал для вас 2 картины.  Показываю картину с изображением белого медведя и картину с бурым медведем.  Предлагаю назвать сходства и различия.

- Где мы могли видеть белого медведя? (в книгах, на фото, в кино.)

- Хотите посмотреть фильм про Белых медведей? (показ фильма)

Физкультминутка.

Дуют ветры ледяные.

Горы снежные крутые,

Тут о лете не  слыхали, тут согреешься едва ли,

Он не мал и не велик,

Этот снежный материк.

- Я предлагаю составить рассказ  о Белом медведе. ( Дети присаживаются   за столы, где лежат схемы, цветные карандаши).

- Умка, слушай, правильно ли мы будем составлять рассказ.

- Кто это? (белый медведь)

- Где живет Белый медведь? (он живет далеко на Севере в Арктике, где много снега и льда).

Нарисуйте в №1 снежный сугроб, льдинки. (У каждого ребенка карточки-схемы).

- Какой он, Белый медвежонок? Назовите слова-признаки (он большой, белый, сильный, быстрый, хищный, ловкий). Нарисуйте в кружочке №2 знак «?».

- Какое тело у белого медведя, чем оно покрыто?  ( большое, сильное, покрыто густой, длинной, белой шерстью). Нарисуйте в кружочке №3 шерсть.

- Обратите внимание на центральный кружок. Чья это морда? (Это медвежья морда). Рассмотрите медвежью морду на картине. Опишите ее. (Голова у медведя вытянутая, имеет треугольную форму, на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши  у медведя маленькие, овальные. Когда медведь ныряет, он прижимает уши к голове и вода в них не попадает).

- А какая шея у белого медведя? (Длинная).

- Какие у белого медведя лапы? (Четыре лапы с короткими, но острыми когтями.  Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут).

Дети пишут в кружочке №4 букву Ч.

- Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу, собирает морские водоросли, охотится на нерок, тюленей).

Дети рисуют в кружочке №5 рыбок, морские водоросли.

- А что еще он умеет делать? Назовите слова-действия. (Нырять, плавать, охотиться, подкрадываться, бегать, ходить, съезжать с горки).

Дети рисуют в кружочке №6 гору, около горы – воду, медвежий след.

- Кто у медвежонка мама? (Медведица). Какие медведицы-мамы? Как они ухаживают за медвежатами? (Добрая, ласковая, заботливая, нежная. Каждая медведица роет берлогу в снегу. Там рождаются 1 или 2 медвежонка. Медвежата появляются на свет слепые, глухие, беспомощные. Медведица все время проводит с ними. Она согревает их своим теплом, кормит малышей молоком. Когда медвежата подрастают,  мама-медведица катается вместе с ними с горок, кувыркается, учит  их  охотиться).

Дети пишут в кружке №7 слово «мама»

- Представьте себе, что вы встретили белого медведя. Что вы почувствуете? Начните свой рассказ так: «Я увидел белого медведя…». Нарисуйте в восьмом кружочке букву Я.

- А теперь, кто из вас хочет рассказать о белом медведе? (Рассказ по цепочке с опорой на схему-модель).

- А кто из вас хочет рассказать о белом медведе один?

- Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу».

- Ребята, нам пора возвращаться домой, а Умку – белого медвежонка мы оставим здесь на Севере.

Дети садятся в самолёт.

-Мы помогли Умке вернуться домой? Почему?

- Молодцы! Наше путешествие закончилось.