«Теремок»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Сяина Яна Борисовна

 

Цель -  развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

         Познавательно речевое развитие

     Образовательная область «Познание», «Коммуникация»

   Формирование элементарных математических представлений. Развитие речи.  

Конспект итогового мероприятия по сказке «Теремок» во второй младшей группе в    рамках проекта «Любимые сказки в развивающих играх» - «Учимся, играя»  

Цель -  развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей.

Задачи:

Воспитательные: учить  внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать;

- воспитывать любовь к народному творчеству – сказкам;

- воспитывать потребность в свободном речевом общении с детьми и взрослыми;

- формировать умение наводить порядок на своём рабочем месте после выполнения заданий.

Развивающие: развивать  речь, познавательные  и творческие способности у детей, логическое мышление, внимание, память;

- развивать любознательность,  эмоциональную отзывчивость,  наблюдательность и самостоятельность в игровой деятельности;

- развивать моторную координацию – мелкую моторику рук,  координацию речи и движения – физкультминутка.

Образовательные: формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение, совершенствовать умения пересказывать художественное произведение;

- развивать умения различать и называть цвет, форму и величину геометрических фигур;

- развивать навыки составления по схеме разных фигур из нескольких частей, называть их пространственное расположение относительно друг друга;

- формировать умения отвечать на вопросы педагога.

Методы и приёмы организации:

Словесные: пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указания к действию,  художественное слово.

Наглядные: демонстрация предметов, рисунков, иллюстраций, показ способов действия и схемы построения образов.

Практические: показ упражнения, поручения, физкультминутка,  дидактическая игра.

Игровые: сказочная ситуация.

Стимулирующие: похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха.

Интегрируемые образовательные области: Коммуникация, Познание, Социализация, Чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

- знакомство со сказкой «Теремок», использование мнемотаблиц для рассказывания детьми произведения, расширение словарного запаса детей;

- закрепление знаний о диких животных – использование моделей для рассказа о героях сказки, развитие связной речи;

- в играх по формированию элементарных математических представлений – учить  классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме величине;

- закреплять название геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал;

- учить составлять предметы из нескольких частей – геометрических фигур, уметь называть  их и их пространственное расположение.

Оборудование:

- на стене висит демонстрационное панно с изображением героев сказки и теремка;

- мнемотаблица по сказке, картинки с изображением  разных жилищ людей и животных;

- игры «Двухцветный квадрат»  - по 2 на каждого ребенка;

- минифланелеграфы-ковролин – по 1 на каждого ребенка;

- схемы героев сказки (составленные из элементов игры «Эталоны формы») – один на стол для двоих человек;

- набор геометрических фигур на липучке для собирания героев сказки на минифланелеграфе (составленный из элементов игры «Эталоны формы») – по одному на каждого ребенка;

- набор счетных палочек для каждого ребенка;

- в группе на полках располагаются другие развивающие игры.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в группу пришли гости, давайте мы расскажем им нашу любимую сказку. Посмотрите на мою волшебную картинку (показывает мнемотаблицу по сказке «Теремок»), скажите, пожалуйста, про какую сказку я говорю?

Дети: (рассматривают мнемотаблицу) - Это сказка «Теремок». Здесь изображены теремок и герои сказки: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.

Воспитатель: А почему медведь изображён коричневым цветом?

Дети: Потому что он разрушил теремок и всем зверям сделал плохо.

Воспитатель: Совершенно верно. Скажите, ребята, а что такое «теремок»? И кто в нём живёт?

Дети: Теремок – это домик, а живут в нём звери.

Воспитатель: Какие это звери – дикие или домашние?

Дети: Дикие, потому что они живут в лесу.

Воспитатель:  Хотите узнать, какие ещё есть домики? Посмотрите на эту картинку (показывает картинки с разными домами): это пещера – в ней жили люди давным-давно, когда не было городов и деревень. Это – рыцарский замок – крепость для защиты от врагов; а это – дворец: в нём живут принцы и принцессы; а это – изба – дом в деревне. У кого из вас живут бабушки в деревне?

Дети: У меня, и  у меня.

Воспитатель: А кто живёт в таких домах? (показывает обычный городской дом).

Дети: Я, мы, люди в городе.

Воспитатель: Посмотрите, чей это домик? (показывает медведя в берлоге) Как он называется?

Дети: Медведь в берлоге.

Воспитатель: У кого домик на дереве? (показывает дупло белки и гнездо птиц)

Дети: Дупло у белочки, птички живут в гнезде.

Воспитатель: А кто живёт под землёй? (показывает норки мышки, крота, лисы)

Дети: Мышка, крот, лиса.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Правильно. А теперь давайте будем рассказывать сказку (рассказывает вместе с детьми):

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Бежит мимо мышка:

- Кто, кто в теремочке живёт?

- Кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Воспитатель: Ребята, а давайте построим сами теремок. Посмотрите на свои столы и скажите, из чего мы умеем делать домики?

Дети: Из счетных палочек и квадратика.

