Главные вкладки

    Проект по мотивам сказки «Курочка ряба и десять утят» Самуила Яковлевича Маршака на один год для детей 3-4 лет
    проект по развитию речи (младшая группа) по теме

    Пущиенко  Наталья Валерьевна

    Актуальность проекта

            Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей 3-4 летнего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий.

            Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

             В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к русской сказке: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине. Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими спектакля, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию.

             В ходе освоения театрализован­ной деятельности происходит совер­шенствование речи. Этому во многом способствует работа над выразитель­ностью реплик персонажей, собст­венных высказываний. Легко и естест­венно активизируется словарь ребен­ка, совершенствуется звуковая куль­тура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Соответственно улучша­ется диалогическая речь, ее грамма­тический строй.  Она также позволяет формировать опыт соци­ального поведения ребенка благода­ря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказ­ка имеют нравственную направлен­ность, т.к. участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценно­сти, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

     Театрализованная деятельность давно признана особым терапев­тическим средством, поскольку поз­воляет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица ка­кого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверен­ность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

     

    Проект игровой, творческий 2011-2012 учебный год

    Продолжительность проекта – долгосрочный, один год.

    Цели  проекта:

    ·       формирование связной речи у детей младшего возраста через театрализованную деятельность;

    ·       формирование представления о различных видах театра.

     

    Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:

    - от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

    - от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

    - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

    Задачи проекта:

     

    ·        раскрыть младшим дошкольникам многообразие театральной игры;                          

    ·       привлекать детей к совместной театрализованной деятельности,

    ·       развивать связную речь, развивать воображение и мышление,

    ·       помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру,

    ·       приобщать к сказкам посредством различных видов театра.

    ·       способствовать  проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

     

    Ресурсное обеспечение:

    ·       настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба»;

    ·       пальчиковый театр: «Теремок», «Репка»;

    ·       костюмы к сказке «Курочка ряба», к сказке «Репка»;

    ·       сюжетные картинки, театр масок;

    ·       дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», мозаика «Репка»;

    ·       театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);

    ·       кукольный театр; ширма (би-ба-бо);

    ·       фланелеграф - театр картинок;

    ·       театр из картона; вязаный; театр из коробок, театр перчаток, театр - топотушки, театр конусный, театр на палочке.

     

     

     

    Предварительная работа

    ·       Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба»,

    ·       беседа по содержанию.

    ·       Просмотр мультфильма «Курочка Ряба».

    ·       Рассматривание иллюстраций к сказке.

    ·       Подвижные игры: «Вышла курочка гулять», «Наседка и цыплята», «На птичьем дворе».

    ·       Распределение ролей и заучивание слов.

    ·       Изготовление декораций, подборка костюмов.

     

    Участники проекта:

    ·       воспитатели,

    ·       дети группы,

    ·       родители воспитанников.

     

     

    Ожидаемый результат:

    ·       дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;

    ·       формировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;

    ·       постановка сказки «Курочка ряба и десять утят» С.Я.Маршак.

    ·       формирование связанной речи посредством театрализованной деятельности

     

    Методы проекта

    ·       Чтение с детьми сказок: «Курочка ряба», С.Я.Маршак «Курочка ряба и десять утят».

    ·       Рассматривание иллюстраций, обсуждение характера героев.

    ·       Изготовление костюмов для персонажей.

    ·       Подборка оформления сцены.

    ·       Прослушивание сказки с соответствующим музыкальным сопровождением.

     

    Этапы

    1. Подготовительный (сентябрь – ноябрь 2011г.).

    2. Основной (декабрь 2011г. – март 2012г.).

    3. Заключительный (апрель – май 2012г.).

     

     

    Подготовительный этап:

    1. Диагностика творческих способностей детей (сентябрь 2012г.).

    2. Анкетирование родителей, отношение к театрализованной деятельности

     (октябрь 2012г.).

    3. Создание предметно-развивающей среды (ноябрь 2012).

     

    Основной этап: (декабрь, январь, февраль, март 2011-2012 год)

    1. Игровые ситуации: виды театра, правила поведения в театре; работники театра.

    2. Выбор произведения. Чтение сказки «Курочка ряба» с показом иллюстраций.

    3. Развитие игровых навыков посредством театрализованной деятельности -настольный театр «Курочка ряба», фартуковый театр «Курочка ряба» с инсценированием сказки детьми с привлечением родителей к творческой деятельности.

