Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Луканова Наталья Владимировна

В детском саду, дошкольник усваивая родной язык, овладевает важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания – развитие речи – одна из главных. Дети, страдающие нарушением зрения, имеют особенность мало общаться с более широким кругом людей, наблюдать окружающий их мир. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствам общения, основным из которых является речь. И задача воспитателя вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка. Используя на занятиях и  в повседневной жизни  по развитию связной речи метод моделирования,   мы решаем общеобразовательные, коррекционно-развивающие задачи, развиваем психические процессы. 

Ожидаемый результат:

В результате применения метода моделирования у детей заметно улучшится качество речи, расширится словарный запас, появится уверенность в себе. Дети успешнее осваивают знания об особенностях природы, окружающем мире. Эффективнее запоминают структуру сказки, рассказа, воспроизводят информацию. Наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Развивают у них умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказывать о животных, об игрушках, составлять сюжет по картинке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Начальная школа – детский сад» № 144

КОНСПЕК ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Тема: «Пересказ русской народной  сказки «Лиса, заяц и петух»

                                               

                                                  Составила:  ЛУКАНОВА

НАТАЛЬЯ                                                                                                                                                       ВЛАДИМИРОВНА,

                                                                               воспитатель

г. Дзержинск

2009 г.

Цель: обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить детей логично, последовательно пересказывать сказку на основе  построенной наглядной модели, сохраняя народные обороты речи;

- совершенствовать интонационную выразительность при передаче реплик героев сказки;

- развивать умение подбирать персонажей по цвету, использовать заместители при пересказе сказки;

- побуждать строить полные, развернутые ответы на вопросы по содержанию сказки.

Коррекционно – развивающие:

а) развивать:

  - тонкую моторику рук;

  - цветовосприятие;

  - способность зрительного контроля за деятельностью рук;

  - аналитическую функцию мышления.

б) тренировать сопряженные действия рук.

Воспитательные:

а) воспитывать:

  - любовь к устному народному творчеству;

  - самостоятельность и активность;

  - доброту, отзывчивость.

б) формировать умение внимательно, не перебивая выслушивать товарища.

Методы и приемы:

- сюрпризный момент;

- игровая обучающая ситуация;

- создание проблемной ситуации;

- вопросы поискового характера;

- активизация предыдущего опыта работы детей;

- поощрение;

- напоминание.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

- кружки разных цветов;

- корзина;

- письмо.

Раздаточный (на каждого ребенка):

- поднос с кружками разного цвета;

- карточка;

- пазлы;

- подкладные листы.


Дифференциация учебного материала с учетом психофизических возможностей и состояния зрения детей.

По состоянию зрения:

- посадка детей в зависимости от остроты зрения, окклюзии;

- использование более крупных кружков детям с очень низкой остротой зрения;

- использование более яркой цветовой гаммы для детей с низкой остротой зрения.

По уровню развития психических процессов, овладения навыками данного вида деятельности, темпу выполнения работы:

  • высокий уровень – пересказ  составляется самостоятельно без оказания дополнительной помощи;
  • средний уровень – пересказ составляется с помощью побуждения и наводящих вопросов;
  • низкий уровень – пересказ составляется с помощью наводящих вопросов, модели с нарисованными на них животными.

Индивидуальная работа.

Вале С., Никите Н. – помочь преодолеть неуверенность в своих силах через одобрение, поощрение, побуждать употреблять в процессе пересказывания разнообразные народные средства.

Пропедевтическая работа.

- чтение русских народных сказок;

- освоение со средствами речевой выразительности:  выделение в художественной литературе эпитетов, сравнений;

- описание предметов с выделением информативных признаков: цвет, форма, величина и ненаглядных: грустный, веселый.


Ход занятия.

Деятельность воспитателя

Дифференцированный подход

Действия детей

Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки.

Назовите свои любимые сказки

Дети называют.

Вдруг стук в дверь. В дверях стоит короб. Вношу  короб в группу.

Как вы думаете, какой сказочный герой мог прислать нам этот короб? Из какой сказки?

Ответы детей.

Давайте посмотрим, что в нем?

Да там письмо.

Читаем письмо.

«Дорогие ребята!

Я вас всех очень люблю. Давно за вами наблюдаю. Посылаю вам волшебные кружочки. Хочу, чтобы с их помощью вы сумели рассказать своим маленьким друзьям мою любимую  сказку. Пришлите мне ответ, понравилась ли моя сказка вашим маленьким друзьям».

