Развитие речи "Хлеб - всему голова".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Прядеина Тамара Геннадьевна

Познавательное развитие о хлебе. В конспекте используется материал о том, как  и кто выращивает хлеб, что необходимо для этого. Нацеливать детей на то, что труд хлеборобов - это тяжёлый труд. воспитывать уважение к труженникам сельского хозяйства и бережное отношении к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o_khlebe.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Хлеб - всему голова»

Занятие по развитию речи в старшей группе.

.

Цели: 1. Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле;
2. Познакомить детей с названиями профессий людей, выращивающих хлеб
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Оборудование: игрушка Петушок, плакаты с изображением труда хлеборобов, пшеничные зерна, наборное полотно и колосья из картона.

Ход занятия.
Дети входят в группу. Садятся на стульчики.
Воспитатель вносит в группу каравай: Хлеб первым на столе ставят, хлебом - солью достойных гостей встречают.
Хлеб - это дар матушки земли. Сегодня мы поговорим об этом даре. Давайте сядем рядком, поговорим ладком.
Воспитатель: К нам пришел гость, отгадайте кто это?. Кто же это: Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это ….( Петушок)
Дети: Петушок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Петя-Петушок приготовил нам очень интересную загадку.

В землю теплую уйду
К солнцу колосом взойду
В нем таких как я
Будет целая семья.
Дети: Это семя.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть зерна пшеницы. Обращает внимание детей на форму и цвет.
Воспитатель: А сейчас мы поможем Петушку вырастить пшеницу на поле , собрать зерно и отправить на мельницу. Для этого мы поделимся на 3 команды.  

1-я команда у нас будет называться пахари. Почему? Правильно, прежде чем посадить зёрнышко, надо землю вспахать, и поэтому нашей команде необходимо поработать над этой проблемой. ( Доказывают, рассказывают о последовательности работы в поле тракторов, готовят пословицы о пахарях, стихи.)                            (Составляют рассказ.Надо вспахать поле. Земля после этого становится мягкой, рыхлой.
- Как раньше человек пахал поле?
- Как теперь пашут?
- Что делали после того как поле было вспахано?
( Поле боронили).
-Для чего это надо было делать?
( Чтобы поверхность земли была ровной и гладкой).  

Великий день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я  вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает – «Трактор пашет, не катает!»

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!    

ПОСЛОВИЦЫ                        

Без труда хлеба не вырастишь.

·  Хорошо посеешь – больше хлеба получишь.

·  Где труд, там и счастье и радость.

·  Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

·  Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

2-я команда хлеборобы, это те, которые сеют зёрнышки в землю, после того, как трактор её вспахал. Задание этой команды будет такое:
Игра « Расставь карточки по порядку»
Дети рассматривают карточки с изображением последовательности посевной работы. Расставляют по логически правильной цепочке. Доказывают свои ответы.
-Что делали далее? Сеяли Дети рассказывают о севе, кто занимается этим делом, как сеют зерно.

К этому событию издавна особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке были семена пшеницы. Давайте представим, что мы сеятели.
( Дети изображают)
Воспитатель: Ребята, а какая должна быть погода в день сева? ( Безветренная).
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: Что необходимо для того, чтобы пшеница или рожь выросли здоровыми?
Дети: Солнце, дождь в меру.
Физкультминутка: Представьте, что вы зернышки ( дети сворачиваются в клубочек). Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы ( ладошки потянулись кверху).И вот уже два листика тянутся к солнцу ( ладони раскрыты, запястья сомкнуты).
Воспитатель: Выросли наши колоски ( беру в руки колоски из картона).Об уважении к хлебу говорят многие пословицы. За каждую пословицу мы будем сажать колосок в « землю»
- Хлеб на стол- так и стол престол.
-Хлеб всему голова.
- Без хлеба нет обеда.
-Хлеб батюшка – вода матушка.
-Не шуба греет а хлеб.
-Невелик кусок пирога, а стоит много труда.
Показ картины, на которой изображены люди, выращивающие хлеб.
Воспитатель: Обратите внимание на руки людей. Их можно назвать золотыми. А почему?
Воспитатель: Пора убирать урожай. Как раньше убирали хлеб? Как это делают теперь? Куда увозят очищенные зерна?

Хлеб созрел,

Но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля

Даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас

Хлеб храниться про запас.

3-я команда у нас будет называться  : Мукомолы Куда увозят очищенные зерна?

Погрузили зерно в машины. Куда же машины везут зерно? Часть остается в зернохранилище, а часть везут на элеватор  На элеваторе его сушат, мелют на большой электромельнице и оно превращается в муку. (Рассматривание муки).


Воспитатель: Куда увозят муку?
Дети: Муку увозят на хлебозавод. Пекут вкусные булочки, бублики, пирожки, хлеб.

Рассказать о том какие хлебобулочные изделия готовят из муки разных сортов. Рассказать, какая бывает мука: пшеничная и ржаная. Что пекут из той или иной муки.

Погрузили зерно в машины. Куда же машины везут зерно? Часть остается в зернохранилище, а часть везут на элеватор. (объяснить понятие).

На элеваторе его сушат, мелют на большой электромельнице и оно превращается в муку. (Рассматривание муки).

Машины везут муку на хлебозавод. Что пекут из муки? (Хлеб).

Вот каравай белого хлеба и буханка ржаного хлеба. Из какой муки пекут белый хлеб? Из пшеничной. Значит, как можно назвать его – пшеничный.

А черный из какой муки? Из ржаного. Значит можно его назвать ржаной.

Даю детям попробовать хлеб.

ПОСЛОВИЦЫ

- Хлеб на стол- так и стол престол.
-Хлеб всему голова.
- Без хлеба нет обеда.
-Хлеб батюшка – вода матушка.
-Не шуба греет а хлеб.
-Невелик кусок пирога, а стоит много труда.

СТИХОТВОРЕНИЕ

На мельнице.

Погляди- в мешках томиться

Золотистая пшеница.

Ветер дует день и ночь,

Хочет мельнику помочь.

Станет всё зерно мукою,

Потечёт мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, пирожки.

Заключение.
Делаем вывод: Вы видите как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому отношение к нему должно быть бережное, сколько труда требуется, чтобы на нашем столе всегда был душистый, вкусный хлеб.

Не зря в народе говорят: «Не трудиться – хлеба не добиться».

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию «Хлеб – всему голова» старшая группа

Задачи:Знания:   1.Формировать представление детей о том, что хлеб – основной продукт питания, кто и как выращивает, печет хлеб.    2.Знакомить детей со злаковыми растениями....

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»«Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)...

НОД по познавательному развитию "ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА"

На  данном занятии ппроисходит формирование у детей представления о процессе выращивания и приготовления хлеба....