Взаимосвязь речи и мелкой моторики у детей
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

<<Взаимосвязь речи и развития мелкой моторики пальцев у детей >>

 

<< Ум ребенка находится на кончиках его пальцев >>

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_rechi_i_melkoy_motoriki.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Бэлан М.М.

<<Взаимосвязь речи и развития мелкой моторики пальцев у детей >>

<< Ум ребенка находится на кончиках его пальцев >>

В. А. Сухомлинский

У большинства детей пальчики малоподвижны, движения неточны. Дети держат ложку в кулаке, затрудняются работать карандашом, кисточкой, не могут застегнуть пуговицы, молнии и т.д.

Развитие пальчиковой моторики помогает формированию речи.

Виды совершенствования мелкой моторики

1. Пассивная гимнастика - с 6 месяцев.

Массаж - поглаживание пальцев рук от кончиков пальцев к запястью или сгибать и отгибать каждый пальчик  отдельно в течении  2 - 3 минут ежедневно.

2. Массаж и самомассаж .

Можно использовать  мячики с шипами, ребристые палочки, карандаши. Необходимо чередовать медленный и быстрый темп, использовать игровые формы.

3. Активная гимнастика - это конструкторы, шнуровки, пазлы, прищепки, мозаика, бусы, спички, счетные палочки.

Игры - шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику  рук, пространственное  ориентирование, творческие способности, глазомер, внимание. Происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. А это в свою очередь влияет на формирование речи. Спички и счетные палочки  (ребристые) - хороший материал для развития памяти, внимания и логики. С их помощью выкладывают различные фигуры.

4. Пальчиковая гимнастика.

Дети учатся напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время, переключаться с одного движения на другое. Динамические упражнения учат сгибать и разгибать пальцы, противопоставлять большой палец остальным.  Заниматься надо ежедневно не менее 5 минут . Цель - привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движения мышц пальцев и губ.

5 . Пальчиковый театр и пальчиковый театр теней.

Речь начинает формироваться. А упражнения для пальчиков, языка, губ превращаются  в увлекательную игру, укрепляют и развивают речевой аппарат. Простой вариант - пальчиковые куклы из шариков пинг-понга, на которых нарисованы персонажи. Куклы из картона в виде цилиндров по размеру пальцев ребенка. Перчаточные куклы используются в инсценировках.

Театр теней дает возможность спонтанной игры с ребенком. Все зависит от вашей фантазии.

6. Графические упражнения.

Рисование пальцами и ладонью.  

Штриховки : горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистые линии  и  т.д.

Обведение по трафарету фигур и предметов карандашами. Начинать обводку надо с внутренней стороны трафарета, так легче, и с простых форм - круга, квадрата. Занятия 5-7 минут, так как большая нагрузка на зрение.

Рисование пальцем благотворно для развития мелкой моторики.

Рисовать можно по крупе, лежащей на подносе, на листе бумаги, обмакнув палец в краску.

7 . Физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой.

Они проводятся  в сочетании с речью детей. Можно проговаривать стихи, песенки одновременно с движениями. В этом большое преимущество - речь ритмизируется, делается более четкой, эмоциональной. Можно изображать  животных, деревья и т.д.  Это позволяет мобилизовать  внимание детей. Желание быстро и точно воспроизвести фигуру из пальцев стимулирует запоминанию.

8 . Логоритмика - это взаимосвязь речи, музыки и движения. Движение здесь является связующим звеном между ребенком и окружающим миром.

Так можно помочь нашим  малышам освоить навыки самообслуживания, участвовать в творчестве, а главное - научиться общаться при помощи красоты русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Статья содержит теоретические аспекты изучения развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе:общую характеристику детей старшего дошкольного возраста; особенности развития связной речи в с...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

мелкая моторика рук взаимосвязь речи и мелкой моторики рук

как связанна речь ребенка и мелкая моторика рук...

Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Формирование мелкой мотрики у детей дошкольного возраста...

статья "Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста."

В статье освящены вопросы развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены некоторые комплексные методы развития мелкой моторики и речи....