Конспект занятия-путешествия "В лес осенний на прогулку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Попова Ирина Геннадьевна

Занятие для детей старшей группы было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий педагога и детей.  Итоговое по темам "Осень", "Овощи", Дикие животные осенью" и "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Осень21.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия – путешествия  «В лес осенний на прогулку»

ЦЕЛЬ:  Развитие связной речи воспитанников.

ЗАДАЧИ:

 Коррекционные:

  • Развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти;
  • Развитие мелкой и общей моторики;
  • Продолжение работы по автоматизации правильного произношения звуков;
  • Активизация зрительного внимания и восприятия;
  • Развитие логического и ассоциативного внимания.

Образовательные:        

  • Активизация  и актуализация словаря по теме «Осень», «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Овощи»;
  • Совершенствование навыков составления предложений;
  • Совершенствование навыков составления описательного рассказа по схеме;
  • Совершенствование навыка слогового анализа.

Воспитательные:

  • Воспитание  у детей умения выслушивать до конца товарища, не перебивая его;
  • Формирование взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • Воспитывать внимательное бережное отношение к природе;
  • Совершенствовать навыки речевого и поведенческого этикета.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийная презентация; аудиозапись «Листочки», Звуки природы – осенний лес»; картинки с изображением перелётных птиц, и диких животных;  «вагончики» - слоговой анализ; листочки для развития физиологического дыхания; шапочки для воспитанников – лиса, медведь, заяц, ёж.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Логопед:       В лес осенний на прогулку       

Приглашаю вас пойти          (Дети идут по массажным коврикам

Интересней приключенья      на носках, на пятках. ).

Нам, ребята,  не найти.      

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем.

Может быть в лесу осеннем     (аудиозапись «Звуки природы – 

Интересное найдем.                   осенний лес»)

В лес тихонько мы вошли

И прислушались

Ох, уж этот листопад, листопад!

Листья на землю летят и летят!

(Воспитанники берут листочки для развития физиологического дыхания.).

Логопед: Подул легкий ветерок –ф-ф-ф   (Приложение. Аудиозапись 

              И качает так листок – ф-ф-ф!     «Листочки»)

Логопед: Мы присядем. Посидим

               И о времени года поговорим.

Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы. Назовите периоды осени.

(Ответы детей).

Логопед: Вы на схему посмотрите,

               Предложение об осени сочините.

(Ответы детей).

Логопед:   Улетели сегодня стрижи.

А куда улетели, скажи?

А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы!

       Какие птицы ещё улетели? Как называют этих птиц, одним словом? Почему их называют перелетными?  Почему птицы улетают в теплые края?

(Выставляются картинки с изображением птиц).

Логопед:    Если у аиста длинные ноги – аист какой?;

у лебедя длинная шея - …;

у скворца – короткий клюв -…;

у утки широкий клюв - …;

у грача острый клюв -…;

у журавля большие крылья - …;

у ласточки красная грудка -… .

(Ответы детей).

Логопед: Послушайте внимательно,

              Лишнюю птицу назовите обязательно!

Грач, аист, соловей, воробей;

Лебедь, гусь, ласточка, утка;

Журавль, стриж, голубь, жаворонок.

У человека – дети, а у птицы - …;

У человека  - нос, а у птицы …;

У животных – шерсть, а у птицы …;

У кошки – лапы, а у птицы … .

  (Ответы детей).

Логопед:                   Волнуются звери лесные,

Ведь скоро наступит зима.

Как подготовиться к ней поскорее?

Как пережить нам её?

Каких животных можно увидеть в лесу?

(Выходят дети, надевают шапочки животных, ведут диалог. Слова автора  - логопед).

Логопед:   По завалам. По оврагам

Шёл медведь хозяйским шагом:

-Отвечайте, звери, мне –

Вы готовы ли к зиме?

- Да, - ответили Лисицы,-

Мы связали рукавицы.

Рукавицы новые,

Мягкие, пуховые.

- А у нас есть валенки,-

Отвечали Заиньки.-

Что нам вьюга да метель?

Хочешь, Мишенька, примерь.

Вылез Ёжик из листвы:

- Про меня забыли вы.

