"Обобщение педагогического опыта по развитию речи"
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Турлевская Оксана Анатольевна

В материале представлен опыт работы с дошкольниками над развитием речи. Какие используются виды деятельности и какие результаты были аолучены в итоге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_na_vospitatel_goda_-_2015g.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Развитие речи в дошкольном возрасте»

 «Опыт это не возраст

– он не определяется количеством прожитых лет,

 а лишь количеством воплощенных идей».

Конфуций.

«Пока жив язык народный в устах, до тех пор жив и народ» К.Д. Ушинский

Речь – одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. Речевые навыки детей становятся все хуже. У детей вызывает затруднение пересказ прочитанных им сказок, рассказов, они плохо запоминают стихи и владеют монологической речью. В наше время дети перенасыщены информацией. С раннего возраста они  много времени проводят у экрана телевизора. Огромный поток информации и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно. Взрослые очень мало уделяют  своим детям внимания  в плане общения. Дети разучились говорить.  Возросло количество речевой патологии. Нарушения речи, отрицательно влияют  на формирование личности ребенка, их эмоционально-волевую сферу, способствует  развитию отрицательных черт характера.

Основная цель моей работы  - совершенствование речевого развития, формирование устной речи, навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи,  поставленные для решения этой цели:

  • Создание речевой среды, которая дает образцы языка.
  • Развитие речевой активности детей через все виды деятельности (непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах).
  • Создание в группе условий для речевой практики самих детей.

 Сочетаю в своей работе элементы трех  основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Использую общепринятые в дидактике методы: наглядные, словесные и практические. Эти методы направлены на накопление содержания речи. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Мною разработана модифицированная программа по развитию речи «Разговорчивый язычок», которую использую при индивидуальной работе с детьми. Она утверждена в ДОУ и опубликована на персональном сайте для свободного доступа.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Применение традиционных методик предполагает в моей работе: проведение групповых и индивидуальных занятий по развитию речи, коррекционных занятий. Используя лучшие образцы родного языка, с раннего возраста, развиваю интерес и любовь к  народным сказкам, потешкам, загадкам, вовлекаю в интереснейший процесс театрализации. Это замечательное средство развития речи детей, о чём неоднократно писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. В группе созданы необходимые условия для речевой практики детей: имеется книжный уголок, где размещены книги, достаточное количество предметных и сюжетных картинок, уголок по развитию речи. Уделяю большое внимание работе с книгой: рассматривание иллюстраций, пересказ, составление рассказа по картине, заучивание стихов и это способствует качественному развитию речи у детей, живому интересу к литературе. Налажена тесная взаимосвязь с библиотечно – эстетическим центром, что позволяет нам ходить всей группой на экскурсии в библиотеку, посещая тематические выставки, проводить совместные занятия с работниками библиотеки, участвовать в творческих конкурсах.

 Считаю, что только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития, и исходя из данного утверждения, предполагаю использование различных методик при речевом развитии. Разумеется, что технический прогресс нацелен на улучшение нашей жизни, и лишь умение правильно, рационально воспользоваться достижениями современных технологий, внедряя их в образовательных процесс – зависит от мастерства педагога. Компьютеризация прочно вошла в жизнь садов. Создано множество разнообразных компьютерных программ, направленных на коррекцию различных нарушений развития ребенка, и в частности, по развитию речи.  Научными и практическими исследованиями  (Н. Н. Кулишов,  И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина и др.) доказано, что специальное включение компьютерных программ в образовательный процесс видоизменяет традиционные формы подачи информации. Современные дети ориентируются в цифровом мире не хуже взрослых, а порой и лучше, поэтому они с радостью и большим интересом будут заниматься с интерактивной доской Smart board. Используя «умную доску», планирую свои занятия более яркими и с легкостью увлекаю  детей в мир знаний. Различные приложения и ресурсы Smart board позволят построить полезные и интересные занятия, как с самыми маленькими, так и с детьми постарше. При составлении презентации подбираю материал высокого качества, без искажения цвета, с высоким разрешением, применяя также анимационные эффекты. (Слайд 1). 

Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей. Подобная техника развития речи детей, опирается на связь музыки, слова и движения. Разучиваю с детьми стихи с движениями, что способствует непосредственному развитию речи: активизации артикуляционных навыков, пополнению активного и пассивного словарного запаса, произношению слова по слогам, т.е. формированию слоговой структуры, умению понимать обращенную речь, активно произносить, договаривать звуки, слоги, слова, регулировать высоту и силу своего голоса (говорить тихо - громко, низко - высоко). Логоритмической практикой пользуюсь в саду совместно с логопедом и музыкальным руководителем. (Слайд 2).