Воспитатель: Из чего мы сейчас будем его делать?

Дети: Из квадратика.

Воспитатель: Садитесь, берите квадратики. Положите их перед собой красной стороной, теперь загните верхние уголки вперёд, на квадрат – что у вас получилось?

Дети: Домик красного цвета.

Воспитатель: Правильно, а какой он формы? Какого цвета крыша? Какой она формы?

Дети: Домик – прямоугольник. Крыша зелёного цвета, треугольной формы.

Воспитатель: Правильно. Теперь разогните уголки  и загните их назад, за квадрат. Какого цвета получился домик и крыша?

Дети: Красного цвета и домик и крыша.

Воспитатель: Теперь положите перед собой зелёный квадратик.  Загните уголки вперёд на квадрат – какого цвета получился  домик, а какого цвета крыша?

Дети: Домик – зелёный, крыша – красного цвета.

Воспитатель: Разогните уголки. И загните их снова – назад, за квадрат. Какого цвета получился домик и крыша?

Дети: И домик и крыша зелёного цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые теремки у нас получились! А теперь давайте сделаем первую гостью в теремке.  Кто это?

Дети: (откладывают в сторону домик и берут второй квадрат) Мышка-норушка!

Воспитатель: Возьмите второй квадратик. Согните его пополам – уголок к уголку. Какая фигура у нас с вами получилась?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: Правильно, треугольник. Поставьте его как горочку, чтобы по ней скатились санки, и верхний уголок загните внутрь. Вот и наша мышка. Поиграйте с ней немножко и будем дальше рассказывать сказку.

Дети играют с мышками на столе.

Воспитатель вместе с детьми рассказывает сказку дальше.

Прискакала лягушка: - Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

- Я мышка-норушка. А ты кто?

- А я, лягушка-квакушка. Давай вместе жить!

И стали они вместе жить.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем лягушку из геометрических фигур, которые лежат у вас на столах (см. рис. 1). Найдите рисунок лягушки, посмотрите на неё и скажите, из каких геометрических фигур она состоит и какого размера её части:

- голова,  туловище, передние лапы, задние лапы – что это? Какого цвета будет лягушка?

Дети: Голова – это большой овал, туловище – большой треугольник, передние лапы – маленькие треугольники, задние лапы – маленький прямоугольники.  Лягушка бывает зелёного цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Найдите детали лягушки и сделайте её на своих ковриках

(дети собирают  детали лягушки на ковриках).

Воспитатель: Давайте рассказывать сказку дальше. На чём мы остановились? Кто должен следующий прийти  в гости?

Дети: Зайчик-попрыгайчик.

Воспитатель с детьми рассказывает сказку.

Бежит мимо зайчик. Увидал теремок и спрашивает: - Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

- Я мышка-норушка. Я лягушка-квакушка. А ты кто такой?

- Я зайчик-попрыгайчик. Пустите меня к себе жить.

Прыгнул зайчик в теремок и стали они вместе жить-поживать втроём.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на свои столы и найдите рисунок зайчика (см. рис. 2). Скажите, из каких геометрических фигур он состоит и какого размера эти части:

- голова, туловище,  хвост, лапы, уши – какие они?

Дети: Голова – маленький круг, туловище - большой круг, уши длинные – это овал, хвостик – самый маленький кружок, лапы – прямоугольники.

Воспитатель: Молодцы, ребята, сделайте зайчика на своих ковриках (дети собирают зайчика на ковриках).

Вы, наверное, устали. Выходите на ковёр, сделаем зарядку:

  1. Физкультминутка:

Воспитатель показывает движения, дети делают вместе с ним.

- Нам лениться не годится, помните ребята,        (руки вверх, в стороны)

Даже звери с теремочка делают зарядку.        (наклоны в стороны)

Выходите на зарядку:        (маршируют на месте)

Зайцы скачут – скок, скок, да на беленький снежок,        (прыжки на месте, как зайчики)

Приседают, слушают – не идёт ли волк,         (приседают, слушают)

Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса,         (бег на месте)

Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста,         (руки через стороны вверх)

А ещё забыли мышку, мышку – серую малышку.         (присели, встали)

Воспитатель: Давайте рассказывать сказку дальше.

Бежит мимо лисичка-сестричка, постучала в теремок и спрашивает: - Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

- Я мышка-норушка. Я лягушка-квакушка. Я зайчик-попрыгайчик. А ты кто?

- А я лисичка-сестричка. Пустите меня к себе жить.

Забралась лисичка в теремок, и стали они все вместе жить.

Воспитатель: Ребята, возьмите наши квадратики и сделаем лисичку. Какого цвета бывает лиса на самом деле?

Дети: Рыжая.

Воспитатель: Положите квадратики зелёной стороной на стол, сложите его сторона к стороне пополам. Что за фигура у вас получилась и какого она цвета?

Дети: Прямоугольник  красного цвета.

Воспитатель: Теперь загибаем верхний уголок - там где сгиб, вовнутрь – получилась лисичка. Похожа она на мышку?  Скажите, а чем отличаются мышка и лисичка друг от друга, когда мы их делали.