Машенька.

Ребята, мы ведь хотим узнать, какая же любимая сказка у Машеньки?

Ответ детей.

Посмотрите. На ковре Машенька оставила первую подсказку (лежат пазлы). 

Вы должны сложить эти пазлы.

Дети складывают.

Что у вас получилось?

Перечисление.

Правильно, молодцы.

Я вам немного подскажу. Эти персонажи из одной сказки. Может быть, назовете сказку?

Дети называют.

Садятся.

Ведь я вам ее читала.

Давайте вспомним.

1. Хорошо ли поступила лиса с зайцем?

Ответ.

2. Какая лиса в этой сказке?

Ответы.

3. А какой зайчик?

Ответы.

4. Почему не помогли зайчику собака, медведь?

Ответ.

5. Кто оказался настоящим героем – помощником? Какой он?

Ответ.

6.Что победило в сказке – добро или зло?

Ответ.

7. Что говорила лиса собаке, медведю, петуху?

Ответ.

8. Как напугал петух лису?

Ответ.

Правильно, молодцы.

Первую просьбу Машеньки мы выполнили. Узнали, как называется ее любимая сказка.

Физкультминутка.

Вышел зайка погулять

Ходьба на месте.

Начал ветер утихать

Вот он скачет вниз по склону

Прыжки на месте.

Средь травы, цветов, кустов

Зайка маленький устал

Ходьба на месте.

Хочет спрятаться в кустах

Замер зайка средь травы

Дети садятся.

А теперь замрем и мы

А вот вторая просьба Машеньки – это научиться составлять и пересказывать сказку «Лиса, заяц и петух». А помогут нам в пересказе Машенькины кружочки.

Мы с вами будем учиться составлять сказку по цвету.

Для каждого героя сказки  есть круг определенного цвета: для лисы, зайца, медведя, собаки,  петуха.

Ответы детей.

А еще есть треугольники голубого и коричневого цвета. Это что?

Ответы детей.

Кто назовет присказку к сказке?

Называют.

Давайте составим, ребята, эту сказку на своих карточках с помощью волшебных кружочков и затем перескажем ее.

Гимнастика для глаз.

Глаза вправо отведу

Там лисичку отыщу

Отведу глаза я влево

Отыщу и там зайку соседа

Посмотрю теперь я прямо

И закрою их руками.

Прошу ребенка пересказать сказку от начала до конца, а затем другого с начала, с середины, с четвертой карточки.

Хорошо, ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. В этом помогли нам Машенькины подсказки и волшебные кружочки. Теперь мы сможем написать ей письмо и рассказать, как мы порадовали малышей, рассказав им эту сказку.


Литература.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 20 марта 2006 г.) - Новосибирск: Сб. унив. изд-во, 2006.-(Кодексы и законы России).
  2. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Сост.: Р.Б. Стеркина. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Издательство АСТ, 1997 г.- 431с.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду (под. ред. М.А. Васильевой,

В.В. Гербовой, Г.С. Комаровой). – 2-е изд.; исп. и доп. – М.: «Мозаика – Синтез»,                 2005. – 208 с.

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. (Под ред. Л.И. Плаксиной). – М.: Изд. «Экзамен», 2003. – 256 с.
  2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». /Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: «Мозаика - Синтез», 2005. – 344 с.
  3. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей  в процессе дошкольного воспитания. – М.: Изд. «Педагогика», 1986.
  4. Венгер Л., Дьяченко, О., Тарасова К.,  Крулехт М. Дошкольное воспитание: программа, направленная на развитие способностей // Дошкольное воспитание,    № 2, 1994.
  5. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно – одаренных детей      // Дошкольное воспитание, №8, 1993.
  6. Калунина Е. Воспитание сказкой // Ребенок в детском саду, № 5,2002.
  7. Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказыванию, старшая группа. – «Центр педагогического образования», 2008.
  8. Русские сказки, сборники в обработке О.А. Богдановой. – Ленинград,1991.
  9. Сказки, придуманные детьми //Ребенок в детском саду, №4, 2002.
  10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Изд. «Совершенство», 1998.
  11. Ушакова О.С. Ознакомление с художественной литературой. – М.: Изд. «Совершенство», 1998.
  12. Успенская Л.И., Успенский М.Б. Учись правильно говорить / стихи, рассказы/. – М., 1991.