Здесь в кустах, моя избушка,

А в избе – грибов кадушка.

Смотрит белка из дупла:

- Я орешков припасла.

Высоко моё дупло.

В нем и сухо и тепло.

Обошёл Медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Логопед: В лесу мы видели КОГО? Рассказали  О КОМ? Медведь подошёл  К КОМУ? Звери  говорили С КЕМ?

(Показывая на картинки). Ухо чьё? Нос чей? Мордочка чья? Глаза чьи?

(Ответы детей).

 Физминутка

«Есть у каждого свой дом»        

У лисы в лесу глухом                (Дети изображают повадки

Есть нора – надёжный дом.         животных.  Приложение.

Не страшны зимой метели           аудиозапись «Звуки природы»)

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт он лапу.

Логопед:                    Продолжаем наши игры!

Продвигаемся вперед.

До чего же вы, ребята,

Удивительный  народ!

        Рядом с нашей лесной полянкой находится овощное поле, каких там только овощей нет!         На одной ножке повернись и в овощ превратись!

(Дети составляют загадки описания).

         Остатки урожая надо вывести с поля, вот и вагончики подъехали.

(Дети подходят к столам и раскладывают картинки с изображением овощей по количеству слогов в слове).

          Готовы к зиме и люди. Собран урожай на полях, в садах, на огородах, на бахчах. В зернохранилищах хранится зерно: рожь, пшеница, овёс, кукуруза, гречиха. В овощехранилищах  хранятся  овощи: картофель, капуста, лук, чеснок, свёкла, морковь. Запасены   зимние сорта яблок и груш. А в кладовых чего только нет! Что же хранится в кладовых? (Ответы детей – соленья, варенья, маринованные и соленые овощи, грибы сушеные и солёные, компоты, соки, джемы, повидло.)

Логопед:  Порезвились, поиграли.

Друг за другом встали.

И знакомою тропой,

Все отправимся домой!

Вот и закончилась наша прогулка по осеннему лесу.

Нам картину эту подарила Осень

И ушла, растаяла средь берез и сосен.  

Выходя из комнаты, положите мне на ладошку «осенние» слова о лесе. Лес какой?

(Ответы детей – задумчивый, унылый, тихий, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, золотой, красочный, волшебный, голый, пустой, сырой и т.д).

Методическая  литература

  1. Воронина С.П. Использование сказочных сюжетов на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.// Журнал «Логопед», 2004. - № 3.
  2. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова.- М.: ЛИНКА _ ПРЕСС, 2008. – 232с.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии. – СПб.: Издательский Дом  «Литера»,2001. – 208с.
  5. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
  6. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. –– М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.

САМОАНАЛИЗ

        Занятие для детей старшей группы было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей.   Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением животных);

• Наглядно-практический метод;

• Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации);

• Прием эмоциональной заинтересованности (путешествие в лес);

• Игровой прием.  

     По содержанию занятие   интегрированное, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через образовательные области:

• социализация;

• коммуникация;

• здоровье (физминутка)

• познание (рассказ воспитателя, просмотр презентации)

        Применение инновационных технологий позволило заинтересовать и привлечь внимание детей (во время занятия дети смотрели  мультимедийную презентацию).    На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволило  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

        Занятие состояло из этапов, к каждому из которых давались четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия конспектов занятий "Путешествие в осенний лес"

Занятия по ФЭМП в разных возрастных группах. Занятия включают различные виды гимнастик, физминутки....

Конспект занятия " Путешествие с осенью"

Ознакомление с окружающим миром, пальчиковая гимнастика, рисование по Монтессори " капельки", упражнения, игры, прослушивание диска со звуками природы....

Конспект занятия "Путешествие в осеннюю сказку"

Занятие - развлечение с элементами  театрализации...

Конспект занятия "Путешествие в осеннюю сказку"

Занятие - развлечение с элементами  театрализации...

Конспект открытого занятия "Путешествие в чудесную Осень"

Конспект открытого занятия в группе дошкольного возраста (4-7 лет) "Путешествие в чудесную Осень"...

Конспект занятия "Путешествие в осенний лес"

Конспект занятия для детей страшей группы "Путешествие в осенний лес"...