    4. Изготовление атрибутов : овощи из папье-маше (репка, свёкла, редиска, морковка, капуста);шапки для репки, свёклы, редиски, морковки, кошки, собачки, мышки (принимали участие родители).

    5. Театральные костюмы: дедки, бабки,  внучки, собачки, кошки ,мышки.

    6. Подбор музыкального сопровождения.

    7. Распределение ролей воспитателем.

    8.  Оформление сцены декорациями:

    ·       домик;

    ·       деревья (берёзки)

     

    9.  Решение проблемных ситуаций:

    - эмоциональность речи;

    - поведение в театре.

     

     

     

     

     

    10. Ход представления

     

     

    «Курочка ряба и десять утят»  Самуил Яковлевич Маршак

     

    Знаешь сказку про деда и бабу

    И курочку рябу?

    Если ты ее знаешь,

    Могу я

    Рассказать тебе сказку другую.

     

    Жили-были другие дед и баба,

    И была них другая курочка ряба.

    Снесла курочка яичко,

    Не золотое,

    Простое.

    Не всмятку

    И не крутое,

    А самое обыкновенное -

    Сырое.

     

    Мышка бежала,

    Хвостиком махнула -

    Яичко упало

    И разбилось.

    Горько плачет

    Курочка ряба.

    Пожалела курочку

    Баба,

     

    Прибежала в курятник с корзиною,

    А в корзине - яйца утиные,

    Не одно, а целый десяток.

    - Высиживай, ряба, утяток!

     

    А рябая курочка рада.

    Ничего ей больше не надо.

    Принялась она сразу за дело -

    Весь десяток высиживать села.

    Дни и ночи сидит напролет.

    Редко-редко поест и попьет.

     

     

     

     

    Скоро вылупились у наседки

    Из скорлупок пушистые детки -

    Целый десяток

    Желтых утяток.

    Запищали один за другим:

    - Есть хотим!

    - Жить хотим!

    - Пить хотим!

     

    На цыплят они не похожи:

    На ногах - перепонки из кожи,

    А носы у них плоские, длинные,

    Не куриные,

    А утиные.

     

    Вышла с детками курочка-мать

    Из ворот погулять, поклевать.

    Вдруг навстречу - усатая кошка.

    Притаилась она за травой,

    Только водит слегка головой,

    На утят ковыляющих щурится.

    Да ее заприметила курица.

     

    Поглядела сердитым глазом,

    Пух и перья взъерошила разом

    И, хоть прежде летать не умела,

    Над землею стрелой полетела.

    Налетела и ринулась в бой,

    Всех утят прикрывая собой.

     

    Плохо кошке пришлось в этой схватке.

    Удирает она без оглядки

    По траве между кочек и пней.

    А наседка -

    Вдогонку

    За ней -

    Через ямы, бугры и ухабы...

     

    Ну и храбрая курочка ряба!

    Вот такая у нас мама

    Вот какая курочка ряба!

     

     

    11. НОД (непосредственно – образовательная деятельность):

    групповая и индивидуальная

     

    НОД

    Виды деятельности

    Образовательная область «Познание»:

     

    - слушание сказок;

    - рассматривание иллюстраций книг;

    - тематические занятия, беседы;

    - пересказ сказок.

    Рассказывание детьми сказок «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят»; чтение стихотворений, потешек;

     инсценировка сказки совместно с воспитателем «Курочка Ряба»

     

    Образовательная область «Социализация»

     

    - просмотр мультипликационных фильмов «Курочка ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят»

    - разыгрывание сюжетов несложных иллюстраций и картинок по русским народным сказкам«Курочка ряба», «Теремок», «Колобок»

    -  игра- драматизация «Курочка ряба», С.Я.Маршак «Курочка ряба и десять утят»

    • Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся»
    • Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»;
    • Сюжетно-ролевая игра «В театре»
    • Игра «Превращение»
    • Игра «Волшебная палочка» 

    ·       Строительная игра «Теремок»

     

    Образовательная область «Художественное творчество»

    - тематические занятия;

    - лепка героев сказок;

    - раскрашивание иллюстрации по сказкам;

    - работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок;

    -аппликация на тему сказки «Курочка ряба»;

    -комплексные занятия по теме.

    • Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»).
    • Лепка – курочка, колобок, теремок.

