РАЗРАБОТКА НОД Познавательно - исследовательская деятельность.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Башарова Светлана Явдатовна

 

       Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).

      Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений, тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи. Координация речи с движением.

      Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  Всем спасибо. До новых встреч!

                                                              

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basharova_svetlana_nod_razrabotka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе.

Лексическая тема «Игрушки».

       Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).

      Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений, тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи. Координация речи с движением.

      Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия

    1.Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

     Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.

     Логопед. Я разрешу сесть тому, кто сможет назвать ласково своих соседей. Например, Динару можно назвать Динарочка, а Диану – Дианочка.

    Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.

1-й ребенок: Дениска.

2-й ребенок: Элиночка.

3-й ребенок: Салаватик.

4-й ребенок: Кариночка.

  Логопед. Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.

   2.Психогимнастика.

    Дети,  отгадайте загадку: «Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет». (Мячик.) Изобразите, с помощью щек, губ, какой мячик бывает. Каким стал, попавший под колесо машины. Покажите, как вы огорчились, увидев разорванный мячик. И изобразите, как вы обрадовались, когда родители купили вам новый разноцветный мяч.

   Сообщение темы занятия. Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить об игрушках.

3.Пальчиковая гимнастика «Игрушки». [Работа над темпом и ритмом речи.]

На большом диване в ряд     (Попеременно хлопают в ладоши  и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:            

Два медведя, Буратино,         (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять,      (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате              (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

4.Работа в тетради.[Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

    Логопед. Теперь откройте тетради там, где лежит закладка. Что изображено на страничке слева?

   Дети. Мы видим игрушки: юлу, пирамидку и мяч.

   Логопед. Раскрасьте мяч, карандашом любого цвета, какой вам нравиться.

  Дети выполняют работу, логопед оказывает им необходимую помощь, организует во время работы диалог, задавая вопросы: «Какой цвет ты решил выбрать для своего мяча? Какой мяч у тебя получился? Опиши его. (И т.п.)» Затем логопед оценивает работу детей, собирает тетради и убирает контейнер с карандашами.

5. Упражнение «Эхо». [Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).]

Логопед (громко). Мяч!

Дети (тихо). Мяч!

Логопед (громко). Ю-ла!

Дети (тихо). Ю-ла!

Логопед (громко). Ку-би-ки!

Дети (тихо). Ку-би-ки!

Логопед (громко). Ма-ши-на!

Дети (тихо). Ма-ши-на!

Логопед. Вы были внимательным «эхом»! Молодцы!

6.Упражнения «Мячик мой».[Координация речи с движением, развитие общей моторики. Совершенствование навыка выполнения прыжков на носочках.]

     Логопед приглашает детей на ковер и выполняет с ними уже знакомое упражнение.

Друг веселый, мячик мой,     (4прыжка на носочках, руки на поясе.)

Всюду, всюду он со мной.      (По два взмаха левой и правой рукой - как бы удары    

                                                                                                     по мячу.)

Раз, два, три, четыре, пять, (5прыжков на носочках, руки на поясе.)                                                                                        

Хорошо мячом играть.      ( Вновь по два взмаха – «удара».)

7.Стихотворение с движениями «Самолет»

Самолетик – самолет         (Разводят прямые руки в стороны и покачивают ими.)

Отправляется в полет.      (Вращают кулачками перед грудью и рычат.)

Завели мотор – р-р-р!        

Зарычал мотор – р-р-р!

Заворчал мотор – р-р-р!

Заурчал мотор – р-р-р!

Загудел самолет – у-у-у!           (Разводят прямые руки в стороны и тянут звук [у].)

И отправился в полет - у-у-у!   (Бегут по кругу друг за другом.)

Приземлился самолет,                (Приседают на одно колено.)  

Вот и кончился полет.

Логопед. Молодцы!

8. Упражнение «Помоги Андрюшке». [Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений.]

    Логопед предлагает детям опуститься на ковер и сесть по-турецки.

Логопед. Сегодня мы ребята поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте внимательно стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек  у Андрюшки.

                                        Расставил Андрюшка

                                        В два ряда игрушки.

                                        Рядом с мартышкой-

                                        Плюшевый мишка.

                                        Вместе с лисой-

                                        Зайка косой.

                                        Следом за ним-

                                        Еж и лягушка

                                        Сколько игрушек  

                                       Расставил Андрюшка?

Дети. Шесть игрушек.

Логопед. Можете назвать их?

Дети. Мартышка, мишка, лиса, зайка, еж и лягушка.

Логопед. Верно. Молодцы! Я горжусь вами! Сейчас в честь вас устроим праздничный  салют.

9. Упражнение «Салют». [Формирование направленной воздушной струи.]

     Логопед предлагает детям встать около своих стульчиков и раздает каждому по маленькой прозрачной бутылочке, в которой находиться 10-12 разноцветных шариков из пенопласта. В пробку бутылочки вставлена и прочно закреплена трубочка для коктейля.

    Логопед. Возьмите бутылочку в левую руку, а трубочку возьмите в рот и придерживайте правой рукой. Сделайте вдох и подуйте в трубочку медленно и спокойно, не раздувая щек. Получится настоящий салют.

   Упражнение выполняется 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

10. Игра «Разрезные картинки». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнения и расширение словаря.]

   Логопед раздает детям разрезные картинки.

   Логопед. Попробуйте собрать разрезные картинки, которые я вам дала.

   Дети складывают картинки из частей.

   Логопед. Расскажите, что у вас на картинках. Постарайтесь начинать свои ответы по-разному: «У меня на картинке… », «Я сложила…»                                

1-й ребенок: У меня на картинке мишка.

2-й ребенок: Я собрал пирамидку.

3-й ребенок: Я сложила паровозик.

4-й ребенок: А у меня на картинке мячик.

Логопед. Молодцы! Вы справились с моим заданием.

11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

     Логопед убирает разрезные картинки, предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой

Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»...