Родительское собрание в ранней группе с 2 до 3 лет «Улыбка». Тема: «Движение и речь».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Миникаева Елена Николаевна

В этом материале подробно освещено родительское собрание по теме "Движение и речь." Так же предоставлены вашему вниманию памятки для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_2_ulybka.docx27.53 КБ
Файл pamyatki.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в ранней группе с 2 до 3 лет «Улыбка»

Тема: «Движение и речь».

Цель:

  • показать важность работы по развитию мелкой моторики рук, значение пальчиковой гимнастики;
  • обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
  • научить родителей правильно выполнять пальчиковую гимнастику, упражнения для кистей и рук;
  • заинтересовать проблемой.

Оборудование: пластилин, дощечки для лепки, стеки, квадратные листы цветной бумаги, мультимедийная установка для показа слайдов, слайды с фотографиями играющих детей, слайды с высказываниями: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский), «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант),

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель); выставка  книг, пособий по теме, памятки.

Участники:воспитатели, родители.

Форма проведения: собрание – практикум.

Ход собрания

  1. Организационная часть.

Родители сидят на стульях в зале. На экране слайды с высказываниями великих людей о речи. Звучит лирическая музыка для настроя родителей.

Воспитатель.

- Уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку, отгадав которую мы приблизимся к теме нашего собрания.

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Тема нашего собрания – практикума «Движение и речь».

II. Информационная часть. 

Вступительное слово воспитателя.

Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх, приёмах развития мелкой моторики и их влиянии на развитие речи. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

1. Косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

2. Готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Проводя пальчиковую гимнастику и игры с предметами, мы убедились в следующем:

  • Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
  • Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
  • Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.

1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.

2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.

3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.

Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:

- после каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);

- пальцы следует нагружать равномерно.

Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых.

III. Практическая часть.

Воспитатель. Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 -15 минут.

Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.

А сейчас предлагаю немного поиграть с пальчиками.

(Родители выполняют упражнения по показу воспитателя)

«Замок»

Пальцы обеих рук переплетены между собой.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, повертели,

Постучали и открыли. (Движения выполняются согласно тексту)

«Кошка»

А у кошки

Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты,

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

«Домик»

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы) .

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы) .

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

«Пальчиковый бассейн»

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Пальчики здороваются»

Исходное положение –руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.

«Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Спрячь платочек»

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

«На лыжах»

На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.

Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Котёнок кусается»

Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.

Сильно кусает котёнок глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

(Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой).

Театр, как способ развития мелкой моторики рук у ребёнка.

Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей:

наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить) .

Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света) .

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.

Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки.

На столах дощечки для лепки, стеки, пластилин разного цвета.

Родителям предлагаю попробовать слепить грибы, используя приемы сплющивания, скатывания, раскатывания, заглаживания.

Родители лепят грибы.

 Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры и т. д.).

III. Заключительная часть.

1. Воспитатель подводит итоги собрания.

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

2. Минута благодарности. Воспитатель благодарит родителей за активное участие в проведении собрания и желает успехов в воспитании детей.

В качестве решения родительского собрания родителям вручаются памятки с пальчиковыми играми.



Предварительный просмотр:

Солнышко.

Солнце вышло из-за тучки

Солнце вышло из-за тучки.

Побежал по небу лучик!

Лучик на нос Ване сел,

А потом улетел!

(Кулак разжимается.

Пальчики растопырены,

шевелятся. Указательным пальчиком дотроньтесь

до носа малыша.

Спрячьте руку за спину.)

Ёжик.

Вышел ежик на дорожку,

У него – четыре ножки!

У него – иголки

Будто бы у елки!

 (Прикоснитесь кончиками пальцев к столу, сымитируйте пальчиками шаги. Раскройте ладошку,

Растопырьте пальцы.)

Зайка

Зайка утром встал,

За морковкой побежал!

(Сложите руку: указательный и средний пальцы – «ушки»,

остальные пальчики – в кулак. Зайкины «ушки» превращаются в ножки, которыми Вы «бежите»

 по руке малыша.)

Этот пальчик

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

Детям сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.

Кошка

А у кошки

Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты,

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

 В детский сад

Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого;

-Встали братцы все широко  расставить пальцы в стороны.

-Большой палец встал один,

-Указательный – за ним.

-Средний будит безымянный.

Т-от поднял мизинчик малый.

-Встали братцы все – ура!

-В детский сад идти пара.

Цветочки.

По весне из почек

Выросли цветочки.

У цветочков – лепестки

А на них сидят жуки:

Раз-два-три-четыре-пять!

Лепестки скорей погладь!

( Разгибайте пальчики из кулака.) Указательным пальцем другой руки

«пересчитайте» лепестки.

Рукой малыша погладьте свою ладонь.

Братцы.

Вышли братцы

Прогуляться.

А потом по одному все попрятались в дому!

 (Разгибайте пальчики по одному.

Загибайте пальчики по одному в кулак.)

Кулачок

Как сожму я кулачок,

 Да поставлю на бочок.

Разожму ладошку,

Положу на ножку.

 (сжать руки в кулачки, поставить кулачки большими пальцами вверх, распрямить кисть, положить руку на колено ладонью вверх)

Замок 

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

Ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Домик

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

-Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы) .

-Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы)

-Раз, два, три, четыре, пять!

-В домик спрятались опять

Упражнения для кистей и пальцев рук

«Пальчиковый бассейн»

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Пальчики здороваются»

Исходное положение – сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.

«На лыжах»

На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.

Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Шарик»

Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

«Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Спрячь платочек»

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

«Прикрепи прищепки»

На уровне плеч ребёнка натянута верёвка, у него в руках бельевые прищепки. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку на верёвку.

Прикреплю прищепки ловко

Я на мамину верёвку.

«Котёнок кусается»

Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.

Сильно кусает котёнок глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

(Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой

«Фонарики»

Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;

Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Протокол родительского собрания в ранней группе.

Протокол родительского собрания в ранней группе...

родительское собрание в ранней группе

Родительское собрание в ранней группе...

Родительское собрание в ранней группе «Ребенок впервые идет в детский сад»

Родительское собрание – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи....

Презентация итоговое родительское собрание в ранней группе

Презентация итоговое родительское собрание в ранней группе...