Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Иванова Ольга Валерьевна

Итоговое занятие по развитию речи на закрепление лексической темы "Лес, грибы, ягоды". Включены задания по формированию устной речи, отгадыванию загадок, на развитие мелкой моторики,  на  закрепление понятий: лиственный, хвойный, смешанный, ягоды лесные и садовые и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие  по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Прогулка в лесу»

Цель: 1. Развитие мелкой моторики у детей;

          2. Развитие усидчивости, концентрации внимания, точности       глазомера, координации и последовательности движений;

          3. Учить, полным предложением, отвечать на поставленные   вопросы;

        4.Расширение лексического словаря по теме « Лес. Грибы.      Ягоды»

       5.Воспитание бережного отношения к природе.

 

План занятия.

Предварительная работа:

Рассматривание и беседа по картинкам с разными видами леса (смешанный, лиственный , хвойный), рассматривание разных пород деревьев на участке (в природе) – береза, дуб, клен, сосна, ель, каштан. Их плодов  - желуди, шишки, каштаны. Чтение рассказов о лесе  «Мы идем в лес» «Что такое лес?», «Какие деревья растут в лесу», «Березовая роща», «Ельник», «Сосновый бор», «Березовая роща», «Лесные этажи», «Лесные профессии» С. М. Заплатной., Т.А. Куринковой, «Ты и лес» Радзиевской Л.,                                      загадывание загадок о лесе , грибах, ягодах.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель говорит: «Ребята, а какие времена года вы знаете?»

Дети: «Осень, зима, весна, лето»

Воспитатель: «Какое сейчас время года?»

Дети: « Осень»

Воспитатель: «Какое время года было до осени?»

Дети: « Лето»

Воспитатель:  «А какое время года  наступит после осени?»

Дети: «Зима»

1 часть. Стук в дверь. Появляется Красная Шапочка.

Красная Шапочка: «Здравствуйте ребята!»

 Дети: «Здравствуйте»

Красная Шапочка: «Ребята, вы меня узнали?»

Дети: «Да, ты Красная Шапочка»

Красная Шапочка: «Ребята, я гуляла по лесу, но ничего не нашла».  

Воспитатель: «Ребята, давайте расскажем Красной  Шапочке что же растет в лесу».

Воспитатель говорит: «Красная Шапочка, садись и послушай».

Воспитатель:  «А что же такое лес, дети?»

            Ответы детей.

            - А какие деревья вы знаете?             Отвечают дети

           - Кустарники?                                      Отвечают дети

           -Ягоды? Грибы?                                   Отвечают дети

Воспитатель: «Если ягоды растут в лесу, как мы их назовем?»

Дети: «Если ягоды растут в лесу, то они называются лесными ягодами»

Воспитатель: «Перечислите их»                  Отвечают дети

            - Если ягоды растут в саду, как мы их назовем?

Дети: «Если ягоды растут в саду, то они называются садовыми»                                                                         Воспитатель: «Назовите их»                      Отвечают дети

Воспитатель: «Перечислите съедобные грибы, несъедобные».

                                                                         Отвечают дети

            - Почему несъедобные грибы так называются?

            -Потому что их нельзя кушать.

Воспитатель: «А вот сейчас мы вместе с Красной Шапочкой отправимся в лес»

Дети встают в круг, вместе с воспитателем идут по кругу, проговаривая слова:

                               Через мост перейти

Надо нам ребята.

В дальний лес мы идем,

Там грибы маслята.

Воспитатель говорит:  «Ребята, давайте расскажем Красной Шапочке чем же звери  занимаются в лесу!»

Дети продолжают идти по кругу, проговаривая:

                                               Все зверюшки на опушке

                                               Ищут  грузди и волнушки.

Дети останавливаются, показывают пальчиками «белочку» и продолжают стишок:

                                              Белочки скакали

                                             Рыжики срывали.

Дети скачут по кругу, согнув колени и «срывают» воображаемые рыжики. Останавливаются, пробежав круг,  затем  продолжают стихотворение и  одновременно показывают пальчиками  «лисичку» (аналогично  проделывают до конца игры, изображая  зайчиков). После слов дети бегут, «собирая» грибы.

                                            Лисичка бежала

                                            Лисички собирала.

                                           Скакали зайчатки

                                           Искали опятки.

После того, как дети проскакали  круг в образе зайчиков, показывают медведя и тяжело шагают по кругу.

                                       Медведь проходил

Дети топают ножкой и произносят последнюю фразу:

                                     Мухомор раздавил!

2часть:  На мольберте закреплены грибы.

                Воспитатель: «Вот мы с вами подошли к лесу. Что мы видим на опушке?

   Дети отвечают : «Здесь растут грибы».

      Воспитатель показывает схему (название гриба, из каких частей состоит, съедобный или несъедобный, цвет шляпки и ножки) и говорит: « Каждый из вас сейчас сорвет по одному, расскажет по схеме о своем грибочке и пристегнет к корзинке для нашей Красной Шапочки».

 Когда все съедобные грибы дети пристегнут, Красная Шапочка показывает на мухомор и говорит: « Спасибо большое. А почему вы не сорвали вот этот красивый гриб?»

        Дети отвечают.

 Воспитатель: «Мы собрали полную корзину грибов».