 Одна из методик, которая особенно полюбилась нашим детям - это "Алфавит телодвижений".

"Алфавитом телодвижений" - это комплекс двигательных действий был назван С. И. Веневцевым.

Цель методики - с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а так же способствовать обучению дошкольников грамоте.

"Алфавит телодвижений состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита.

Дети на слух и зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву.

В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и в последствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер. (Слайд 3).

Песочная терапия - В своей работе в детском саду, активно использую песочную терапию для детей как один из методов развитие речи у детей. (Слайд 4).

Как правило, строя сказочный мир, ребенок разыгрывает сцены, озвучивая своих героев. Даже «молчуны» после нескольких занятий начинают проявлять свои эмоции в звуках, словах, репликах.  После того, как ребенок построит свою картину на песке, он должен придумать название и немного рассказать о своей работе. Если не хочет рассказывать о своей постройке, то принуждать не надо. Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: морскую гальку, фасоль, горох, манку. (Слайд 5).

 В своей практической деятельности использую здоровъесберегающие технологии:

1.Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений по методике Стрельниковой). На каждое занятие включаю несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

Дыхательные упражнения  провожу с использованием дидактического материала. (Слайд 6).

2. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Метка на стекле (по Аветисову).  Пальминг (автор У.Бейтс). Адаптированные упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Проводятся в течение 1 минуты в середине занятия в сопровождении релаксационной музыки. (Слайд 7).

3. Развитие общей моторики.

Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели в группах. Проводятся в игровой форме в середине занятия, на массажных ковриках. (Слайд 8).

4. Су - Джок терапия. Стимулирование кистей рук и стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных с графическим диктантом в течение 1 минуты. (Слайд 8).  Методику пальцевого массажа  провожу со второй младшей группы – массаж большого пальца повышает активность мозга, моторного центра и речевого.  (Слайд 9).

5. Аурикулотерапия.

Система  воздействия на точки ушной раковины. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Использую на занятиях по речевому развитию для укрепления физического здоровья детей. (Слайд 10).

6. Кинезеологические упражнения, направленны на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми использую  комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. (Слайд 11).

7. Система работы по развитию мелкой моторики рук.

Мной подобран и используется ряд комплексов пальчиковых игр. Игры провожу не только на занятиях по развитию речи, но и во всех видах деятельности.  В старшей и подготовительной группах применяю такие приемы как графический диктант, обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом и прищепками, цветными камнями, с использованием определенного сюжета для проговаривания с детьми. (Слайд 12).

8. Синквейн (от  франц. Cinquains - шаблон) -  современный и интересный прием в обучении детей рассказыванию.  Это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале 20в. под влиянием японской поэзии. Использую как эффективный метод развития образной речи. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам, которое очень нравится детям.

Данные методы речевого развития применяю в комплексе.

Учитываю, что роль родителей в образовательном процессе, которая  также велика, как и педагога. С этой целью, провожу анкетирование среди родителей, оказываю методическую и консультативную помощь, приглашаю на занятия, привлекаю к созданию развивающей среды.

Благодаря взаимодействию с родителями воспитанников, педагогами-специалистами и работниками различных структур, как то библиотека, ГИБДД, детская поликлиника проходит поэтапное решение поставленных задач.

Опыт работы по данной теме представлен в интернет-журнале «Планета детства» для воспитателей и педагогов.

В заключении хочу отметить, разнообразие методов и технологий применяемых в работе над развитием речи детей, качественно  повышает их речевой уровень.

Родной язык! Родная речь!

Нам суждено тебя беречь!

Мы будем звуки изучать,

И предложенья составлять.

Язык мы чистым сохраним

И будем бережными мы с ним!

«Речь требует отбора всего лучшего, что в ней есть, - ясного, точного, красочного, звучного и дальнейшего развития этого лучшего»

М. Горький

 «Детство – это летний ветер,

Парус неба и хрустальный

 звон зимы.

Детство – это значит дети!

Детство – это значит мы!»

Р. Рождественский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...

Обобщение педагогического опыта по развитию речи с использованием пескотерапии.

Игры по развитию речи, в которые можно играть в песке....

Обобщение педагогического опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) с помощью дидактической игры»

Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) посредством дидактической игры....

Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильн...

Обобщение педагогического опыта «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном», психической жизни чело...

Обобщение педагогического опыта. Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окру...

Обобщение педагогического опыта «Гендерное развитие детей младшего возраста»

Обобщение педагогического опыта «Гендерное развитие детей младшего возраста»...