Интегрированное занятие по развитию эмоциональной лексики через художественно- творческую деятельность детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Анофриева Любовь Васильевна

Занятие для педагогов нашего ДОУ. Проводилось осенью с целью обогащения знаний детей 6 лет с ЗПР  об осенних изменениях в природе, с тем чтобы способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира,эмоциональной выразительности речи через чтение четверостиший, тем самым создавая условия для изображения поэтического образа поздней осени при помощи нетрадиционной техники рисования(ватными палочками способом " тычка").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mamy.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию эмоциональной лексики через художественно-творческую деятельность детей.

Цель:

1) создать условия для обогащения знаний детей об осенних измениях в природе. Уточнить представления о разных породах деревьев, их листьях(ветках), активизировать словарный запас. Содействовать приобретению навыка употребления слов-признаков.

2) Способствовать развитию эстетического восприятия, эмоциональной выразительности речи через чтение четверостиший, тем самым создавая условия для изображения поэтического образа поздней осени при помощи нетрадиционной техники рисования /ватными палочками способом «тычка»/. Развивать мелкую моторику рук, слуховое внимание, память.

3) Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Материал: альбомные листы с недорисованными пейзажами. Ватные палочки. Гуашь. Засушенные осенние листья, ветки сосны. Кленовый лист (муляж). Аудиозапись. Конверт. Магнитофон. Мел для «тропинки».

Предварительная работа: экскурсия вокруг детского сада. Рассматривание деревьев разных пород. Упражнения на узнавание деревьев по форме листьев. Проведение дидактических игр «Чего не стало?»; «С какого дерева лист?»; «К дереву беги!» и т.д. Рисование пейзажей.

                                

Ход занятия.

Дети сидят полукругом. Демонстрирую им конверт, в котором звуковое письмо (аудиозапись).

-Ребята, сегодня к нам в садик пришло письмо! Знаете, от кого оно? Это письмо прислала нам Осень! (Открываю). Это письмо не обыкновенное, а звуковое. Давайте прослушаем его. (Звучит запись).

Осень: -На осеннем празднике вы, ребята, славили осень. Один ваш мальчик, Дима, читал очень красивое стихотворение. Напомните мне его…

Дима: -Осень на опушке краски разводила,

        По листве тихонько кисточкой водила.

        Пожелтел орешник и зарделись клены,

        Алые осины, только дуб зеленый.

        Утешает осень:

        -Не жалейте лета!

        Посмотрите, осень в золото одета!

Осень: -Ах, ребята! Теперь меня саму надо утешать. Поблекли, потускнели мои яркие краски, смылись осенними дождями…

-Ребята, и это действительно так происходит поздней осенью, мы с вами это знаем.

Руслан: -Все деревья облетели,

          Зеленеют только ели,

          Стали голыми леса,

          Потемнели небеса.

          Днем и ночью дождик льет,

          Грязь и лужи у ворот.

-Ребята, а давайте отправимся в гости к Осени, в осенний лес!

                                Друг за другом становитесь,

                                Крепко за руки беритесь,

                                Отправляемся друзья!

                                Отставать никак нельзя.

Дети «змейкой» идут и останавливаются у «заколдованного» дерева. На нем развешены листья и  ветки различных деревьев: березы, дуба, осины, клена, сосны, рябины.

                

                        Игра  «Заколдованное дерево».

                                По извилистой дорожке

                                В сказочный мы лес вошли…

                                Мы постарались так идти,

                                Чтоб с тропинки не сойти.

-Это дерево – заколдованное. Чтобы его расколдовать, нужно угадать, какие листья с каких деревьев тут спрятались.

-С какого дерева этот лист? (С березы).

-Лист какой? (Березовый лист).

Софья: -Люблю березу русскую,

             То светлую, то грустную,

          В зеленом сарафанчике,

          С платочками в карманчиках.

(Аналогично рассматриваются и угадываются: дуб, осина, рябина, клен, сосна).

Вадик: -Я могучий дуб-крепыш,

         С ветром не играю.

         Очень прямо я стою,

         Ствол не наклоняю.

Сева: -Дуб и с троен и высок,

          Шепчут листья весело.

          А рябина, словно бусы,

          Ягоды развесила.