    ·       Рисование героев сказок «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок»,

     

    Образовательная область «Физическая культура»

     

    - образное имитирование героев сказок;

    -включение подвижных игр с имитацией движения героев.

    • Комплекс утренней гимнастики – «Буратино», «Курочки», «Цветок», «Ветерок»

    ·       Подвижные игры -  «У медведя во бору», «Лошадки», «Курочка-хохлатка».

     

    Образовательная область «Коммуникация»

     

    - использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказки.

    -совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки

    - включаются в игровое общение, проявляя речевую активность

    - речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.

     

    Образовательная область «Чтение художественной литературы»

     

     

     

     

     

     

     

    - знакомство и чтение сказки С.Я.Маршак «Курочка ряба и десять утят»;

    - слушание русской народной сказки

    С.Я.Маршак «Курочка ряба и десять утят» на диске;

    -просмотр мультфильма «Курочка ряба».

     

     

    Образовательная область «Труд»

     

     

    -кормление птиц в зимний период;

    -посадка и уход за садовыми культурами на приусадебном участке ДОУ;

    -выездная экскурсия в ЭБЦ с целью ознакомления с повадками животных края.

     

    Образовательная область «Музыка»

     

    - пение детских песенок

    - разучивание танцевальных движений

    прослушивание и обсуждение музыкального сопровождения сказки;

    - сказка С.Я.Маршак  «Курочка ряба и десять утят» на 8 Марта с музыкальным сопровождением.

    - музыкально-художественная деятельность;

    - развитие музыкальности

    Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»

     

     

    9. Работа с родителями:

    • Пошив костюмов для театрализованной деятельности
    • Консультации на темы: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»

    ·       Итоговое мероприятие по проектной деятельности «Поляна сказок»-оформить для родителей фотовыставку;

    ·       Предоставление родителям фото и видео материалов выступлений;

    ·       Информирование родителей через сайт группы:

    ·       Логин: gruppakroxa@mail.ru 

            Пароль: gruppa137

    10.  В группе дополнить уголок театра.

     

    Заключительный этап:

    1. Драматизация сказки в группе.

    2. Выступление на городском конкурсе «Солнышко в ладошке» (апрель).

    3.Выступление на городском конкурсе «Пасхальный колокольчик» (май).

    4. Диагностика.

     

     

    Результаты и перспективы работы по развитию у детей творческих способностей посредством театрализованной деятельности.

     

     1. Разыгрывать по просьбе взрослого  небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.

    2. Владеть с помощью взрослого куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (фланелеграф, плоскостным, пальчиковым, настольным и др.).

    3. Изготовлять совместно с воспитателем и подбирать атрибуты, кукол и игрушки, элементы костюмов.

    4. Перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль с помощью взрослого.

    5. Выступление на городских конкурсах « Солнышко в ладошке» ,« Пасхальный колокольчик».

    6. Участие в международном фестивале-конкурсе « Национальное достояние»

     

    Использованная литература:

     

    1. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»; -М. 2006

    2. Русская народная сказка «Курочка ряба»

    3. Маршак С.Я. « Курочка ряба и десять утят»

    4. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009  

    5. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду.Москва,2000   

    6. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация» Детство-пресс,2012 

    7. Сомкова О.Н. Образовательная область «Социализация» Детство-пресс,2012 

    8. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика - Синтез, 2008                                                                                                                                      

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Паспорт проекта Проект по мотивам сказки «Курочка ряба и десять утят» Самуила Яковлевича Маршака на один год для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

    Актуальность проекта        Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей 3-4 летнего возраста с развитием игровой деятельности; появлением рол...

    Педагогический проект "Формирование познавательного интереса к творчеству Самуила Яковлевича Маршака"

    Методическая разработка предусматривает целенаправленную работу с детьми пяти лет по  формированию познавательного интереса к творчеству советского писателя С.Я.Маршака. Разработана с учетом...

    Проект Тематический день на тему: В гостях у дедушки Самуила Яковлевича Маршака

    ПроектТематический день на тему: В гостях у дедушки Самуила Яковлевича Маршака...

    Проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»

    Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий....

    Мероприятие посвящено 130 - летнему юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, для детей старшего дошкольного возраста.

    Мероприятие посвящено 130 - летнему юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий содержит авторский стих и авторскую игру. Родился Маршак Саму...