Дискуссия на тему"Связная речь "
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Лёвина Ирина Витальевна

Дискуссия прошла за круглым столом .обсуждались вопросы касающиеся детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дискуссия  на тему: «Развитие связной речи детей» Обращение к родителямУважаемые родители! Сегодня мы просим принять участие в дискуссии на тему : «Развитие связной речи детей»Почему мы решили обсудить с вами именно эту тему? А связано это с тем , что проблемы развития речи детей на современном этапе очень актуальны , т.к. в последние 10-летия растёт количество детей с нередко выраженными отклонениями в развитии, в том числе и речевыми.  У ребёнка может несколько запаздывать появление фразовой речи , дольше обычного срока задерживается  произношение некоторых звуков наблюдаться отдельные «неправильности» в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. У ребёнка не хватает слов выразить свои мысли , пересказать художественное произведение и т. д.  Речь ребёнка в целом  понятна и не вызывает никаких тревог со стороны родителей, т.к. у ребёнка нет трудностей в общении.Но всё меняется с началом школьного обучения, когда к речи детей начинают предъявлять более высокие требования. Все дети с отставанием в речевом развитии как бы сразу начинают высвечивается уже на самых 1-х этапах обучения их в школе. Связная речь- это высшая степень речевой деятельности как ребенка , так и взрослого       человека. Существует 2 типа связной речи ; диалог и монолог. Диалог – беседа нескольких людей (не менее 2-х). Цель беседы: спрсить  о чём-либо и вызвать собеседника на ответ.Монолог – связная речь одного лица.(сообщаю о каких-либо фактах)Вопрос к родителям: Как Вы считаете- какой вид связной речи более простой и доступный , а какой гораздо сложнее?(Ответы родителей) Пояснения воспитателя.    Действительно диалог по стилю в основном разговорная речь. Монолог же – речь книжного  стиля.

В диалогической речи часто используются предложения неполные, а пропущенные члены предложения домысливаются по ситуации: «Станет он работать!»  «Дождёшься от вас помощи» «Я тебя возьму!» Предложения такого типа не употребляются в монологической связной речи. При описании чего-либо, при повествовании или  рассуждении используется монологическая связная речь. Сообщение о фактах, существующих одновременно , называется  описанием   .Сообщение , в котором факты следуют один за другим , называются повествованием   Сообщение о фактах ,называющихся в причинно-следственных отношениях  называются- рассуждением.В монологической речи используется  все многообразие простых и сложных синтаксических  конструкций, которые и делают речь связной; предложения с однородными членами , сложносочиненными и сложноподчинённые предложения и т. д.Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладевать ею для передачи своих сообщений надо чтобы они овладели сложными синтаксическими конструкциями.  Пока ребенок не научится строить простые предложения , а затем распространятьих, употреблять сложные предложения , его речь не будет связной.

Детей надо учить монологической речи , т.к. они редко слышат её  в повседневной жизни в речи окружающих их взрослых ,т.к. в разговоре с детьми взрослые чаще используют форму диалога. Начинать  обучение   монологу в школе очень поздно: предварительные навыки монологической речи надо развивать до школы. Уже в раннем возрасте ребёнок слышит связную речь. Сначала это короткие реплики, затем рассказы, сказки.Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для развития произносительных грамматических навыков , развития словаря и базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но чаще всего он возникает в различных режимных моментах и жизненных ситуациях.(возвращаясь домой ,ребёнок разговаривает со своими домашними : т.е. происходит беседа-обмен репликами между самими детьми. В д/с. Беседа проводится с прямой целью развития речи детей , но она даёт и знания.

Монологической речи  надо учить ребёнка с 5 лет. Но подготовка к этому ведётся на 2-ом году жизни в процессе чтения и разучивания потешек. Трудности монологической речи состоят в том, что она требует от ребёнка  внимание, умения одновременно заметить не только предметы и явления, но и связи между ними.

Речь – понятие диффериенцированное, куда входит  и звуковая сторона речи ,и лексика и

Грамматический строй речи и высший вид речи – связная речь.

Поэтому . овладеть связной речью , ребёнок сможет лишь в том случае, если он овладел звуковой стороной речи (чистое звукопроизношение , хорошая дикция и т.д.) у неё богатый словарный запас языка , он умеет правильно грамматически оформлять свою мысль (согласовывать слово в роде, числе, падеже) только в этом случае ребенку обеспечен выход в связную речь. Поэтому овладение связной речью нельзя ограничиваться только одной этой стороной, а развивать её нужно в комплекте с др. сторонами речи.

Анализ анкет:Пояснения воспитателя: Анализируя данные анкетирования, мы пришли к выводу, что родителей  больше всего волнует вопрос  звукопроизношения детей и мало кто из родителей (20%) считает, что нужно заниматься всеми сторонами речи. 30% родителей считает , что св. речи  детей нужно учить  в школе.50% считает, чторечь развивается спонтанно , само по себе.Выступление логопеда Яковлевой Н.Б. на тему «Коррекция звукопроизношения»-(как одного из компонентов речи ребенка)Звуковая сторона речи- это не только чистое правильное произношение звуков, но и умеренный темп ,сила голоса, чёткая дикция и развитое речевое дыхание.Сообщение воспитателя группы.Помимо трудностей в усвоении звук.кул.речи для детей  характерны сложности в усвоении лексико-грамматического строя речи.В 1-ю очередь ребенок усваивает те слова , которые связаны с его жизнедеятельностью.Поэтому в речи детей сначала появляются существительные , после 2-х лет глаголы  и названия признаков предмета. Что касается предлогов , то дети опускают их и после 3-х лет. Формирование словаря  и грамматического строя речи.

  1. Обобщающие слова (мебель, посуда, электроприборы)
  2. Глаголы (действия животных, употребление приставок , входить-переходить)
  3. Многозначные слова (коса- инструмент, коса у девочки ,ручка. шляпка)
  4. Антонимы (высокий-низкий, громкий-тихий)
  5. Притяжательные прилагательные (лошадиный хвост, львиный хвост)

Раздача памяток  для  родителей  на развитие  лексико-грамматического  строя  речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Связная речь детей дошкольного возраста"

Этот материал удобно использовать как для родителей на собрании. так и для педагогов ....

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»

.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему  легче высказывать свои мысли, тем шире  его возможности  в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценне...

Памятки для родителей по теме "связная речь"

памятка «Как развивать связную речь в процессе сюжетного рисования по сказкам"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "СВЯЗНАЯ РЕЧЬ"

Связная речь, как высшая форма речемыслительной деятельности, является показателем уровня речевого и умственного развития ребенка. Практический опыт работы показал необходимость новых подходов к пробл...

Конспект семинара-практикума для педагогов на тему: "Связная речь - сложная форма речевой деятельности"

повышение профессиональной компетентности педагогов в части развития связной речи дошкольников через составление рифмованных текстов, метафор,  загадок....

Своя игра на тему: "Связная речь"

Игра на основе передачи "Своя игра" для педагогов....