Дети: Они получились одинаковыми, хотя и делали мы их по-разному. Для мышки мы складывали квадратик в треугольник, а для лисички – в прямоугольник.

Воспитатель: Правильно.  Пусть ваша лисичка побегает за мышкой. Поиграйте с ними. А потом будем продолжать дальше рассказывать сказку.

Дети играют с мышкой и лисичкой.

Воспитатель: Давайте рассказывать сказку дальше.

Прибежал волчок-серый бочок: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-попрыгайчик, я лисичка-сестричка. А ты кто?

- А я  волчок-серый бочок, можно мне к вам?

Забрался волчок в теремок и стали они все вместе жить.

Воспитатель: Ребята, найдите на своих столах рисунок волка (см. рис.3). Подберите к нему геометрические фигуры, из которых он состоит:

- голова, туловище, лапы, хвост, уши.

Дети: Голова – это большой треугольник, туловище – большой прямоугольник, лапы – маленькие прямоугольники, уши – маленькие треугольники, хвост – маленький овал.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь соберите волка на своих ковриках (дети собирают волка на ковриках). И будем продолжать нашу сказку. А про кого нам осталось ещё рассказать?

Дети: Про медведя  (рассказывают сказку вместе с воспитателем):

Идёт мимо медведь. Увидал теремок да как заревёт: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-попрыгайчик, я лисичка-сестричка, я волчок-серый бочок. А ты кто?

- А я медведь косолапый! – и полез в теремок. Лез, лез, никак не мог влезть и говорит:

- Лучше я на крыше буду жить!

- Ты нас раздавишь!

- Нет, не раздавлю! – влез медведь на крышу и раздавил теремок. Разбежались звери кто куда!

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем медведя из геометрических фигур (см. рис.4). Найдите на своих столах рисунок медведя и скажите, из каких частей он состоит:

- голова, туловище, лапы, уши. Соберите мишку на своих ковриках.

Дети: Голова – это большой круг, туловище – большой квадрат, уши – маленькие круги, лапы – маленькие овалы и прямоугольники (дети собирают медведя на ковриках).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями и наша сказка закончилась. А давайте построим нашим зверушкам новый домик-теремок из счетных палочек. Из каких геометрических фигур он состоит?

Дети: Из квадрата – это домик, и крыши – она треугольная  (дети составляют домики  из счетных палочек).

  1. Заключительная часть

Воспитатель:  Какие у нас получились красивые теремки. А из чего мы ещё умеем строить домики? В какие игры мы играли и строили разные предметы?

Дети: На Геоконте – из резиночек. Из частей «Чудо-крестиков» и «Чудо-сот».

- Из геометрического конструктора, из магнитной мозаики.

- Из цветных палочек. Из блоков Дьенеша.

Воспитатель: Возьмите эти игры и покажите, как вы умеете составлять домики.

(дети берут с полок игры и составляют домики). 

Молодцы. Понравилось вам, как мы сегодня играли? Давайте немножко отдохнём.                                                                       (дети выполняют упражнения)        

- Стоит в поле теремок, теремок,                (руки над головой - крыша)

Очень, очень он высок, ох, высок!                (руки вверх)

Без веселья здесь нельзя,                        (хлопают в ладоши)

В теремке живут друзья!                                    (жмут друг другу руки)

(повторяют несколько раз)

             

Список  использованной  литературы

1.  Бондаренко Т. М.  Развивающие игры в ДОУ.  Воронеж,  2005.

2.  Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры.  СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудо - теремок" Театрально-игровое действие по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей средней группы

"Чудо - теремок"Театрально-игровое   действие по мотивам  русской  народной  сказки «Теремок»для  детей  средней  группыПрограммное  содержание:·...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Физическая культура» на тему: «Теремок» во второй младшей группе. Комплекс упражнений "Теремок".

Конспект организованной образовательной деятельности представлен по физической культуре( комплекс упражнений) по сказке : "теремок". Занятия проходит во второй младшей группе детского сада....

«Теремок-теремок, он не низок, нe высок»

конспект интегрированного занятия в младшей группе по сказке "Теремок"...

Конспект по развитию математических представлений «Стоит в поле теремок, теремок»

Упражнять в счете от одного до шести. Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить различать геометрические фигуры по форме и цвету (круг, квадрат, треугольник)....

Интегрированная НОД с элементами театрализации для средней группы «Теремок, теремок он не низок не высок!»

Интегрированная НОД с элементами театрализации для средней группы «Теремок, теремок он не низок не высок!»(НОД с элементами театрализации в средней группе)автор: Шишенина Аурика Анатольевнавоспитатель...

Стоит в поле теремок, теремок...

план-конспект по образовательной области "Речевое развитие" в группе раннего возраста с использованием электронного образовательного ресурса...

Стоит в поле теремок, теремок

электронно-образовательный ресурс к плану-конспекту "Стоит в поле теремок, теремок..."...