Петя: -Ой-ой-ой! Листва трясется,

        Дрожь ветвям передается.

        Кто осинку напугал?-

        Ветер холодом обдал.

Сережа: -Рос у клена-маменьки

              Клен – ребенок маленький.

            Маленький сыночек –

            Рыженький кленочек.

-С какого дерева эта ветка? (С сосны). Ветка какая? (Сосновая ветка).

Влад: -Вот красавица-девица,

           Не швея, не мастерица,

           Ничего себе не шьет,

           А в иголках круглый год.

-Молодцы ребята! (Заглядываю в конверт). А теперь давайте перестроимся в круг.

-Посмотрите, Осень прислала нам озорной листок. Давайте мы с ним поиграем.

                                Игра «Расскажи, какой»

(Дети передают друг другу кленовый листок и подбирают слово-признак, например: кленовый, резной, красивый, легкий, яркий, желтый, золотой, и т.д.)

-А сейчас мы сами на минутку станем осенними листьями.

                                        Разминка.

                Листья осенние тихо кружатся,

                Листья нам под ноги тихо ложатся.

                И под ногами шуршат, шелестят,

                Будто опять закружиться хотят.

(В соответствии со словами дети производят движения: кружатся, приседают, движения руками вправо-влево, поднимаются, кружатся). Давайте снова послушаем Осень.  

Магнитофон. Слышится голос Осени:

Осень: -Ой, спасибо, мои дорогие, прогнали вы грусть-печаль-тоску Осени своими замечательными стихами и веселыми играми. А сейчас мне бы очень хотелось, чтобы вы нарисовали для меня картинку «Первый снег».

-Ребята, а правда, давайте для Осени что-нибудь приятное сделаем, например, закончим наши рисунки и подарим ей. Но для этого нам надо вернуться в детский сад. Закрыли глаза…и оказались снова в группе! Давайте пройдём к столам.

        Предлагаю вам сделать гимнастику для пальчиков:

                Ветер по лесу летал,

                Ветер листики считал:

                Вот дубовый, вот кленовый,

                Вот березовый, ольховый,

                Вот рябиновый резной,         

                Вот и с липы золотой.

                Вот последний лист с осинки

                Ветер бросил на тропинку.

(Дети сжимают пальцы в кулаки, а затем при перечислении листьев разных деревьев отгибают их один за другим.)

-Осень уходит на отдых. На пороге – зима. Чтобы осень не загрустила, мы нарисуем ей в подарок пейзаж «Первый снег». Что для этого у нас есть? (Гуашь, ватные палочки). Приступайте к работе.

                В полдень дождь перестал

                И, что белый пушок,

                На осеннюю грязь

                Начал падать снежок.

Дети с помощью ватных палочек рисуют. В процессе работы – вопросы, помощь. По окончании работы – вопросы:

-Влад, что тебе понравилось в твоем рисунке?

  –Как у тебя получился такой снег?

 -На какие деревья падает снег на твоем рисунке?

-Ребята, когда краска высохнет, мы устроим для Осени выставку наших рисунков. Как мы можем назвать нашу выставку? ( «Первый снег»).

-Спасибо вам за помощь.

         

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально - нравственное воспитание детей через художественно - творческую деятельность"

Сегодня социально - нравственное воспитание - одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста, направленная на понимание его роли, его личности в окружающем мире. В основу моей р...

Интегрированное занятие по формированию эмоциональной лексики в подготовительной группе детей с ЗПР по теме «Буратино» (развитие речи и рисование)

Тема: «Формирование эмоциональной лексики выразительными средствами языка у детей с ОНР и ЗПР».Интегрированное занятие в подготовительной группе детей с ЗПР по теме «Буратино»(развитие речи и рисовани...

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию  разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»...

Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.

Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...

Социализация детей через художественно - творческую деятельность

Презентация "Социализация детей через художественно - творческую деятельность"...

Развитие речи в процессе художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.С помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способству...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в процессе художественно-творческой деятельности в средней группе ДОУ. Тема «Дары осени. Овощи».

Цель: расширять словарь признаков детей через художественно-творческую деятельность.Задачи: 1. Закреплять знания детей о труде людей осенью; об овощах.2. Расширять словарный запас (признаков), закрепи...