  Красная Шапочка: «Спасибо большое. Ребята, в лесу у меня есть много друзей – белка, зайчик, ежата. Я бы очень хотела, чтобы им мы тоже подарили лесные подарки».

Воспитатель: « Ребята, пойдем сейчас мы с вами по дорожке, где на камушках лежат сюрпризы. Чтобы их получить, нужно отгадать загадки. И вот тогда мы и поделимся этими подарками с друзьями Красной Шапочки».

   

3 часть. Перед детьми 4 дорожки (для четырех детей в подгруппе) из  деревянных кирпичиков, на каждом спрятана отгадка. Дети отгадывают, кладут сюрприз в корзинку  Красной Шапочки и перепрыгивают. Так проходят через все «камушки» на дорожке.

Загадки:    1. Не похожа на иголку , а упала тоже с елки. (Шишка).

                   2. В этот гладкий коробок бронзового цвета, спрятан маленький дубок будущего лета. (Желудь).

                   3. Растут - зеленеют, упадут-пожелтеют, полежат- почернеют. (Листья).

                  4. Под сосною у дорожки, кто стоит среди травы? Ножка  есть, но нет сапожка. Шляпка есть, нет головы. (Гриб).

Воспитатель: «Вот мы и пришли. Давайте теперь подарим по сюрпризу каждому лесному зверю». На столах лежат игры-шнуровки – «Белка», «Еж» (2шт),   «Зайка» - ( на каждого ребенка по шнуровке).

Воспитатель: «Берите по шнурку, продевайте в отверстия на фигурке, так, чтобы концы шнурка были одной длины. Фигурка должна висеть на шнурке. Затем концы продеваете в отверстия на основе и завязываете бантик».

Дети выполняют задание самостоятельно. По необходимости воспитатель помогает. Когда дети закончат, педагог хвалит.

  Воспитатель: « Ребята, давайте попрощаемся с лесными жителями и пойдем дальше».

Дети идут по кругу и говорят стишок:

                                Поспешим мы дальше в лес

Дети  останавливаются и разводят руками, проговаривая:

                               Полный сказок и чудес.

Ставят руки на пояс и делают повороты вправо и влево:

                              Мы еще хотим узнать,

                             Что в лесу можно собрать!                      

4 часть.  На ковролине закреплены модули деревьев и картинки с  ягодами. Воспитатель: «Посмотрите, ребята, какие деревья вы видите в лесу?»

Дети отвечают: «Дуб, береза, клен, елка, сосна».

Воспитатель говорит: «Как мы назовем деревья, на которых растут листья?»

Ответ детей: «Если на деревьях растут листья , то деревья называются лиственными»

Воспитатель: «А если растут иголки на деревьях?»

Ответ детей: «Если на деревьях растут иголки, то деревья называются хвойными».

 Воспитатель говорит: «Ребята, если в лесу растут и лиственные и хвойные деревья, то как мы назовем этот лес?»

Ответ детей: «Если в лесу растут лиственные и хвойные деревья, то лес называется смешанным».

Воспитатель спрашивает: «Если в лесу растут  только лиственные деревья, то как называется такой    лес?»                                         Ответ детей: «Если в лесу растут только лиственные деревья, то лес называется лиственным».

Воспитатель спрашивает: «А если растут только деревья с иголками?»

Ответ детей: « Если растут только деревья с  иголками, то лес называется хвойным»

Воспитатель: «А в  какой же лес пришли мы с вами?»

 Воспитатель: «Ребята, посмотрите внимательно на деревья и скажите, есть ли здесь ошибки?»  

Дети по очереди находят листочки, которые закреплены не на своих деревьях, перевешивают и объясняют  свои действия.

Воспитатель просит детей сорвать по одной ягодке и по очереди рассказать о ней по схеме. Схема висит в уголке ковролиновой доски - название ягоды, лесная или садовая, цвет ягоды, ее форма, какая она на вкус и какая на ощупь. Рассказав, дети развешивают картинки с садовыми ягодами на магнитную доску, а лесные – в корзинку для Красной Шапочки.

Воспитатель просит объяснить каждого ребенка свои действия.

Дети отвечают.

Воспитатель: « Давайте, ребята, вспомним, о чем мы сегодня разговаривали на занятии»

Ответы детей.

Красная Шапочка: «Напомните, ребята, что в моей корзинке лежит? Я вам буду показывать, а вы называйте».

Дети называют: грибы, шишки, желуди, листья, ягоды.

Красная Шапочка: « Ребята, а вы не забыли какое сейчас время года? А осенью с листочками  что происходит?

Ответы детей.

Красная Шапочка: « А вы знаете стишок про листочки?»

Дети выполняют пальчиковую гимнастику, проговаривая слова стиха:                 «Ветер по лесу летал

                                     Ветер листики считал:

                                    Вот дубовый, вот кленовый

                                   Вот рябиновый резной,

                                  Вот с березки золотой.

                                 Вот последний лист с осинки

                                Ветер бросил на тропинку.»

Красная Шапочка: «Спасибо большое за интересную прогулку, теперь – то я никогда  с пустой корзинкой из леса не вернусь. До свидания!»

Дети прощаются с Красной Шапочкой. Красная Шапочка уходит. Воспитатель хвалит детей и раздает всем по орешку.

                                 

                                   

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...